Хоры из оратории «Времена года». «Нельсон – месса».




Хоровое творчество Гайдна

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Хоровое творчество Й.Гайдна (1732 – 1809).

Хоры из оратории «Времена года». «Нельсон – месса».

Йозеф Гайдн уже при жизни заслужил всеобщее признание как создатель классических произведений в области инструментальной музыки и оратории. Композитором написано 14 месс, «Stabat Mater », кантата «Семь последних слов Спасителя на кресте », оратории «Возвращение Товия », «Времена года», «Сотворение мира ».

Наиболее ярко вокально-хоровой стиль композитора проявился в его ораториях. Все три оратории – «Возвращение Товия», «Сотворение мира», «Времена года» были созданы с 1796 по 1801 годы, после возвращения из второй лондонской поездки (1796 г.) и явились своеобразным итогом композиторского творчества Гайдна. Непосредственным поводом к созданию ораторий послужили сильнейшие впечатления от генделевских ораторий, которые он слышал в Англии. В ораториях Гайдна гуманистический сюжет, существующая в ариях близость к концертным номерам с чертами сонатной формы, изобразительность в них – как шаг вперед к программной музыке и романтизму.

В 1801 году, Гайдн завершает работу над своей последней ораторией – «Времена года». Это последнее крупное сочинение композитора, в котором с потрясающей силой проявились народные черты его творчества, стало итогом его длительного творческого пути.

Оратория состоит из четырех частей: Весна, Лето, Осень, Зима. Чрезвычайно важное значение играют в оратории хоры земледельцев и охотников. В I части три больших самостоятельных хора и один хор с солистами. Во II части один хор и два хора с солистами. В III части два хора и один терцет с хором. В IV части три хора с солистами (включая большой заключительный номер). Все хоры четырехголосны в основном без деления. Внутри отдельных хоров встречаются эпизоды для однородных составов. Речитативы, арии, каватины не велики, хоровые номера, напротив развернуты, некоторые из них перерастают в хоровые сцены («Гроза», «Охота»).

 

(Хор земледельцев (крестьян) из первой части (№2) СЛУШАТЬ) «Весна» написан в тональности G-dur. Музыка этого хора полна светлой радости – люди ждут прихода весны. Основная мелодия близка народным напевам. Произведение написано в сложной трехчастной форме. Первая часть трехчастна, выдержана в пасторальных тонах. Голоса звучат преимущественно в средней тесситуре. Тематический материал песенно-танцевального характера (ПЕТЬ № 171 УСОВА). Вторая часть делится на два контрастных раздела. В первом разделе звучит женский хор. Второй раздел – резко контрастен. Воспоминание о зиме вносит элемент тревоги, что отражается в смене тональности G-dur на одноименный минор. Спокойное и мягкое звучание женского хора сменяется насыщенным и сильным звучанием мужского хора, в высокой тесситуре с подвижным ритмическим рисунком. Реприза сокращена и возвращает в безмятежное, спокойное настроение первой части.

 

(Хор «Гроза» из второй части (№19) СЛУШАТЬ) «Лето» по праву считается одним из лучших образцов музыкальной живописи. Композитор использует здесь практически все возможные средства музыкальной выразительности для передачи грозной стихии. Хору предшествует речитатив сопрано, в котором с помощью оркестровых красок передается затишье перед бурей, далекие раскаты грома и стремительная молния (выдержанные аккорды струнных, тремоло литавр, ломаный пассаж флейты). Хор вступает мощным аккордом (ПЕТЬ № 172 УСОВА). Состояние тревоги подчеркивается восклицаниями женского хора, построенного на скачках в мелодии сопрано. Для передачи взволнованности и растерянности людей, композитор использует переклички отдельных хоровых партий.

Вторая часть хора – четырехголосная фуга. Тема с энергичным начальным ходом на кварту и последующим поступенным движением охватывает диапазон октавы (ПЕТЬ № 173 УСОВА). Длительные остановки на сильных долях сменяются мерной пульсацией четвертей. В экспозиции тема проводится последовательно во всех голосах (тенор, альт, сопрано, бас), причем в басовой партии тема проходит в тональности параллельного мажора. В разработке и репризе тесситура у всех голосов повышается, что еще больше усиливает общую напряженность звучания. В репризе тема проходит у басов удвоенная в терцию тенорами. В начале коды, словно отголосок грозы, звучит тревожная триоль, сразу сменяясь спокойными, нисходящими аккордами. Оркестровое заключение построено на теме фуги.

