ЧЕЛОВЕК В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Человек в многокультурном мире

. Взаимодействие культур: диалог культур в современном мире

. Мультикультурная реальность: проблемы и перспективы развития

Заключение

Список литературы

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина «культура» в самых различных отраслях науки и практики. Наиболее удачное для социологической науки определение этого термина дано английским этнографом Э. Тейлором: «Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Культура - это то, что объединяет людей в целостность, в общество. Для современного мира свойственны открытость культурных систем, многообразие культур их взаимодействие или мультикультурализм. Жить в таком мире интересней, да и ответы на вызов времени проще находить. Еще на рубеже XIX и XX веков, осмысливая опыт воспитания в контексте нарастающей пестроты, подвижности, множественности современной жизни, американский историк и философ Генри Адамс придумал странное словечко мультиверсум (multiverse). Сегодня для нас оно звучит даже более актуально, чем столетие назад: многокультурная (мультикультурная) реальность начала XXI века побуждает к самовопрошанию и ставит перед человечеством множество проблем. Цель работы: Рассмотреть некоторые аспекты существования многокультурной (мультикультурной) реальности современного мира.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать положение человека в многокультурном мире;

рассмотреть диалог как естественный результат развития и углубления взаимоотношения культур в современном мире;

раскрыть проблемы и перспективы развития такого явления как мультикультурная реальность.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения.


 

ЧЕЛОВЕК В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ

 

В современном информационном обществе человек лихорадочно стремится успеть за временем, которое требует от него осведомленности в различных областях знания. Чтобы органично вплетаться в ткань современности, необходимо иметь способность четко отбирать самое необходимое и действительно полезное в том огромном информационном потоке, который сегодня обрушивается на человеческое сознание. В подобной ситуации приходится самостоятельно устанавливать приоритеты. Тем не менее, при подобном переизбытке знаний совершенно явной становится вся поверхностность развития человеческой личности. Культурная личность - личность воспитанная, образованная, с развитым чувством нравственности. Однако, когда человек перегружен бесполезной информацией, когда он знает «ничего обо всем», то довольно сложно судить о его образованности или культурности. Современный мир характеризуется процессами глобализации, которые способствуют стабильности в экономике, в политической сфере; с другой стороны, помимо уничтожения экономических и политических границ, воплощения в реальность старой идеи единства человечества (выраженной в трудах В. И. Вернадского, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского), стимулируют культурное и этническое объединение, стирание национальных особенностей.

Современное открытое общество дает возможность каждому человеку быть включенным в процессы, которые выходят за рамки жизни конкретного государства.

Культурное многообразие мира продолжает сохраняться и в современную эпоху. Процесс взаимодействия культур и цивилизаций имел место на протяжении всей истории человечества, но в наше время наблюдается повышение интенсивности этого процесса, что ни в коем случае не противоречит сохранению религиозных и этнических традиций и культурных различий народов.

Можно говорить о том, что современный человек живет в многообразном поликультурном мире. В этом многообразии существуют основные элементы, связанные иерархическими отношениями. Включенность в полноту культурного бытия происходит через освоение национальной культуры, культуры цивилизации и с учетом глобалистических тенденций, происходящих в современном мире.

Благодаря новым информационным технологиям, человек глобального общества получил возможность познакомиться с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям индустриального и постиндустриального общества из-за отсутствия у значительной их части, возможности совершать экскурсионные поездки в различные страны, путешествовать по миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового культурного наследия. Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, существующие в "мировой информационной паутине", дают возможность познакомиться со всем тем, что был создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, независимо от того, где находятся те или иные шедевры: в Петербурге, Брюсселе или Вашингтоне. Для миллионов стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, в том числе библиотек Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библиотеки и многих других библиотек, фондами которых на протяжении столетий пользовался узкий круг лиц, занимающихся законотворчеством, преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Это несомненно положительный результат процесса глобализации культуры для человека.

Но мультикультурная реальность такова, что она ставит перед человечеством множество проблем, в частности проблема межкультурной коммуникации.

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: