Вопрос 7. Политическая социология и её место среди политологических и соц. дисциплин




Вопрос 5. Основные понятия и теории политической социологии

Понятие власти — одно из наиболее общих не только социоло­гии но и социальной философии. В политической социологии оно занимает центральное место. Власть можно рассматривать как способность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобязательные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общественное отношение, в рамках которого одни люди оказывают определяющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть попеременно властвующими или подвластными. Власть над людьми не явля­ется врожденным свойством особого типа людей, она создается социальными ситуациями.

Господство — это такое отношение, для которого характерно наличие перевеса силы, с одной стороны, и признание этого перевеса, с другой. Господство означает насилие, навязывание своей воли другим людям. При добровольном подчинении это насилие становится легитимным. Система официальных институтов, с помощью которой осуществляется легитимное насилие, называется государством. Государство, пишет М. Вебер, — это «отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие». Государство представляет собой совокупность институтов власти.

Во всех исторически существовавших с начала периода цивилизации и существующих в настоящее время обществах действие этих институтов контролировалось незначительным меньшинством, которое называют правящей элитой. Это господствующее меньшинство не является однородным — оно разде­лено на слои, которые ведут постоянную борьбу друг с другом за контроль над государственной администрацией (бюрократией), непосредственно осуществляющей функцию легитимного насилия. Эта группа людей обеспечивает господство элиты над населением. В процессе взаимодействия элиты и населения образуется система институтов, с помощью которых население стремится оказать вли­яние на элиту с целью защиты своих интересов. Эту систему называют гражданским обществом. Государство (совокупность институтов власти) и гражданское общество (совокупность институтов Участия) составляют две взаимосвязанные части политической си c темы — механизма распределения и осуществления власти. Процесс создания, использования и изменения таких механизмов, составляющий содержание социального действия в сфере власти, можно назвать политической жизнью. Отдельные люди и группы людей могут лишь актив Участие означает вмешательство в политическую жизнь. В современных обществах существуют многочисленные (институциализированные и неинституциализированные) формы такого участия, с помощью которых различные группы населения защищают свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией. Режим этого взаимодействия, обеспечивающий контроль создан ных населением структур гражданского общества над административным аппаратом государства, называется демократией (народовластием). В современном обществе существуют два типа демократии: представительная и демократия участия [Гидденс, 86—87]. Альтернативный демократии режим, обеспечивающий контроль административного аппарата государства над структурами гражданского общества, можно назвать автократией (самовластием). В настоящее время автократия существует в формах авторитаризма (в республиках) и деспотизма (в монархиях). Способ участия людей в политической жизни называется политической культурой. Она включает в себя структуры политического сознания и поведения людей, которые позволяют им более или менее эффективно влиять на процесс распределения и осуществления власти но или пассивно участвовать в ней (или не участвовать совсем).

 

Вопрос 6. Основные методы исследования политики

 

 

Вопрос 7. Политическая социология и её место среди политологических и соц. дисциплин

Что касается первого аспекта — соотношения с политологией, политическими науками, то объектом исследований последних является политическая жизнь во всех ее проявлениях — от сущности и природы власти до конкретных форм ее проявления и институционального воплощения.

Политическая социология выражает существенные аспекты изучения власти, которые оказались вне поля зрения других политических наук, а именно анализ политических процессов с позиций их восприятия и отражения в сознании и поведении людей. Такой подход сразу придал политической социологии качественную определенность: что бы ни говорили о себе различные структуры власти, как бы они ни демонстрировали величие своих программ и действий, есть лишь один важный момент, который может подтвердить или опровергнуть все эти попытки: насколько глубоко, серьезно, основательно воспринимают люди политические процессы, как они относятся к ним и насколько намерены содействовать или противостоять им.

Другой аспект этой проблемы состоит в необходимости более обстоятельно разобраться с получившим определенное распространение термином — социология политики. Он обозначает область науки, изучающей взаимосвязь политической сферы и ее институтов с другими общественными институтами, а также политическую структуру общества, общественно-политические установки и ориентации индивидов и групп, место партий в системе власти и т.д. Однако данный термин представляется не самым удачным, он таит возможность чрезмерно расширительного толкования предмета и сферы исследований. Как указано выше, он применяется к чрезвычайно широкому кругу проблем, касающихся целенаправленных действий во всех сферах общественной жизни. Иначе говоря, при такой формулировке надо исследовать не только властные отношения, но и «ресурсосберегающую политику», «градостроительную политику», «финансовую политику» и т.п. Такое смещение акцентов происходит потому, что на самом деле политическое регулирование в той или другой мере имеет место во всех областях жизни, в том числе в не входящих непосредственно в политическую сферу как таковую. Конечно, при определенных обстоятельствах социальные явления (проблемы медицинского обслуживания, дефицит товаров и услуг, просчеты в материальном стимулировании труда и т.д.) могут оказаться в центре политической жизни, вызвать серьезные конфликты, повлечь отставку или смену исполнительной власти и другие следствия. Тем не менее, источники этих явлений и механизмы их развития связаны с функционированием социальной, а не какой-то другой политики. Однако влияние на нее в определенной мере обеспечивается и с помощью научно-технической, экономической, социальной, аграрной, демографической, национальной, культурной и других разновидностей политики.

Есть еще одно принципиальное замечание. При формулировке «социология политики» политика для исследователя (как и для любого человека) выступает как что-то внешне от него отдельное, обособленное, во что он не включен и является лишь сторонним наблюдателем. Когда же мы употребляем понятие «политическая социология», то здесь чрезвычайно важна позиция человека как личности, как члена социальной группы или социальной организации, но не по всем проблемам, а только по тем, что касаются его взаимоотношений с властью, оценок действий властных структур, отношения к тем или иным политическим акциям. Иначе говоря, политическая социология сосредоточивает внимание только на проблемах политики в узком смысле этого слова через восприятие людей ее состояния, тенденций и проблем развития, а также через их участие в политической жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: