Психология переживания в спорте




 

 

Автор Тихвинская Е. О.

 

Переживание поражения в спорте

 

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях.

 

Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта. Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности. Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию. После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

 

1. Спортсмену дается задание определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Найти такие действия или характеристики нужно обязательно, если спортсмен отрицает такую возможность, психолог и тренер должны помочь. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов (за что похвалить) в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

 

2. Следующим шагом спортсмену предлагается назвать 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

 

3. Исключить употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

 

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

 

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то,значит, у него было меньше ошибок».

 

В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

 

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

 

5. Воспитывать в спортсмене психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Для обсуждения этой темы в беседе со спортсменом могут использоваться соответсвующие вопросы.

 

Пример: «Как ты думаешь, над чем тебе нужно работать? Как ты определяешь, что мешает тебе достичь цели? Что ты делаешь, обнаружив ошибку? Что бывает, если ты долго не видишь в своих действиях ошибок, и тренер тебе ничего не говорит?»

 

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т. е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия. Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

 

Переживание победы в спорте

 

Переживание победы включает в себя признание и принятие «достигнутости», завершенности некоего этапа, некоей ситуации и с этой точки зрения выбор нового пути. «Достигнутость» и завершенность предполагают осознание того, что произошедшее уже не повторится, оно осталось позади, дальше ты будешь заниматься уже чем-то другим. По сути, это ощущение потери того процесса, который завершился, и завершение которого нужно признать и пережить.

 

«Непережитость» (или неграмотное переживание) победы может быть для спортивной карьеры столь же пагубно, как и «непережитость» поражения. Следствиями неграмотного переживания победы могут стать звездная болезнь, застой результатов, остановка творческого роста, снижение желания тренироваться и выступать.

 

Преимущество поражения перед победой в том, что после поражения психологически легче и естественнее определить свои слабые места и, соответственно, пути, направления дальнейшей работы. Победа, а особенно серия побед, формально не дает человеку материала для дальнейшей работы. Над чем дальше работать, если и так выиграл? В лучшем случае – продолжать в том же духе, тренироваться также и теми же методами. А для повышения уровня мастерства необходимо постоянно искать и совершенствовать методы тренировок, экспериментировать.

 

Отсутствие изменения целей и средств (в спорте – это методы тренировки, отношение к тренировке, отношение к психическому состоянию и т. д.) является остановкой развития, свидетельствует о том, что качественное своеобразие следующего этапа не признано, отрицается спортсменом, поэтому выбор нового пути не сделан, человек не готов к дальнейшему развитию.

 

Таким образом, психологическая работа со спортсменом после значимой победы заключается в беседе на предмет постановки новых целей, что обязательно подразумевает обновление средств подготовки и тренировки. Спортсмену (в некоторых случаях и тренеру) задаются наводящие и конкретизирующие вопросы: К чему ты будешь стремиться дальше? Что поможет тебе достичь цели? Что тебе нужно для того, чтобы наверняка достичь цели? Считаешь ли ты нужным изменить что-то в подготовке, ввести какие-то новые способы подготовки? Почему? и др.

 

Психологическая работа с чрезмерным волнением (мандраж) в спорте

 

Чрезмерное волнение перед стартом, «мандраж» – наиболее часто заявляемая причина обращения спортсмена к психологу. Такое волнение необоснованно с точки зрения спортсмена и тренера какими-либо объективными причинами. Причина, как правило, заключается как в слабости навыков саморегуляции, которые нарушаются в непривычной или ответственной обстановке, так и в различных более глубоко скрытых переживаниях: за «мандражем» могут стоять различные страхи, глубокое затянувшееся неудовлетворение собой, неудовлетворенность отношениями с людьми и другие негативные переживания. В любом случае психологу лучше пользоваться теми словами и выражениями, в которых сам спортсмен обозначает свое состояние. То есть психолог говорит о волнении (или же о страхе) тогда, когда сам спортсмен употребил это слово. Если спортсмен затрудняется подобрать слова, ему можно помочь, мягко предложив на выбор соответствующие выражения. В противном случае психолог навязывает «диагноз», «ярлык», что провоцирует пассивную роль спортсмена.

