Аксиология – учение о ценностях. Проблема ценностей в философии. Структура и иерархия ценностей. Проблема смысла и целей жизни человека.




Термин «аксиология» впервые был применен французским философом П.Лапи(в 1902 г.) и немецким философом Э.Гартманом (в 1908 г.). Данным термином они обозначили новый самостоятельный раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г.Риккерт и др.) и Марбургской (К.Коген, П.Наторп и др.) школ неокантианства, развивая теорию ценностей, употребляли наряду с понятиями «значимость», «ценность» понятие «долженствования», «нормы», они внесли большой вклад в становление аксиологии.

Что касается понятий, обозначающих сами ценности, то еще в античной философии был выделен классический ряд ценностей – истина, добро, красота, при помощи которых философы древности анализировали мир, отношение человека к миру, строили учение о человеке. Т.е. аксиологическая проблематика присутствовала уже в древней философии, но становление аксиологии как самостоятельного раздела философии со своим предметом, понятийным аппаратом относится к XIX в.

Особое место в развитии аксиологии принадлежит русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. В утверждении ценностного подхода к бытию русские мыслители видели предпосылку рассмотрения всех других проблем. Человек и все мировое бытие стремится ввысь, к абсолютному совершенству, к Богу, который есть само Добро во всеобъемлющем смысле этого слова. Русская философия раскрывала духовные основы жизни общества и человека, показывала возможность духовного возрождения для человека и всего человечества в этой земной жизни на пути служения Богу. Философы от Вл.Соловьева до Н.О.Лосского видели ценностные начала человеческого бытия в Боге и важнейшую задачу аксиологии усматривали в обосновании существования объективных и абсолютных ценностей, опровержении аксиологического релятивизма и нигилизма. Всем своим творчеством русские философы обосновывали органическое единство не только Истины, Добра, Красоты, но и Любви, Свободы, Творчества.

Основные понятия аксиологии. В современной аксиологии к числу важнейших понятий, раскрывающих ее содержание, относят понятия: ценностное отношение, оценка, ценность, ценностные ориентации.

Ценностное отношение к миру формировалось наряду и одновременно с практическим и познавательным. Первоначально ценностное отношение охватывало сферу взаимодействия человека с природой. У человека к природе формировалось принципиально не утилитарное отношение, он переживает красоту окружающего мира, в процессе предметно-практической деятельности открывает особые смыслы явлений, событий. Первое проявление ценностного отношения к природе мы находим в мифологии. Осваивая природу, открывая в ней значимое, ценное, древний человек превращал окружающий его мир из чужого, враждебного, в свой, родной. И для современного человека нередко горсть земли, камень и т.п. природные реалии обретают особую, не утилитарную значимость. Они имеют ценность, определяемую не их природными свойствами, а включенностью в общественные связи и отношения, они дороги как память о людях, исторических событиях и т.д. Постепенно ценностное отношение распространяется и на социальное бытие. В обществе явления также значимы с точки зрения их влияния на ход истории, на развитие и совершенствование самого человека.

На уровне человеческого сознания ценностное отношение проявляется через оценку. Оценка – это субъективный способ определения значимости природных, социальных явлений. Сформировавшись, как и познавательное отношение, на основе предметно-практического, ценностно-оценочное отношение не противостоит познавательному. Оценка – одна из форм проявления активности познания. В оценке отражаются не все свойства и не всякие, а значимые для человека объективные свойства и качества. Поэтому оценка всегда субъективно окрашена. Но оценка не тождественна произволу. В ее содержании можно выделить две взаимосвязанные стороны: отражение объективных свойств предмета и отношение субъекта к предмету. Поскольку оценка есть отражение предмета, то она может быть истинной и ложной, фиксировать значимость предмета адекватно или неадекватно.

Процесс оценивания осуществляется с опорой на ценность. Для того, чтобы оценить что-либо, должны существовать определенные критерии. Этими критериями и выступают ценности. Ценности являются объективной основой оценки, а оценка выступает субъективным выражением ценности. Оценка одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп, наций может быть различной. Но субъективность оценки не исключает наличия объективных и общезначимых ценностей.