Новаторство Гайдна – в поиске оркестровых красок, «портретного тембра»; расширении состава оркестра, в особенности строения: части сцены, номера. Использование южно-немецкого, хорватского, венгерского фольклора.

 

Мессы – главный жанр духовной музыки Гайдна. Его музыкальному языку характерно:

1) близость к великим художникам Возрождения – это искренность, гуманизм, возвышенная простота;

2) оркестрово-тембровые находки;

3) владение хоровым письмом, полифоническими приемами изложения;

4) развитие в линии усложнения музыкального языка;

5) проникновение светских интонаций в культовые сочинения.

Музыка Гайдна проникнута народной мелодикой, хотя к прямому цитированию композитор прибегал довольно редко. По признанию многих музыковедов, интонации австро-венгерских песен и танцев проникали даже в его церковную музыку. Вполне вероятно, что именно по этой причине венская консистория (от.лат. – место собрания, совет) запретила исполнение гайдновских месс во время службы, более того, официально, запрет не снят до сих пор.

 

При этом до сегодняшнего дня целая глава его творчества остаётся нераскрытой и недооценённой – речь идёт о мессах. Между тем, они оказали глубокое влияние на историческое развитие этого жанра.

Известно, что первым крупным сочинением классика была месса, а последней законченной его работой стала новая редакция этой первой мессы. Всего их у Гайдна более десяти, среди них – "Mecca во время войны", "Мария Терезия", посвящённая императрице Австрии, и «Нельсон-месса».

Отношение современников к мессам Гайдна было самым разным. Гайдну удалось создать свой стиль, не примыкая ни к одному из музыкальных лагерей, один из которых предпочитал виртуозное итальянское искусство вокала, проникшее и в католическую службу, другой состоял из приверженцев строгого канона мессы.

Мессы Гайдна развивают традиции, заложенные рано ушедшим Моцартом в Реквиеме и предвосхищают «Торжественную мессу» Бетховена. Они раскрывают вечные общечеловеческие проблемы; а умудрённый жизнью музыкант становится философом. Он обращается к общественным событиям в Европе, впервые им затрагиваются гражданские темы.

Здесь, скорее всего, сказывается влияние Генделя, которого композитор услышал во время путешествия в Англию. Блестящий оркестр и хор, торжественность и мощь полифонического письма – всё это сближает позднее творчество Гайдна с ораториями старого мастера. Особенно ярко эта связь чувствуется в драматичной «Нельсон-мессе». История её названия чрезвычайно интересна:

В каталоге, составленном композитором, сочинение обозначено, как «месса под гнётом», «месса из смутных времён». Эти слова раскрывают опасения Гайдна, связанные с угрозой захвата Европы Наполеоном. Название «Нельсон» появляется позднее, в честь победы знаменитого адмирала под Абукиром. Героическое сражение случилось в ночь с 1 на 2 августа 1798 года в устье реки Нил. Французская эскадра стояла на якоре после высадки 40-тысячной армии Наполеона в Александрии. Обладая меньшей огневой мощью, и, невзирая на неблагоприятные условия, Нельсон яростно атаковал неприятеля. В сражении адмирал получил тяжёлое ранение, но продолжал командование. Противник был полностью разбит. В результате этой победы сухопутные войска Наполеона в Египте были отрезаны от Европы. Это вызвало огромный общественный резонанс, не обошедший стороной и Гайдна. Месса, посвящённая Нельсону, прозвучала ещё при жизни великого флотоводца, в 1801 году.

Все военно-политические события того времени, весь ужас Европы перед Наполеоном, вся надежда победы над Францией воплощены композитором в музыке. Нельсон-месса превратилась в пламенную молитву гражданина мира, в просьбу художника остановить хаос войны.

"Нельсон-месса"- третья из шести знаменитых поздних месс Гайдна. Она входит в цикл из шести месс, созданных в период 1796-1802 годов в честь княгини Марии Херменегильд, супруги князя Николая Эстергази II. "Нельсон" отличается от других месс особенно горделивым, героическим характером. Название "Нельсон" (в Англии ее также именовали "Коронационной" и "Imperial", латинское заглавие - «Месса из смутных времен»). Музыка мессы проникнута светлым ликованием и блеском, что наиболее ярко проявляется во второй части – « Gloria ». Чередование сольных и хоровых эпизодов внутри раздела – характерная черта для всех месс Гайдна.

Kyrie

Gloria in excelsis Deo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: