Характеристика современности как многокультурной реальности стала уже привычной как для исследователей, так и в обыденном сознании. Но понимание проблем и перспектив развития нуждаются в дальнейшем исследовании.
В прошлые эпохи также, как и в современном мире, существовало многообразие культур, их уникальность и своеобразие не мешало, а скорее, предполагало необходимость диалога между ними.
Культура воспринималась как мир, как целое, в ней создавалась картина мира, мировоззрение; искусство и наука, каждая по своему пытались постичь законы мировой гармонии, понять смысл целого, противостоять хаосу и энтропии. В культурной реальности присутствовал системообразующий фактор позволяющий создать органическое целое.
В начале XX века в произведениях О.Шпенглера и других философов утверждается идея самостоятельного, независимого, отдельного существования культур. В конце XX века постмодернизм выдвигает идею плюрализма, равновесия ценностей, равенства, равноправия культур.
Глобализация, развитие информационной культуры дают человеку неограниченные возможности в познании мира, позволяют выбирать различные ценности, культуры, выстраивая собственный мир, формируя принципы личностного развития. Человечество обращается не просто к мировой, но к «всемирной культуре».
Равновесие ценностей, снятие различий между добром и злом приводят к утрате системы координат и создает человека, обладающего вроде бы безграничной свободой выбора, но не способного на деле реализовать ее, находящегося в мучительном состоянии неопределенности и потерявшего ощущение осмысленности бытия и выбора целей.
Отсутствие высшего начала приводит к доминированию культуры повседневности, которая не может формировать мировоззрение, но уменьшает состояние неопределенности, погружая человека в комфортное существование, человек погружается в быт и перестает задумываться над смыслами.
Глобальные проблемы современности, присущие всему человечеству, требуют обращения к прошлому, осмыслению и поиску сакрального, абсолютного, способного не только констатировать проблемы, но и искать способы их решения. То есть, помимо горизонтали многообразия и диалога культур, необходимо возвращение к вертикали, обращение к вечности, тем проблемам, которые решали религия и философия.
Глобализация способствует стремительному углублению культурного неравенства между странами и народами. Она привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой, она понизила статус не только первых двух, но и культуры как таковой. Одновременно она возвеличила массовую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества.
Глобализация утвердила в качестве базового принципа сосуществования различных культурных миров принцип мультикультурализма, который ее идеологами рассматривается как императив государственной культурной политики, осуществляемый в информационном обществе. Однако, по мнению западных исследователей, реализация на практике идеи мультикультурализма оборачивается множеством негативных последствий, которые явно усугубляют и без того сложную социокультурную ситуацию, сложившуюся практически во всех развитых странах Запада. Мультикультурализм проявляется в попытках обосновать требования представителей тех или иных групп не их индивидуальными качествами, а статусом членов этих сообществ, стремлением сделать ту или иную культурную идентичность группы основанием для выдвижения разнообразных требований политического и экономического толка. Примерами таких проявлений насыщена жизнь современных западных обществ. Характерная для начала XX в. цель ассимилировать представителей иных культурных традиций в лоно доминирующей культуры сегодня нередко воспринимается как свидетельство расизма или национализма.
Глобализация нанесла мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур.
Взаимодействие с чужой культурой, рассуждая теоретически, может иметь четыре результата:
· интеграция, когда каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру, но одновременно устанавливает тесные межкультурные контакты;
· ассимиляция, когда группа теряет свою культуру;
· сепаратизм, когда группа, сохраняя свою культуру, отказывается от контактов с инокультурными группами;
· маргинализация, когда группа теряет свою культуру, при этом не установив тесных контактов с другой культурой.
Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений.
глобализация культура диалог реальность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия.
Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей.
Процессы глобализации несут свои положительные и отрицательные моменты, в культурную жизнь общества, но их уже нельзя остановить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
2. Венедиктова Т. Материалы круглого стола. - Режим доступа: http//prof.msu.ru <https://www.prof.msu.ru/>›
. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
. Косых И. Слияние культур сегодня. - Режим доступа: http//уspbdais.ru/ <https://spbdais.ru/up/nebo_journal/4_2010/nb_04_2010_kosih_sliyaniye_kultur.pdf>
. Кокшаров Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур. - Режим доступа: http//credonew.ru/conte52/28/ <https://credonew.ru/content/view/352/28/>
. Процесс глобализации культуры: характер, противоречия, последствия. - Режим доступа: http//BiblioFond.ru <https://www.BiblioFond.ru/>/
7. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.