 

Начальная часть работы по коррекции чрезмерного волнения может быть проделана без конкретизации его глубинных причин. В начале работы психолог объясняет спортсмену, что просто «убрать» волнение (как и любую другую эмоцию) нельзя, если эмоция появилась, значит, она зачем-то нужна организму и психике, и, кроме того, некоторый оптимальный уровень волнения необходим для любой деятельности, для обеспечения тонуса организма. Задача не в том, чтобы «убрать» волнение, а в том, чтобы довести его до оптимального уровня. Затем спортсмену предлагаются следующие психотехнические упражнения (некоторые упражнения могут даваться в качестве «домашних заданий», некоторые могут проделываться во время личной встречи с психологом).

 

1. «Дневник волнения», иначе «Градусник волнения»: спортсмену предлагается регулярно (например, несколько раз в день в течение недели) оценивать свой уровень волнения (интенсивность испытываемой эмоции) То есть периодически задавать себе вопрос: «Насколько я сейчас взволнован (нервничаю, обеспокоен и т. д.)?» Оценка производится по выбранной спортсменом шкале, она может быть как 10-балльной, так и 5-балльной и т. д. Результаты выполнения упражнения: а) стимулируется обращение внимания на собственный внутренний мир; б) эмоция переводится в класс «объектов», что само по себе снижает ее глобальность; в) вырабатывается автоматический навык мониторинга, «отслеживания» своего состояния по интересующему нас параметру (в данном случае – интенсивность волнения). Обладая данным навыком, спортсмен сможет в ситуации соревнований своевременно отслеживать изменения своего состояния и вовремя его корректировать.

 

2. «Маятник волнения». Сначала относительно состояния волнения выполняется задание «Изучение ресурсов управления эмоциональным состоянием во взаимосвязи с модальностью ощущений». Задача спортсмена заключается в том, чтобы, ориентируясь на свои субъективные ассоциации и воспоминания, подобрать стимулы, уменьшающие и увеличивающие интенсивность волнения. Стимулы разделяются на визуальные (зрительные образы и картины), аудиальные (звуки) и кинестетические (мышечные и кожные осязательные ощущения). На первом этапе спортсмен ищет и записывает визуальные, аудиальные, кинестетические стимулы, уменьшающие, как ему кажется, его собственное переживание, например, волнение, и затем визуальные, аудиальные, кинестетические стимулы, увеличивающие его переживание волнения.

 

Затем выполняется упражнение «Маятник»: спортсмен сосредоточивается на группе стимулов, увеличивающих волнение, затем на группе стимулов, уменьшающих волнение, и пытается добиться реального сдвига в собственном состоянии в сторону уменьшения и увеличения волнения. Результаты: при первоначальном выполнении упражнения спортсмен получает опыт «заказанного», осознанного изменения своего состояния посредством направленности собственных психических процессов на определенные стимулы. При регулярном выполнении упражнения навык тренируется.

 

3. Методики тренировки управления вниманием и другими психическими процессами также используются при коррекции чрезмерного волнения. Спортсмену необходимо умение в целостной ситуации вовремя опознавать и игнорировать нежелательные (сбивающие с настроя) стимулы и концентрироваться на помогающих поддерживать нужное состояние стимулах. Поэтому при работе с темой предстартового волнения используются упражнения «Не думать о …», «Думать о …» и др., тренирующие направленность собственных психических процессов на определенные стимулы. Эти упражнения подробно описаны в книге Н.Цзена и Ю.Пахомова Психотехнические игры в спорте.

 

Если овладение этими упражнениями и регулярное их выполнение не снимают проблемы, то необходимо выходить на другие причины волнения и работать с причинами. Так, например, если волнение связывается со страхом ошибиться или другими опасениями, то описанные упражнения дополняются упражнениями, предложенными в теме «Психологическая работа с переживанием страха в спорте».

 

Психологическая работа с переживанием страха в спорте.

 

Примеры ситуаций из конкретных видов спорта: опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент») и др.

 

Основная позиция: страх – это полезная и конструктивная эмоция, если его правильно использовать. Самое худшее, что можно сделать с любой эмоцией, – это пытаться ее игнорировать или пытаться запретить ее себе, убрать «напрямую», «вырезать». Важен оптимальный уровень страха и конструктивное использование страха. Как страх может быть полезен? Функция страха: страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться. Люди, которые не боятся вообще, – выходят неподготовленные, проходят через предстоящую ситуацию хуже, плохо реагируют на непредвиденные трудности. Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен – внимание на процесс действия, а не на представление неудачных картинок того, что может произойти. В момент опасности нужно вывести эту опасность из фокуса внимания. Что значит забыть об опасности? Если по-настоящему забыть, то это опять же приведет к несобранности, потере бдительности. Забыть в том смысле, что оставить ее на периферии внимания, периферии сознания. Память об опасности будет внутренним стимулом, будет выражаться в сверхвнимании к разным техническим, тактическим моментам процесса борьбы. Тогда память об опасности занимает свое место и не распространяется на все поле внимания. Нужно иметь в виду, что как опасность воспринимается не только физическая угроза, но и обычный проигрыш, как опасность социальная, опасность осуждения, опасность непризнания окружающими. Часто спортсмен отрицает само слово «страх», тогда предпочтительнее более мягкие термины, например, «опасение».

 

Приведём авторские упражнения, используемые в консультировании спортсменов при работе со страхом:

 

Упражнение 1. «Проживание страха до конца». То есть представление максимума возможных картинок, что будет, если опасения оправдаются, нужно проделать заранее, исчерпать эти фантазии и представления задолго до важной ситуации соревнования. Психолог помогает проделывать данное упражнение с помощью конкретизирующих вопросов.

 

Пример: «Я опасаюсь ошибки»,? «Что будет, если ты ошибешься?»,? «Будет неприятно»,? «Что именно неприятно?»,? «Денег не дадут (уважать не будут, план сорвется, в глаза кому-то смотреть не смогу и т. п.)»,? Что будет, если (денег не дадут, уважать не будут, сам в себе разочаруюсь)? Подобными вопросами надо прокрутить цепочку до самого конца и до самого плохого.

 

Результаты: а) меньше останется неосознанного, но работающего в подсознании негатива; б) будет план на худший случай; в) можно выйти на основную причину страха – тогда работа со страхом будет более эффективна; работа с заместителем основной причины менее эффективна.

 

Упражнение 2. «Представление последовательности предстоящих действий». Оно использует «прокручивание» алгоритмов действий в различных вариантах развития событий, упражение уместно для корректировки уровня страха до оптимального. Страх является сигналом требования подсознанием дополнительной информации и дополнительного сосредоточения на определенных моментах деятельности (по поводу которых возникает страх). Подсознание в виде легких опасений (безосновательных для сознания) выдает информацию о слабых, недостаточно подготовленных моментах предстоящей деятельности. Детальное представление предстоящей деятельности уменьшает информационную неопределенность, увеличивает шансы заранее обратить внимание на слабые места подготовки и приложить к ним дополнительные усилия, подготавливает нервную систему к предстоящим вариантам развития событий.

 

Возможны следующие ошибки в данной психотехнике: обобщенное, неподробное представление (не выполняет вышеописанных функций); представление неудачных вариантов (провоцирует их исполнение). Вместо этого рекомендуется сосредоточить внимание на том, что нужно сделать (как можно более детально) для предотвращения неудачного варианта развития событий. Эффективность данного упражнения зависит от уровня управления вниманием и от определения того, почему возникло именно такое опасение, т. е. какие именно действия вызывают опасение и страх.

 

Упражнение 3. «Обязательный страх». Упражнение можно выполнять на тренировках или в различных жизненных ситуациях, при условии отсутствия реального риска травмы из-за спровоцированных неправильных действий. Психолог дает задание бояться «по расписанию», в обязательном порядке. Например, при прохождении дистанции или выполнении какой-либо деятельности в течение 5 минут обязательно нужно бояться (спортсмен разрешает себе и пытается спровоцировать в своем состоянии те явления, от которых обычно пытается избавиться), затем 5 минут не бояться, потом опять бояться и т. д. Результаты: а) эмоция превращается в объект для экспериментов, она перестает быть захватывающей, всеобъемлющей, бесконтрольной; б) обязательность снижает привлекательность страха для подсознания. Пробовать желательно не на соревнованиях и задолго до старта.

 

Упражнение 4. «Интерес к собственному страху». Это упражнение превращает собственную эмоцию в объект и заключается в установке на интерес к собственному страху. (Интерес – хорошая комплексная эмоция, сочетающаяся с сосредоточенностью, энергичностью, умеренностью.) Пример: «Интересно, как я пройду эту дистанцию в условиях опасений?», «Интересно, о чем сейчас хочет сказать мне мой страх?»? «О том, что ты неудачник» – ответ неверный,?«О том, что стоит обратить внимание на (что?), сделать (как?), подстраховаться в (чем?) (конструктивные варианты).?«О том, что что-нибудь случиться»? ответ неполный, не конструктивный. Должно быть: «Что именно может случиться и как поступить в этом случае». Условие таких внутренних диалогов? отсутствие цензуры. Подсознанию разрешается генерировать любые варианты, но сознание вправе задавать уточняющие вопросы. Прием может использоваться и в процессе деятельности при возникновении страха.

 

Психологическая работа с расстройствами настроения (раздражение и лень) в спорте.

 

Жалобы на раздражение без повода, по пустякам в спортивной практике не редкость. Внешними провоцирующими факторами в данном случае могут являться однообразие спортивного режима, необходимость соблюдать дисциплину и т. д. В беседе с психологом человек может жаловаться и на беспричинное раздражение, по пустякам.

 

Раздражение, в соответствии с определением эмоций, следует считать результатом неудовлетворённой потребности, причем чаще всего факт неудовлетворения вытесняется из сознания. Часто раздражение связано с общим пониженным фоном настроения.

 

В настроении реализуется влияние личности на психическое состояние. Устойчивое настроение в первую очередь связано с успешностью адаптации личности к окружающей социальной среде (показано в исследованиях докт. психол. наук Куликова Л.В.) Будучи вызвано определенной причиной, настроение проявляется в особенностях эмоционального отклика на воздействия любого характера, а осознаваться может как общий нерасчлененный эмоциональный фон. В настроении не всегда различимы отдельные эмоции и время их появления и исчезновения, поэтому бывает сложно установить причины (потребность и элемент внешней ситуации), влияющие на настроение.

 

Основная задача психологической работы с раздражением – выяснить его истинную причину, которая, как правило, не совпадает с поводом. Задача решается в беседе, наводящими и проективными вопросами, где затрагиваются, по возможности, все аспекты жизни.

 

Пример: «Чтобы тебе хотелось улучшить в своей жизни?» «Как бы ты хотел жить через год?», «Что ты делаешь сейчас для этого?»Какие сферы твоей жизни устраивают тебя больше или меньше? Если бы ты представил идеал своей жизни, что изменилось бы и в чем (в учебе, в профессии, в личной жизни, в общении)? и т. п.

 

Необходимо определить неудовлетворенную потребность и искать мотивы, которые могут ее опредметить. Иногда целесообразно использовать стандартные методики исследования мотивов и ценностей и анализировать результаты совместно со спортсменом.

 

Лень – защитный механизм, возникающий тогда, когда деятельность не переживается как значимая. На рациональном уровне человек знает, что это нужно делать, а эмоционально? сомневается в том, что это ему нужно. Если деятельность не вызывает положительных эмоций, значит субъективно она не связана с какой-либо актуализированной потребностью. Психологическая работа может осуществляться в следующих направлениях: 1) осознание системы ценностей личности, иерархии ценностей; 2) актуализация потребностей и мотивов, потенциально связанных с деятельностью (как правило, через связь с одним из актуальных, сформированных мотивов); 3) поиск связи деятельности с существующими мотивами и потребностями клиента (сам спортсмен может этой связи не замечать, особенно при низком уровне осознания своей системы ценностей). Пример задания, стимулирующего осознанное поведение в данной сфере, относительно «проблемной» в данном контексте деятельности: перечислить «почему это стоило бы делать» и «почему не стоило бы (не имеет смысла) это делать». Ответы записываются на листе бумаги в две колонки. Условием психологической эффективности упражнения является проведение его в режиме «мозгового штурма», т. е. записать как можно больше любых, всевозможных ответов. В противном случае есть риск формального выполнения, ответов «как надо». Анализируя совместно со спортсменом полученный материал, психолог может: 1) обратить внимание спортсмена на причины, бывшие незамеченными, неосознанными; 2) стимулировать концентрацию на причинах, «почему это стоило бы делать»; 3) через ответы «почему не стоило бы (не имеет смысла) это делать» выйти на обсуждение более серьезных конфликтов (внутриличностных и межличностных); 4) в итоге, желательно, внутреннее противоречие «мне надо – я не хочу» перевести в гармоничные варианты «я не хочу – мне не надо» или «мне надо – я хочу».

 

Раздражение и лень часто бывают результатом пассивной «страдательной» позиции по отношению к миру? «мне так приходится», «меня заставляют» и т. д. В результате накапливается недовольство и неудовлетворение, эмоциональная энергия, предназначенная для изменения ситуации, реализуется через раздражение, «срываемое» на чем-либо или на ком-либо. В этом случае можно сказать, что фрустрируется потребность в управлении собственной жизнью, тесно связанная с самореализацией.

 

Один из путей решения данной проблемы – стимулировать осознанный выбор: зачем человек находится в данной ситуации, что он от этого получает, что теряет. Можно рекомендовать следующее упражнение: относительно раздражающей (вызывающей недовольство) ситуации перечислить, (а лучше записать) плюсы и минусы: что клиент от ситуации получает, что отдает, чем за это расплачивается. На основе этого осознанно принимается решение: клиент выбирает остаться в этой ситуации или расстаться с ней. Если спортсмен принимает решение о том, что в данной ситуации плюсы значительнее чем минусы, то дальнейшая работа сводится к тому, чтобы концентрировать восприятие, находясь в рассматриваемой ситуации на плюсах, на приобретениях, на пользе. Это связано также с управлением вниманием, поэтому спортсмена можно познакомить с соответствующими упражнениями или напомнить о них.

 

В некоторых случаях спортсмену необходима психологическая поддержка в решении изменить ситуацию. В этом случае нужно принять минусы (и плюсы) новой ситуации, а также принять затраты (психологические и материальные) на изменение ситуации. Задача психолога – стимулировать и проконтролировать как можно более полное осознание вышеперечисленных моментов. Используются упражнения, аналогичные уже приведенным: наводящие и проективные вопросы по теме, устные и письменные ответы. Можно проводить работу в режиме воображаемого диалога с собой, частью себя, со значимым человеком. Если речь идет о глобальных решениях, важных в контексте жизненного замысла, судьбы, то консультацию стоит построить на психотехнике выбора, разработанной Ф.Е. Василюком.

 

Психологическая работа с переживанием длительной неуспешности.

 

В практике спорта психолог сталкивается с ситуациями, которые характеризуются следующими фразами спортсменов: «у меня ничего не получается», «у меня это никогда не получится», «правда, я неудачник», «не буду делать, все равно не получится» и т. п. В ответ тренер и друзья заверяют спортсмена в обратном: «ты сможешь», «у тебя получится», «ты отлично подготовлен», «ты сильный», что не меняет реальной ситуации, неуспех и его переживание повторяются.

 

Здесь мы сталкиваемся не столько с ситуативным переживанием неуспеха, сколько с закрепляющимся переживанием себя как неуспешного. Основная причина – отсутствие положительной обратной связи. Причем если для ребенка важной является положительная обратная связь от взрослых, то по мере взросления все большую важность приобретает положительная обратная связь к самому себе. В случаях, когда механизм положительной обратной связи к себе нарушен, нарушается переживание себя. Субъективно исчезают поводы для переживания себя как успешного.

 

Задача психолога – создать условия, в которых спортсмену придется воспринимать себя как успешного, несмотря на закрепленный противоположный образ. Для этого используются три психологических момента: 1) сравнение себя с собой, а не с другими; 2) постановка промежуточных целей с минимальными шагами; 3) положительная обратная связь. Необходимо создать условия для положительной обратной связи, причем положительная обратная связь должна быть основана не на голословных заявлениях окружающих и эмоциях, а на реальных действиях самого спортсмена. Причина субъективной оценки собственных действий как неуспешных – неадекватная оценка собственных возможностей. Спортсмен считает, что должен был сделать лучше, опираясь не на оценку своих психических (и физических) возможностей в данный момент, а на абстрактный желаемый уровень, часто основанный на сравнениях с другими. Эти принципы мы конкретизируем и реализуем в следующем комплексе упражнений.

 

Упражнение 1. В начале работы требуется объяснить спортсмену, что отныне в течение некоторого времени он перестает сравнивать себя с другими, а начинает сравнивать свои успехи сегодня со своими успехами вчера, час назад, неделю назад. Затем нужно: 1) определить зону абсолютной успешности – тот уровень трудности или те действия, с которыми спортсмен однозначно справляется и согласен с этим; 2) спортсмен должен озвучить в беседе с психологом тот уровень, к которому он стремится; 3) тот путь, который спортсмену нужно преодолеть, делится на минимальные отрезки и описывается в как можно более конкретных действиях (что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели). Чем более подробно и конкретно, тем больше вероятность отследить, в какой момент происходит «внутренняя заминка».

 

Минимальность отрезков должна позволять как можно чаще отслеживать факт преодоления данного отрезка (выполнения соответствующего действия). Психолог инструктирует спортсмена отмечать каждый сделанный минимальный шаг. Принципиально важный момент – положительная обратная связь о каждом действии, о ходе выполнения плана самому себе, подкрепляемая положительной обратной связью от психолога. Уверенность повышается не на основе «внушений», а на основе реальных действий клиента. Во многих случаях эффективно вначале определять только первый «минимальный отрезок», первое действие по достижении цели. В этом случае снимается давление «массивности» большой цели, страх не дойти до конца. Внимание сосредоточивается только на первом шаге, что и позволяет его сделать. Только после его выполнения определяется второй шаг и т. д. Поднявшись на первую ступеньку, спортсмен может себе позволить посмотреть на вторую и т. д.

 

Случай, когда спортсмен терпит неудачу при выполнении «первого шага» или любого из минимальных отрезков, требует разбивки процесса на более мелкие «шаги» или промежуточные задачи. В дальнейшем данная психотехника применяется клиентом самостоятельно во внутреннем плане. В том случае, когда первоначальная фраза (жалоба) содержит эпитет («я неудачник»), нужно уточнить, по поводу каких действий, что именно (например) не получается и в дальнейшем работать с действиями.

 

Пример 1 (разбиваем субъективно недостижимую цель на минимальные шаги): «У меня не получится написать контрольную. Возможно, не получится, но я могу просто зайти в аудиторию. Если я зашел, то я могу сесть. Далее я могу взять ручку. Я не могу решить пример. Но я могу записать возможные варианты первого действия в решении. Если я их записал, я могу прикинуть, какое действие с большей вероятностью приведет к правильному решению. Исходя из этого первого действия, какие могут быть варианты второго действия?» И т. д.

 

Пример 2: «У меня не получается проходить сложные трассы». Какие трассы ты хотел бы пройти (какого уровня сложности)? Какие трассы у тебя получается проходить? А чуть сложнее не получается? Что не получается в более сложных трассах? Какие упражнения помогают? Эти упражнения у тебя получаются? До какого момента на трассе все получается?» Строится план: какие упражнения, когда, сколько, сколько попыток на трассах и т.п. Определяется, что именно должно стать первым промежуточным результатом.

 

Отличия данной работы психолога от тренерской: 1) акцент на построение индивидуальных шкал оценки, достаточно чувствительных к прогрессу; 2) акцент на привитие спортсмену навыка положительной обратной связи самому себе.

 

Упражнение 2. В качестве «домашних заданий» спортсмену предлагается ежедневно записывать в дневник несколько ответов на вопросы «Что у меня сегодня хорошо (удачно) получилось? За что я могу себя похвалить сегодня?» Нахождение ответов обязательно. Как правило, первые один-два раза упражнение проделывается совместно с психологом, при его поддержке. Роль психолога, как правило, сводится к подтверждению значимости каких-то простых действий, того, что спортсмен может себя за них похвалить.

 

Упражнение 3. В некоторых случаях для коррекции переживания себя достаточно дать задание отмечать свой уровень успешности в интересующей в данный момент деятельности ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Важно, однако, выбрать степень обобщенности оцениваемой деятельности и задать шкалу критериев оценки. Менее эффективно оценивать «умение играть» вообще, более эффективно сосредоточиваться на конкретных приемах. Эффективно оценивать деятельность, результат которой можно выразить объективно количественно, и которая достаточно чувствительна к состоянию спортсмена. Например, время выполнения одного и того же упражнения. Главное? возможность для самого спортсмена зафиксировать внимание на динамике результатов. Упражнение имеет и мотивирующий, и увеличивающий адекватность самооценки эффект. В большинстве случаев эффект усиливается, если выполнение данного задания (дневник) регулярно просматривает психолог. Обратная связь от психолога, преимущественно положительная, является дополнительным мотивирующим фактором. При работе с переживанием неуспешности полезна работа в направлении увеличения полноты переживания себя, с образом себя.

 

Упражнение 4. Классическое упражнение «Кто Я? Какой Я?». Спортсмену предлагается записать 20 утверждений? ответов на эти вопросы. Совместно с клиентом анализируется степень легкости, с которой спортсмен находил качества, уравновешенность положительных и отрицательных качеств, общее количество названных качеств. Результаты свидетельствуют о степени дифферецированности «образа себя», уровне самооценки, степени привычности и осознанности размышлений о себе.

 

Упражнение 5. Более углубленным вариантом работы в целях коррекции самооценки и принятия себя является следующее задание. К каждому своему качеству (используются ответы на вопрос «Какой я?») предлагается найти и положительное и отрицательное его проявление в зависимости от ситуации. Другими словами, описать ситуацию, в которой данное качество негативно (мешает), и описать ситуацию, в которой это же качество позитивно (помогает). При обсуждении данного упражнения спортсмен подводится к принятию своих качеств, к пониманию того, что задача не в «искоренении» собственных качеств, а в том, чтобы научиться их правильно использовать, выработать эффективный индивидуальный стиль поведения. Дальнейшая работа может переходить из области работы с эмоциональными переживаниями в область психологии личности, ставятся задачи осознания собственной системы ценностей, мотивов, жизненных целей, целей в плане саморазвития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: