Основы МКТ идеального газа. Уравнение состояния. Изопроцессы. Закон Дальтона. Распределения молекул идеального газа по скоростям (распределение Максвелла). Скорости теплового движения молекул. Барометрическая формула
Основные формулы
Количество вещества ,
где
N – число молекул,
NA – постоянная Авогадро,
m – масса вещества,
M – молярная масса.
Уравнение Менделеева- Клайперона ,
где
р – давление газа,
V – его объем,
R – молярная газовая постоянная,
T – термодинамическая температура.
Уравнение молекулярно – кинетической теории газов
,
где
n 0 – концентрация молекул,
< E пост> – средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул,
m 0 – масса молекулы,
< υ кв> – средняя квадратичная скорость.
При своем движении молекулы идеального газа, сталкиваясь друг с другом, беспорядочно меняют как величину, так и направление своей скорости. Тем не менее, для характеристики состояния движения всей совокупности огромного числа молекул, пользуются понятиями:
1) наиболее вероятной скорости u в; 2) средней арифметической скорости u ср; 3) средней квадратичной скорости u кв.
· Наиболее вероятная скорость
.
· Средняя арифметическая скорость
.
· Средняя квадратичная скорость
,
где R – универсальная газовая постоянная, Т – абсолютная температура газа, M – масса одного моля газа, – постоянная Больцмана,
– масса одной молекулы газа.
· Средняя длина свободного пробега молекул газа
,
где u ср – средняя арифметическая скорость молекул, – среднее число столкновений молекулы с остальными в единицу времени, d – эффективный диаметр молекулы, n – число молекул в единице объема.
· Уравнение Менделеева-Клапейрона
,
где
– молярная газовая постоянная, P – давление, V – объем равный объему сосуда, m – масса газа, М – молекулярная масса смеси, T – температура газа.
· Закон Максвелла распределения молекул по скоростям:
, (2.6)
где – число молекул, относительные скорости которых находятся в интервале от
до
, N – общее число молекул,
– относительная скорость, отношение скорости молекулы u к наиболее вероятной скорости u В.
Задачи
1.1. В закрытом сосуде вместимостью 20 л находятся водород массой 6 г и гелий массой 12 г. Определить давление и молярную массу газовой смеси в сосуде, если температура смеси Т = 300 К.
1.2. Определить молярную массу и плотность смеси газов водорода массой m1 = 8 г и кислорода массой m2 = 64 г при температуре Т = 290 К и при давлении 0,1 МПа. Газы считать идеальными.
1.3. Баллон вместимостью V = 20 л содержит смесь водорода и азота при температуре 290 К и давлении 1 МПа. Определить массы водорода и азота, если масса смеси равна 150 г.
1.4. Два сосуда одинакового объема содержат кислород. В одном сосуде давление р1 = 3 МПа и температура Т1 = 700 К, в другом р2 = 1,5 МПа, Т2 = 200 К. Сосуды соединили трубкой и охладили находящийся в них кислород до температуры Т = 180 К. Определить установившееся в сосудах давление р.
1.5. Баллон содержит 80 г кислорода и 320 г аргона. При температуре Т = 300 К давление смеси равняется 1 МПа. Считая газы идеальными, определить объем баллона и молярную массу смеси газов.
1.6. В баллоне емкостью V = 15 л находится смесь, содержащая 10 г водорода, 54 г водяного пара и 60 г окиси углерода. Определить молярную массу и давление смеси при температуре t = 27°С.
1.7. Какое количество кислорода выпустили из баллона объемом V = 10 л, если при этом показания манометра на баллоне изменились от Р1 = 16×105 Па до Р2 = 7×105 Па, а температура понизилась от t1 = 27°С до t2 = 7°С?
1.8. Азот массой m = 5 г, находящийся в закрытом сосуде объемом V = 4 л при температуре t1 = 20°С, нагревается до температуры t2 = 40°С. Найти давление газа до и после нагревания.
1.9. В баллоне объемом V = 22,4 л находится водород при нормальных условиях. После того, как в баллон ввели некоторое количество гелия, давление в баллоне возросло до р = 0,25 МПа. Определить массу гелия, введенного в баллон, если температура газа при этом не изменилась.
1.10. В двух сосудах одинакового объема содержится кислород. В одном сосуде газ находится при давлении p1 = 2 МПа и температуре Т1 = 800 К, а в другом при давлении p2 = 2,5 МПа и температуре Т2 = 200 К. Сосуды соединили между собой трубкой и охладили находящийся в них кислород до температуры Т = 200 К. Определить установившееся в сосудах давление.
1.11. Температура окиси азота (NO) равна 300 К. Определить долю молекул, скорости которых лежат в интервале от v1 = 820 м/с до v2= 830 м/с.
1.12. На какой высоте давление воздуха составляет 60 % от давления на уровне моря? Считать, что температура воздуха везде одинакова и равна 10 °С.
1.13. Кислород нагревают от температуры Т1 = 240 К до температуры Т2 = 480 К. Определить, во сколько раз изменяется при этом доля молекул, скорости которых находятся в интервале от v1 = 180 м/с до v2 = 200 м/с.
1.14. Каково давление воздуха в шахте на глубине 1 км, если считать, что температура по всей высоте постоянная и равна 22 °С, а ускорение свободного падения не зависит от высоты. Давление воздуха у поверхности Земли принять равным давлению при н.у.
1.15. Какая часть молекул азота, находящегося при температуре Т = 400 К, имеет скорости, лежащие в интервале от vв до vв + D v, где vв - наиболее вероятная скорость, D v = 20 м/с?
1.16. Определить отношение давления воздуха на высоте 1 км к давлению на дне скважины глубиной 1 км. Воздух у поверхности Земли находится при нормальных условиях, и его температура не зависит от высоты.
1.17. Какая часть молекул водорода при температуре t = 0°С обладает скоростями от v1 = 2000 м/с до v2 = 2100 м/с?
1.18. На какой высоте плотность воздуха в е раз (е — основание натуральных логарифмов) меньше по сравнению с его плотностью на уровне моря? Температуру воздуха и ускорение свободного падения считать не зависящими от высоты.
1.19. Найти относительное число молекул газа, скорости которых отличаются не более чем на 1% от значения наиболее вероятной скорости.
1.20. На какой высоте давление воздуха в 2 раза меньше по сравнению с его давлением на уровне моря? Температуру воздуха и ускорение свободного падения считать не зависящими от высоты.
Характеристики теплового движения молекул. Явления переноса Первое начало термодинамики. Адиабатический процесс
Основные формулы
Средняя длина свободного пробега молекулы
,
где d – эффективный диаметр молекулы.
Среднее число столкновений молекулы в единицу времени
.
Уравнение диффузии
,
где
D – коэффициент диффузии,
Ρ – плотность,
dS – элементарная площадка, перпендикулярная к оси Х.
Уравнение теплопроводности
,
где χ – коэффициент теплопроводности.
Сила внутреннего трения ,
гдеη – динамическая вязкость.
Коэффициент диффузии .
Вязкость (динамическая) .
Теплопроводность ,
где сV - удельная изохорная теплоемкость.
Молярная теплоемкость идеального газа:
Изохорная ,
Изобарная .
Первое начало термодинамики
Работа расширения газа при процессе:
Изобарном ,
Изотермическом ,
Адиабатном
, где
.
Уравнение Пуассона (уравнение адиабатного процесса)
,
,
.
Задачи
2.1. При каком давлении средняя длина свободного пробега молекул водорода равна 2,5 см, если температура газа равна 67 °С? Диаметр молекулы водорода принять равным 0,28 нм.
2.2. Определить среднюю продолжительность <τ> свободного пробега молекул водорода при температуре 27 °С и давлении 5 кПа. Диаметр молекулы водорода принять равным 0,28 нм.
2.3. Определить коэффициент теплопроводности λ азота, находящегося в некотором объеме при температуре 280 К. Эффективный диаметр молекул азота принять равным 0,38 нм.
2.4. При температуре 300 К и некотором давлении средняя длина свободного пробега < l > молекул кислорода равна 0,1 мкм. Чему будет равно среднее число < z > столкновений, испытываемых молекулами в 1 с, если сосуд откачать до 0,1 первоначального давления? Температуру газа считать постоянной.
2.5. Кислород находится при нормальных условиях. Определить коэффициент теплопроводности λ кислорода, если эффективный диаметр его молекул равен 0,36 нм.
2.6. Пространство между двумя параллельными пластинами площадью 150 см2 каждая, находящимися на расстоянии 5 мм друг от друга, заполнено кислородом. Одна пластина поддерживается при температуре 17 °С, другая – при температуре 27 °С. Определить количество теплоты, прошедшее за 5 мин посредством теплопроводности от одной пластины к другой. Кислород находится при нормальных условиях. Эффективный диаметр молекул кислорода считать равным 0,36 нм.
2.7. Определить коэффициент диффузии D кислорода при нормальных условиях. Эффективный диаметр молекул кислорода принять равным 0,36 нм.
2.8. Определить массу азота прошедшего вследствие диффузии через площадку 50 см2 за 20 с, если градиент плотности в направлении, перпендикулярном площадке, равен 1 кг/м4. Температура азота 290 К, а средняя длина свободного пробега его молекул равна 1 мкм. Эффективный диаметр молекул азота принять равным 0,38 нм.
2.9. Определить коэффициент теплопроводности λ азота, если коэффициент динамической вязкости η для него при тех же условиях равен 10 мкПа.с. Эффективный диаметр молекул азота принять равным 0,38 нм.
2.10. Кислород находится под давлением р = 133 нПа при температуре Т = 200 К. Вычислить среднее число столкновений в единицу времени молекул кислорода при этих условиях. Эффективный диаметр молекул кислорода считать равным 0,36 нм.
2.11. Кислород массой 32 г находится в закрытом сосуде под давлением 0,1 МПа при температуре 290 К. После нагревания давление в сосуде повысилось в 4 раза. Определить: 1) объем сосуда; 2) температуру, до которой газ нагрели; 3) количество теплоты, сообщенное газу.
2.12. Двухатомный идеальный газ (ν = 2 моль) нагревают при постоянном объеме до температуры T 1 = 289 К. Определить количество теплоты, которое необходимо сообщить газу, чтобы увеличить его давление в n = 3 раза.
2.13. При изобарном нагревании некоторого идеального газа (ν = 2 моль) на Δ T = 90 К ему было сообщено количество теплоты 2,1 кДж. Определить: 1) работу, совершаемую газом; 2) изменение внутренней энергии газа; 3) величину γ = Cp / CV.
2.14. Кислород объемом 1 л находится под давлением 1 МПа. Определить, какое количество теплоты необходимо сообщить газу, чтобы: 1) увеличить его объем вдвое в результате изобарного процесса; 2) увеличить его давление вдвое в результате изохорного процесса.
2.15. Азот массой m = 50 г находится при температуре T 1= 280 К. В результате изохорного охлаждения его давление уменьшилось в n = 2 раза, а затем в результате изобарного расширения температура газа в конечном состоянии стала равной первоначальной. Определить: 1) работу, совершенную газом; 2) изменение внутренней энергии газа.
2.16. Азот массой m = 1 кг занимает при температуре T1 = 300 К объем V1 = 0,5 м3. В результате адиабатического сжатия давление газа увеличилось в 3 раза. Определить: 1) конечный объем газа; 2) его конечную температуру; 3) изменение внутренней энергии газа.
2.17. Азот, занимающий при давлении Р = 105 Па объем V = 10 л, расширяется вдвое. Найти работу, совершаемую газом, и количество теплоты, переданное газу, при следующих процессах: 1) изобарическом, 2) изотермическом, 3) адиабатическом.
2.18. Кислород массой m = 200 г занимает объем V1 = 100 л и находится под давлением Р1 = 200 кПа. При нагревании газ расширяется при постоянном давлении до объема V2 = 300 л, а затем его давление возрастает до Р2 = 500 кПа при неизменном объеме. Найти изменение внутренней энергии газа, совершенную им работу и количество теплоты, переданное газу.
2.19. Кислород массой m = 200 г занимает объем V1 = 100 л и находится под давлением р1 = 200 кПа. При нагревании газ расширился при постоянном давлении до объема V2 = 300 л, а затем его давление возросло до р3 = 500 кПа при неизменном объеме. Найти изменение внутренней энергии DU газа, совершенную им работу А и количество теплоты Q, переданное газу.
2.20 Водород массой m = 400 г, имевший температуру Т = 300 К, адиабатически расширился, увеличив свой объем в 3 раза. Затем при изотермическом сжатии объем газа уменьшился в 2 раза. Определить полную работу А, совершенную газом, и конечную температуру Т газа.
3. Циклические процессы. КПД цикла. Цикл Карно
Основные формулы
Коэффициент полезного действия цикла Карно
,
где Q и T – количество теплоты, полученное от нагревателя, и его температура, Q 0 и T 0 – количество теплоты, переданное холодильнику, и его температура.
Задачи
3.1. Идеальный газ совершает цикл Карно. Температура нагревателя Т 1 = 500 К, холодильника Т 2 = 300 К. Работа изотермического расширения газа составляет 2 кДж. Определить: 1) термический к.п.д. цикла; 2) количество теплоты, отданное газом при изотермическом сжатии холодильнику.
3.2. Определить работу А2 изотермического сжатия газа, совершающего цикл Карно, к.п.д. которого h = 0,4, если работа А1 изотермического расширения равна 8 Дж.
3.3. Газ, совершающий цикл Карно, отдал холодильнику 67% теплоты, полученной от нагревателя. Определить температуру Т2 холодильника, если температура нагревателя Т1 = 430 К.
3.4. Во сколько раз увеличится коэффициент полезного действия h цикла Карно при повышении температуры нагревателя от Т1 = 380 К до Т1 = 560 К? Температура холодильника Т2 = 280 К.
3.5. Газ, совершающий цикл Карно, получает количество теплоты Q1 = 84 кДж. Какую работу А совершает газ, если температура Т1 нагревателя в три раза выше температуры Т2 холодильника?
3.6. Тепловая машина работает по циклу Карно. Температура нагревателя Т1 = 500 К. Определить к.п.д. цикла и температуру Т2 холодильника, если за счет количества теплоты Q1 = 1 кДж, полученной от нагревателя, машина совершает работу А = 350 Дж.
3.7. Газ, совершающий цикл Карно, отдал холодильнику 76% теплоты, полученной от нагревателя. Определить температуру холодильника Т2, если температура нагревателя Т1 = 400 К.
3.8. Определить работу А2 изотермического сжатия газа, совершающего цикл Карно, к.п.д. которого h = 0,4, если работа изотермического расширения А1 = 18 Дж.
3.9. Идеальная тепловая машина работает по циклу Карно. Температура нагревателя Т1 = 500 К, температура холодильника Т2 = 250 К. Определить к.п.д. цикла, а также работу А1 , совершенную рабочим веществом при изотермическом расширении, если при изотермическом сжатии совершена работа А2 = 70 Дж.
3.10. Идеальная холодильная машина работает по обратному циклу Карно и потребляет мощность 1 кВт. При этом она забирает теплоту от тела с температурой -37 0С и отдает телу с температурой 67 0С. Определить к.п.д. цикла и количество теплоты, отнятое у холодного тела за 1 с.
Электростатика
4.1.Расстояние между двумя точечными зарядами q1 = 22,5×10-6 Кл и
q2 = -44×10-6 Кл равно 5 см. Найти напряженность и потенциал поля в точке, находящейся на расстоянии 3 см от положительного заряда и 4 см от отрицательного заряда. Какова сила взаимодействия между зарядами? Какую работу нужно совершить, чтобы увеличить расстояние между зарядами вдвое?
4.2.В вершинах квадрата АВСД со стороной 25 см находятся заряды:
qА = qВ = +100×10-6 Кл, qС = qД = -100×10-6 Кл. Вычислить напряженность и потенциал электростатического поля в центре квадрата. Какая сила взаимодействия между зарядами qА и qС? Какова потенциальная энергия заряда qВ в электростатическом поле остальных зарядов? Какую работу нужно совершить, чтобы переместить заряд qД в центр квадрата?
4.3.В точках А и В помещены заряды qА = -5×10-6 Кл и qВ = +20×10-6 Кл. Найти на прямой, проходящей через эти заряды, ближайшую к точке А точку С, в которой напряженность поля равна нулю. АВ = 10 см. Чему равен потенциал точки С? Какова сила взаимодействия между зарядами? Какую работу нужно совершить, чтобы увеличить расстояние между зарядами до 15 см?
4.4.Два заряда q 1 и q 2= 6 q 1 находятся в вакууме на расстоянии 10 см друг от друга. На каком расстоянии от первого заряда находится точка А1, в которой напряженность поля равна нулю? На каком расстоянии от первого заряда будет находиться точка А2, в которой напряженность поля равна нулю, если второй заряд отрицательный? Найдите отношение потенциала в точках А1 и А2. Во сколько раз изменится потенциальная энергия взаимодействия заряда, если расстояние между зарядами увеличить в 1,41 раза? Во сколько раз изменится сила взаимодействия между зарядами, если их привести в соприкосновение и развести на прежнее расстояние?
4.5.Два заряда q 1 = 0,8·10-6 Кл и q 2 = -0,6·10-6 Кл находятся на расстоянии 36 см друг от друга. Определить напряженность поля в точке, лежащей посередине между зарядами. Чему станет равна напряженность в этой точке, если второй заряд изменит знак на противоположный? Чему равен потенциал этой точки в обоих случаях? Какова сила взаимодействия между зарядами? Какую работу нужно совершить, чтобы уменьшить расстояние между зарядами в 2 раза?
4.6.Три одинаковых заряда по 0,7 мкКл каждый, расположены в вершинах прямоугольного треугольника с катетами 30 и 60 см. Вычислить напряженность и потенциал электрического поля создаваемого всеми зарядами в точке пересечения гипотенузы с перпендикуляром, опущенным на нее из вершины прямого угла. Какова сила взаимодействия зарядов, на концах гипотенузы треугольника? Какова потенциальная энергия взаимодействия зарядов?
4.7.Два одинаковых заряженных шарика, заряды которых 7×10-9 и –13×10-9 Кл, приведены в контакт и вновь удалены друг от друга на расстояние 2 см. Определите силу кулоновского взаимодействия зарядов до и после контакта. Вычислить потенциал и напряженность электростатического поля, созданного зарядами после соприкосновения в точке равноудаленной от зарядов на расстояние 5 см. Какую работу нужно совершить, чтобы увеличить расстояние между зарядами в 3 раза (до контакта)?
4.8.Два равных заряженных шарика приведены в контакт и затем удалены друг от друга на расстояние 10 см. При этом сила их кулоновского взаимодействия равна 2,25*10-3 Н. До соприкосновения заряд первого шарика был 7·10-8 Кл. Определите начальный заряд второго шарика. Во сколько раз изменилась потенциальная энергия взаимодействия зарядов после соприкосновения? Вычислить потенциал и напряженность электростатического поля, созданного зарядами до соприкосновения в точке удаленной от первого заряда на 6 см и от второго заряда на 8 см.
4.9.В двух вершинах равностороннего треугольника со стороной 1 м расположены точечные заряды 5×10-7 и –5×10-7 Кл. Рассчитайте напряженность и потенциал электрического поля в третьей вершине треугольника. Какова сила взаимодействия зарядов? Какую работу нужно совершить, чтобы увеличить расстояние между зарядами вдвое?
4.10. В вершинах равностороннего треугольника со стороной 1 м расположены точечные заряды –2×10-7, –3×10-7 и 2×10-7 Кл. Рассчитайте напряженность и потенциал электрического поля в центре треугольника. Какова сила взаимодействия между одноименными зарядами? Какую работу нужно совершить, чтобы увеличить размеры треугольника вдвое?
5. Законы электрического тока
5.1. Определите общее сопротивление электрической цепи, силу тока, напряжение и мощность для каждого резистора, и общую силу тока в цепи, если R1 = 2 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 0,8 Ом, R4 = R5 = 4 Ом. Показания вольтметра 4 В. Какое количество теплоты выделилось бы за 1 час на нагревательном элементе с сопротивлением как у второго резистора, если бы его подключили в цепь вместо пятого резистора?
5.2. Источник тока, нагревательный элемент и амперметр включены в цепь последовательно. Источник тока имеет ЭДС 2 В и внутреннее сопротивление r = 0,4 Ом. Амперметр показывает ток I = 1 A. Определить, с каким КПД работает источник, сопротивление нагревательного элемента и его мощность. Какое количество теплоты, выделяется на элементе за 1 минуту?
5.3. Определите общее сопротивление электрической цепи, силу тока, напряжение и мощность для каждого резистора, и общее напряжение в цепи, если R1 = 4 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 15 Ом, R4 = 4 Ом. Показания амперметра 0,5 А. Найдите работу тока, протекающего через второй резистор за 10 минут.
5.4. Под конец зарядки батареи аккумуляторов током силой 5 А присоединённый к ней вольтметр показывал напряжение 6,5 В. В начале разрядки той же батареи током силой 6 А вольтметр показывал напряжение 5,2 В. Пренебрегая током, проходящим через вольтметр, определить ЭДС и внутреннее сопротивление батареи.
5.5. Определите общее сопротивление электрической цепи, силу тока, напряжение и мощность для каждого резистора, и общее напряжение и силу тока в цепи, если R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 5 Ом. Показания амперметра 0,4 А. Найдите работу тока, протекающего через третий резистор за 5 минут.
5.6. Гальванический элемент даёт на внешнем сопротивлении 6 Ом ток 0,15 А, а на сопротивлении 10 Ом ток 0,08 А. Определить ток короткого замыкания. Определить напряжение и мощность внешнего сопротивления в обоих случаях?
5.7. Определите общее сопротивление электрической цепи, силу тока, напряжение и мощность для каждого резистора, и общее напряжение и силу тока в цепи, если R1 = 3 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 4 Ом, R4 = R5 = 10 Ом. Показания амперметра 2 А. Какое количество теплоты выделилось бы за полчаса на нагревательном элементе с сопротивлением как у второго резистора, если бы его подключили в цепь вместо пятого резистора?
5.8. Два параллельно соединенных проводника включены в сеть напряжением 3,2 В. Сопротивление второго проводника 8 Ом, сила тока во первом проводнике 1,6 А. Определите сопротивление первого проводника, силу тока во втором проводнике, а также общее сопротивление и общую силу тока в цепи, электрическую мощность каждого проводника. Во сколько раз отличается количество теплоты, выделяющееся на проводниках за одинаковый промежуток времени?
5.9. Генератор постоянного тока с ЭДС 130 В даёт ток в сеть, состоящую из параллельно включенных 15 ламп сопротивлением 200 Ом и 10 ламп сопротивлением 100 Ом каждая. Найти ток нагрузки и напряжение на зажимах генератора, если его внутреннее сопротивление 0,4 Ом. Сопротивлением проводов пренебречь. Какова полезная мощность сети? Какое количество теплоты выделяется на лампах за 1 час?
5.10. Батарея с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением r = 1,2 Ом питает внешнюю цепь, которая состоит из двух параллельно соединённых ламп сопротивлением 4 Ом и 10 Ом. Определить разность потенциалов на зажимах батареи и токи в лампах. С каким КПД работает батарея? Во сколько раз отличается работа тока в лампах за одинаковый промежуток времени?
Правила Кирхгофа
|



|
|

| ||
|
|

|

| |||
| |||
| |||
|
|
