Введение
минимализм интерьер дизайнер архитектор
Дизайн современных ресторанов, баров и кафе разнообразен. С целью привлечения клиентов заведения делают огромный акцент не только на меню, но и оформлении интерьера. Многообразие стилей и направлений позволяет внести изюминку, выделиться среди конкурентов. Именно поэтому решение выбора стиля актуально как никогда
Цель: выявить стилистические особенности современного минимализма в интерьере предприятий общественного питания
Задачи:
изучить литературные и другие источники по теме иследования;
определить особенности стиля «минимализм» в историческом контексте:
изучить развитие концепции минимализма в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов;
рассмотреть особенности современного минимализма;
изучить требования к проектированию предприятий общественного питания (кафе и ресторанов);
выполнить анализ интерьеров аналогов отечественных и зарубежных ресторанов;
выработать рекомендации по дизайн проектированию рестораны в стиле современного минимализма.
Объект исследования: дизайн предприятий общественного питания.
Предмет исследования: стилистические и концептуальные особенности ресторанов в стиле современного минимализма
Особенности современного минимализма в интерьере
История минимализма в интерьере
Минималистское направление в искусстве зародилось в 1950-х и продолжало активно развиваться в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. Основная идея минимализма - простота формы и содержания, нивелирующая персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей.
Первые зачатки минимализма обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году Иоганн Вольфганг Гете, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную (для XVIII века!) скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу - эмблему мобильности, поддерживаемую кубом - эмблемой стабильности».
В двадцатые годы XX века начало концептуальной разработке теории (и практики) минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич и Марсель Дюшан.
Бум минимализма начался в середине 1960-х. Минималистский дизайн 60-х годов стал реакцией на пресыщение преобладающей в 50-х годах эклектикой и помпезной роскошью элитарных интерьеров. На смену плюшевым занавескам, фикусам, абажурам и обилию безделушек пришли гладкие плоскости стен, стекло и пластик. Если в послевоенный период общество испытывало потребность в домашнем уюте как в компенсации за лишения и голод военного времени, то позже отказ от излишнего декора, стремление к простоте форм и цвета стали проявлением оригинальности. К характерным чертам минималистского искусства можно отнести использование прямоугольных и кубических форм, промышленных материалов, нейтральных поверхностей, равенство частей, повторение элементов.
Первой компанией, распространившей минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, была фирма Braun - производитель электро и аудио-визуального оборудования.
Минимализма в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов
В профессиональной практике первое использование термина «минимализм» принадлежит Р. Уолхейму, во второй половине 60-х гг. применившего его к анализу творчества дадаиста М. Дюшана и деятелей искусства «поп-арта», сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду.
Непосредственным предшественником минимализма является американский художник Ф. Стелла, представивший в 1959-1960 гг. серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии.
«Less is more» («меньше - значит больше») - так сформулировал основную идею минимализма американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Истоки минимализма лежат, главным образом, в конструктивизме 1920-х годов, а также супрематизме, абстракционизме, американской живописи конца 50-х гг. ХХ в., «поп-арте», а духовные начала - в японском традиционализме, «дзенских» интерьерах Японии.
Как отмечает П. Овери [Overy P. De Stijl: Art, Architecture, Design / P. Overy. - N.Y., Publisher: Thames & Hudson Ltd, 1991. - 216 р.], концептуальные истоки минимализма берут начало в неопластицизме, живописи голландского художника П. Мондриана (рисунок 14)
Среди современных дизайнеров-минималистов необходимо выделить наиболее известных, в частности, А. Астори (Antonia Astori). Мебель, созданная А. Астори, отличается особой простотой и геометризмом. А. Квинц (Arne Quinze) - бельгийский дизайнер-минималист, скульптор и художник. В основе формообразования серии геометрической мягкой уличной мебели, скамеек, диванов, табуретов и стульев использовал геометрические структуры, такие как прямоугольник и квадрат (рисунок 1). Итальянский дизайнер Б. Фатторини (Bruno Fattorini) является арт-директором миланской фирмы «MDF Italia», которая производит минималистскую мебель и аксессуары (рисунок 2).
Карим Рашид (Karim Rashid) - один из известных современных дизайнеров-минималистов США, профессор Университета Искусств в Филадельфии. Его работы оказывают влияние на развитие мирового дизайна. Стиль творчества Карима Рашида характеризуют как поп-люкс, но сам мастер говорит, что работает в чувственном минимализме
Простые органические формы, обтекаемые линии, многофункциональность, новые материалы и суперсовременные технологии (рисунок 5). «Я думаю, что сейчас искусственное становится естественным, поэтому нам не нужно больше разделять природные материалы и искусственные. Также нам не следует отделять технологическое от человеческого» (…). https://roomble.com/publication/karim-rashid-chelovek-mira-i-osnovatel-chuvstvennogo-minimalizma/. - Статья. Елена Эллер. Карим Рашид: человек мира и основатель чувственного минимализма.
Стул «Scoop». Светильник.
Работы еще одного представителя минимализма Маартена ван Северена (Maarten Van Severen) отражают поиски совершенствования в форме, деталях и изготовлении. М. Северен также часто упоминался как декоратор и проектировщик мебели для частных проектов (рисунок 6).
Большое влияние на формообразование многих объектов промышленного дизайна М. Вандерса (Marcel Wanders), несомненно, оказал минимализм. Строгость и «чистота формы» - основные формообразующие качества, влияющие на формирование проектной концепции, что можно проследить в его работах (рисунок 9).
Маурисио Перегалли (Maurizio Peregalli) - современный дизайнер-минималист, чьи работы отличаются исключительной простотой и лаконичность формы, отсутствием декора. Ряд работ наглядно отображает эстетику минимализма. Отличительной особенностью мебели, спроектированной этим дизайнером, является отполированные до идеальной чистоты поверхности, что порождает иллюзию «растворения» объекта в среде (рисунок 10).
Одним из известнейших японских дизайнеров-минималистов является Наото Фукасава (Naoto Fukasawa). Можно выделить ряд знаковых объектов его творчества (рисунок 11).
Наото Фукасава. Дизайн ванной комнаты и лампы
Пит Мондриан. Композиция с красным, желтым, синим и черным (1921 г.)