Если предприятие просуществовало на рынке более 3-х лет и занимает не самое последнее место в отрасли, при этом его капитализация или годовой оборот уже весьма велики, то проблема развития и расширения бизнеса стоит перед ним достаточно остро. В рыночных условиях не сохранишь уже завоеванных позиций без постоянного ресурсного развития бизнеса и повышения его финансовой устойчивости. Если денежных средств на поддержание производства в прежнем объеме еще как-то хватает, то выкроить из годового бюджета предприятия средства на развитие уже довольно сложно - эти деньги нужно привлекать.
В обществе с развитыми рыночными отношениями, курс на построение которого взяла Россия, наиболее распространены три способа привлечения денег предприятиями, которые твердо стоят на ногах или имеют хороший рыночный потенциал:
1. Кредиты
2. Прямые инвестиции
3. Портфельные инвестиции.
Рассмотрим более подробно каждый из этих способов.
Кредиты. Для большинства предприятий это самый простой и известный способ быстро получить деньги под свои конкретные проекты. К положительным моментам можно отнести относительную простоту оформления, быстроту получения денег, отсутствие влияния на распределение собственности между владельцами предприятия. К отрицательным моментам можно отнести необходимость возврата денег и процентов. В связи с этим на предприятие ложится большой груз ответственности. Часто также процент по кредитам превосходит доходы от проекта. К тому же, сегодня кредитные деньги в основном "короткие", т.е. максимальнный срок кредита, который можно получить в коммерческом банке - один год.
Сложность в привлечении кредитных денег состоит еще и в том, чтобы убедить сотрудников кредитной организации в своих возможностях вернуть занятые деньги. Именно поэтому данный способ привлечения средств используют прежде всего те руководители, которые имеют очень тесные связи в банковских и кредитных учреждениях. Или те предприятия, у которых есть что положить в залог. Если же таких связей или возможностей залога нет, либо объем денег, который руководство предприятия может привлечь с помощью кредитных линий, не удоволетворяет всех потребностей предприятия, то остаются еще следующие два способа привлечения денег, которые связаны с участием организаций, инвестирующих в предприятие, в его акционерном капитале.
|
Прямые инвестиции. Это способ привлечения денег на предприятие путем дополнительной эмиссии акций, либо передачи пакета уже выпущенных акций инвесторам. Чаще всего инвесторами выступают инвестиционные компании, либо специализированные инвестиционные фонды, которые аккумулируют средства институциональных и частных инвесторов с целью их приумножения путем вложения в выгодные активы.
Надо признать, что сегодня на этом рынке действуют, в основном, либо иностранные фонды, либо российские компании, аккумулирующие средства иностранных инвесторов. Инвестиции производятся ими непосредственно в какой-либо конкретный проект, направленный на развитие производства. При этом выпускается дополнительная эмиссия акций предприятия, которую выкупает инвестор. При прямых инвестициях обычно договариваются о результирующих долях собственности в предприятии, либо проект выделяется в отдельное юридическое лицо с фиксированными долями собственников.
|
Положительной чертой прямых инвестиций может быть профессиональный инвестор, который будет весьма заинтересован в проекте и может помочь не только деньгами, но и профессиональным менеджментом. Кроме того, предприятию не надо возвращать процент, как в случае кредитов. Часто после приватных переговоров менеджеры предприятия также получают свою долю акций в новых эмиссиях. А инвестор помогает увеличить стоимость этих акций - ведь и у него, и у менеджера стоимость пакетов растет одинаково.
Прямой интерес инвестора состоит в получении своей выгоды через некоторое время, когда инвестиционный проект реализуется и стоимость акций предприятия увеличится в несколько раз. Тогда он начнет активно продавать принадлежащий ему пакет акций, чтобы получить свои вложенные деньги с вырученной прибылью назад. Именно в этот момент, а не тогда, когда на предприятие приходит иностранный инвестор, который желает вложить свои деньги в его развитие, менеджерам стоит опасаться, что их скупит нежелательный владелец.
Так что основная проблема российских предприятий, которые не хотят прямых инвестиций, опасаясь, что их тут же скупит иностранный капитал, возникает лишь тогда, когда инвестор захочет вернуть себе вложенные денежные средства. Но на тот момент предприятие уже достаточно твердо должно стоять на ногах (иначе стоимость его акций не будет привлекательной для продажи пакета акций инвестора), чтобы подготовиться к скупке собственных акций.
|
Портфельные инвестиции - это предложение различным инвесторам ценных бумаг предприятия-эмитента. То есть привлечение денег в этом случае происходит путем выпуска на сумму требуемых инвестиций дополнительных эмиссий ценных бумаг (акций или облигаций) этого предприятия и размещение их на фондовых площадках внутри страны или за рубежом. В этом случае инвесторов может быть много, от каждого из них требуется меньшая сумма, чем в случае прямых инвестиций. При эмиссии акций деньги возвращать инвесторам не обязательно, а при эмиссии облигаций - обязательно. Также совершенно ненужно выделять проект в отдельное юридическое лицо.
Неудивительно поэтому, что множество предприятий прибегают именно к этому способу финансирования своих проектов.
Конечно, за все приходится платить. Выпуск и размещение ценных бумаг специально регулируется, поэтому предприятию нужно платить посредникам (инвестиционным компаниям и консультантам) за привлечение капитала и за помощь в оформлении выпуска акций. Эта сумма составляет обычно от 3 до 10 процентов от привлеченного капитала. Да еще предприятию придется выполнять требования по раскрытию информации. Также важно потом заботиться о ликвидности рынка своих бумаг.
Но все это может окупиться сторицей - пока предприятие функционирует нормально и приносит прибыль, данный источник финансирования закончиться не может. К тому же менеджеры часто могут оговорить в процессе размещения и свою долю акций - так же, как и при прямых инвестициях.
Список литературы
Литовских А. М. Финансовый менеджмент, М., 2001
Багутдинова Л. Г. Расширение производства: финансовый аспект, М., 2002
Дж. М. Кейнс Общая теория занятости, процента и денег, М., 1999
Лытнев О. Н. Финансовые ресурсы предприятия, М., 2001