Осознание ценностного отношения к миру было связано с выделением классического ряда ценностей – красоты, добра, истины. В диалогах Платона показано, насколько сложным является процесс выделения и понимания этих ценностей. Постепенно классический ряд ценностей дополняется ценностями социально-политического порядка: равенство, свобода, справедливость, честь наряду с добром, красотой, истиной выступают в качестве критериев, на основании которых оцениваются поступки человека, результаты его деятельности. В общественном сознании эти критерии закрепляются в виде социальных ценностей.

Социальные ценности–этоспецифически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне Ц. выступают как свойства объектов, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. Каждое общество характеризуется специфическим набором ценностей, их иерархией, т.е. системой социальных ценностей. Фундаментом этой системы выступают нравственные ценности, которые пронизывают всю систему ценностей.

В литературе принято выделять различные виды ценностей. Поскольку ценностно-оценочное отношение к действительности пронизывает все сферы деятельности, то можно говорить о ценностях:

- экономических, связанных с трудом, собственностью, мастерством, профессионализмом и т.д.;

- политических, связанных со свободой, правопорядком, безопасностью и т.д.;

- нравственных, определяемых через добро, честь, справедливость и т.д.;

- художественно-эстетических, связанных с красотой, гармонией, возвышенным и т.д.,

- социальных, связанных с благополучием, карьерой, работой, успехом и т.д.;

- религиозных, определяемых, прежде всего, как святыни;

- витальных, связанных с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья;

- семейно-родственных, связаннх с идеалами семейного уюта, традициями поколений и т.д.

Кроме того, можно встретить подразделение ценностей с точки зрения их содержания на два вида: предметные ценности (положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта) и ценности сознания, или субъектные ценности (нормативная, предписательная сторона общественного сознания).

Ценности выступают не только критерием (основой) оценки, но и регулятором поведения людей. В этой функции они существуют в обществе наряду с обычаями, традициями, нормами. Их детерминация человеческого поведения не столь жесткая, как у обычаев, норм, традиций. Ценности амбивалентны, двойственны по своей природе (добро – зло, прекрасное – безобразное и т.д.) и подразумевают свободный выбор человека. Ценности, скорее, «зовут», чем принуждают или обязывают.

Ценности в обществе выступают и в качестве побудительной силы деятельности людей. Как побуждение к действию ценности отличны от потребностей и интересов, которые также выступают в этой роли. В мире ценностей происходит усложнение стимулов, мотивов поведения человека, причин социального действия. На первый план выходит не то, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлениям о назначении человека, его достоинстве. Человек, ориентированный на высшие ценности, утверждает себя как свободная, творческая личность. Без ценностных ориентаций нет самоутверждения и самореализации личности.

Ценностные ориентации – это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. У человека (социальной группы общества) имеется много ценностных ориентаций. Одни определяют стратегическую направленность деятельности, другие нормативно регламентируют ее, третьи – непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Среди ценностных ориентаций одни более существенны, другие – менее, есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение для становления личности имеют ориентации на высшие ценности – идеалы.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, ограничивающие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания.

В качестве особой ценностной ориентации общества следует выделить ту, которая известна как гуманизм.

Гуманизм – в широком смысле: исторически меняющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принцип человечности – нормой межчеловеческого общения. В узком смысле: культурное движение эпохи Возрождения, рассматривающее человека как высшую ценность.

Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсистемах общества: материально-экономи­ческие, полити­чес­кие, социальные и другие.

По форме бытия различаются предметные, идеальные и духовные ценности.

По субъекту, носителю ценностного отношения, разли­чают­ся ценности индивидуальные (субъективно-личност­ные) и надындивидуальные (групповые, национальные, клас­совые, общечеловеческие). Личностные ценности форми­руются в про­цессе образования и воспитания, накопления жизненного опыта. Надындивидуальные ценности — резуль­тат развития общества и культуры. Они первичны в форми­ровании личности, они усваиваются личностью в процессе социализации. Индиви­дуа­ли­зи­рованные ценности конкрети­зируются и дополняются социальными ценностями. Однако индивидуальные ценности очень важны для жизнедея­тель­ности личности. Их выбор опре­деляет смысл жизни и уни­каль­ность личности. Общечелове­ческая система ценностей (не говоря уже о конкретных системах ценностей) неодно­родна. Она имеет сложную структуру и опре­деленную иерархию (ступенчатость). Нижнюю ступень иерар­хической «лестницы» составляют так называемые фунда­ментально-экзистенциальные ценности. Это блага, необходимые для человека как живого существа (природные богатства, мате­риальные условия жизни людей). На верху иерархической «лест­ни­цы» так называемые эссенциальные, высшие цен­ности. Они определяются социальной сущностью человека, его ду­ховной природой (например, потребностью общения с себе подобными).

Особое место в иерархии ценностей (в системе духовных ценностей) занимает идеал. Последний есть образ желаемого, это представление людей о должном, совершенном, наилуч­шем в человеке и обществе. Именно идеалы являются духовными ориентирами жизнедеятельности личности и могут выступать критериями человеческих поступков.

Философская антропология не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни человека. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, и нет никаких оснований считать, что он может быть решен в обозримом будущем.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

Поскольку человек — существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.

Определить личностный смысл жизни — это значит осмыслить жизнь во всей ее сути, объяснить себе, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.

 

Вопрос

Этика как учение о морали. Моральные идеалы, принципы и нормы. Актуальность проблемы морального творчества связана с возрастанием роли нравственности, как внутреннего регулятора поведения личности, ставящего человека перед необходимостью принять ответственность за себя самого, перед необходимостью морального выбора. К числу наиболее актуальных проблем относится то, что безнравственность становится «нормой» в современном обществе, особенно в молодёжной субкультуре.

Мораль — понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности. Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта, а нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль, как одну из важнейших сторон жизнедея­тельности человека, общества.

Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление обществен­ной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и разви­тия, место в системе других общественных отношений, теоре­тически обосновывает определенную моральную систему.

Этика, как наука не только изучает, обобщает и системати­зирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим по­требностям, способствуя тем самым совершенствованию обще­ства и человека.

Этика как наука служит социальному и эконо­мическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, следует отметить, что этика как теоретическое обоснование и объяснение морали не только описывает и объясняет мораль, но и учит морали. С одной стороны, этика, подобно другим наукам, решает сугубо теоретическую задачу: пытается правильно понять свой собственный предмет, воспроизвести нравственность идеально как совокупность абстрактных определений. С другой стороны, этика дает критически ценностный анализ реальных нравов и моральных представлений, одни из которых утверждает, другие отрицает, сама формулирует определенные нормативные выводы. Этика не ограничивается выяснением того, как ведут себя люди, но и стремится объяснить, как они должны себя вести.

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Важнейшими принципами, через которые и благодаря которым рас­крывается сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма.

Коллективизм выступает одновременно условием и прямым след­ствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным и служение им. Человек, руководствующийся принципом коллективизма, способен на самопожертвование, отождествляет себя с данной социальной груп­пой, испытывает чувство сопричастности ее целям, задачам, интере­сам.

Индивидуализм в новой, гуманистической этике индивидуализм обретает новый смысл и становится ведущим принципом. Его позитивный смысл в том, что он утверждает прежде всего ценность, уникальность и непо­вторимость каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к наиболее полному самовыражению. Ориентируя чело­века на собственные силы и возможности, а не на социальное ижди­венчество, индивидуализм тем самым повышает уровень ответствен­ности личности за свои моральные действия.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее) – 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

Моральных нормах — конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них особенно четко прослеживается императивно-оценочный ха­рактер морали.

Моральные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям прояв­лять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, прав­дивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Нравственной нормой каждого человека является вежли­вость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не ос­корбить женщину, не мешать окружающим в общественном месте — все это простейшие нормы человеческого поведения.

Вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: