Понятие бюрократии
Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.
Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.
Термин «бюрократия» используется не только для обозначения определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти.
Теория бюрократии по Веберу
Появление термина «бюрократия» связывают с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти. В научный оборот этот термин вошел благодаря Максу Веберу (1864-1920).
Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.
По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.
|
Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле (западная рациональная система управления) и в негативном смысле (восточная иррациональная система управления), понимая под восточной иррациональной системой управления такую, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.
Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру
По мнению американских социологов Р. Мертона и А. Гоулднера (20 век), наиболее распространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцента с целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т.п. превращаются в тормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройство воспроизводит внутри себя элементы иррационального.
Роберт Мертон (1910-2003) оценивал бюрократию следующим образом:
в результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления в конечном счете теряют способность принимать самостоятельные решения; все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции;следствием становится рождение стереотипного бюрократа, итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над работниками.
Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм - проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации;
|
Для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:
§ игнорирование человеческой природы;
§ господство духа отчуждения;
§ ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;
§ подчиненность личных целей работников целям организации;
§ несовместимость с развитой деятельной личностью;
§ приспособленчество;
§ игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.
Американский социолог А. Гоулднер, развивая идеи Вебера, выделял в современном обществе два типа бюрократии:
§ представительную, где власть опирается на знание и умение;
§ авторитарную, где власть опирается на негативные санкции, повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.
Виды бюрократии
Классическая бюрократия
Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели Вебера. При таком типе бюрократии работники управления весьма слабо используют профессиональные знания, поскольку их основная обязанность — выполнение общих управленческих функций и они ограничены рамками своей роли в организации.
Профессиональная бюрократия
Профессиональная бюрократия предполагает у управляющих наличие глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями.
|
§ власть.
Адхократия
Адхократия (специальная власть) как форма бюрократического управления возникла сравнительно недавно, в 1970-е гг. А. Тоффлер использовал его для обозначения организационной структуры, основу которой составляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта.
Адхократия — это аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции. Эта быстро изменяющаяся адаптивная структура организуется вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с ситуацией.
Адхократия лишена многих недостатков, присущих бюрократии, наиболее эффективна в современных условиях и имеет перспективное будущее.
Ядром системы ценностей бюрократизма являются:
§ карьера, с которой связаны все помыслы и ожидания служащего;
§ самоидентификация служащего с организацией;
§ служение организации как средство достижения собственной выгоды.
Из множества противоречий, существующих в управлении, в качестве основного можно выделить противоречие между объективно общественным характером управления и субъективно замкнутым способом его осуществления, так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется довольно локальной социальной группой профессионалов-управленцев.
Одной из существенных черт бюрократии является стремление монополизировать власть и управление. Достигнув монополии, чиновники стремятся организовать сложную систему служебной тайны, которая препятствует вынесению реальной оценки их действий служащими либо общественностью.
Идеал чиновничьего регулирования заключается в том, чтобы самим издавать нормативные акты, принуждать общество к их исполнению, не допуская над собой какого-либо контроля.
Одной из важнейших характеристик бюрократизма как общественного отношения является его паразитическая сущность. Бюрократическое управление представляет собой труд, не производящий товара. Если такой труд не создает потребительскую стоимость в виде эффективного управленческого решения, если правление неэффективно, то оно и не целесообразно, ибо не может удовлетворить ни личных потребностей, ни общественных. Следовательно, это не труд, а его видимость
Бюракратизм хар-ся ярко выраженным консерватизмом, что приводит к слепоте, потери способности видеть назревшую потребность перемен.