Фрэнк Заппа: «Большая часть рок- журналистики — это люди, не умеющие писать, которые берут интервью у тех, кто не умеет говорить, для тех, кто не умеет читать.»
Музыка, спорт, развлечение – самые популярные темы в журналистике.
АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА ЖУРНАЛИСТИКА «СТИЛЯ ЖИЗНИ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА
КИНО/ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ФУД-ЖУРНАЛИСТИКА
ЖУРНАЛИСТИКА В СФЕРЕ ИСКУССТВА
ФЭШН-ЖУРНАЛИСТИКА
ЛАЙВ-СТАЙЛ – навязывают вкусы.
АРТ – образовывает людей.
Что будут носить этой осенью – стиль жизни
Дизайн и индустрия как искусство – АРТ
Рецензия на новую книгу Пелевина – и АРТ, и стиль.
Но ФУД и ТРЭВЕЛ так же можно отнести и к сфере культуры (во время путшествия рассказывают об обычаях).
Cultural and subcultural (АРТ и ЛАЙВ-СТАЙЛ)
Поколение тоже может считаться субкультурой (битники).
Хипстер – слово появилось в 56-м году (как и рейв).
Стиляги объединили в себе субкультуры модов (англ. Mods от Modernism, Modism) и тедди-боев (Teddy Boys). То есть наши адаптировали западное во что-то своё.
Русский рок тоже заимствовал тенденции запада.
Важно не только то, как звучит новый альбом группы, но как он создавался, что сопутствовало.
1948-1952 «Битники» (топили за литру - Керуак, Гинзберг) и первые музыкальные газеты. Боб Диллан, первые альбому Битлов – появилась аудитория, которая покупает пластинки, а у них появилась своя музыка и деньги для развлечения – после войны.
Андеграундные газеты о джазе, проза построена на джазе.
МУЗИНДУСТРИЯ 1950-60
Музыканты – Рекорд-лейблы – Радио магазины – Слушатель, потребитель – Медиа(пресса, критика, реклама) – Музыканты -…
1955 Музыкальное коммерческое радиовещание. Люди хотели слушать музыку нон-стоп. Новый этап развития музмедиа (не нужны сухие материалы, нужна музыка) -> 1960 (первые журналы стиля жизни и музыки) Появились специализированные журналы («Rolling Stone» и «Melody Maker»- первый). Музыкальные – лайв-стайл.
Rolling Stone – ЖУРНАЛ. The Rolling Stones – ГРУППА.
Сейчас тот же Rolling Stone уходит в лайв-стайл и политику, т.к. интернет сделал музыку доступнее, и рекомендации журналистов уже не оч нужны.
Сейчас муз. журналисты – навигаторы, позволяющие сориентироваться в море инфы.
1966 «Моды» (бэби-бумеры) Музыка на ТВ, расцвет музпериодики. Музыкальные рейтинги. Пиратское радио. У молодёжи появились деньги на музыку (безответственное поколение, наркотики и бухло, тусы).
Боб Диллан, Дэвид Боу, Микеланджело Антониони, Битлы – все выходцы из модов.
+ сексуальная революция (эффективные средства контрацепции – особенно для женщин). Появились мини-юбки (спасибо Мэри Куант) – символ свободы, раскрепощения и равноправия.
+ вещества для изменения сознания – способствовали занятиям искусством (ЛСД, амфетамин).
Британия 50-х напоминала СССР (изоляция, низкий уровень жизни). ВВС крутила традиционную британскую музыку. Вакуум заполнили пиратские радиостанции (фильм «Рок-волна»). Радиостанции в нейтральных водах вокруг Британии – крутили модную музыку для Британской молодёжи
Власть хотела бороться, но решила поднять бабла.
Джон Пил – первый диджей (автор термина он же). Один из первых рассказывал о музыке и был оч популярным. Открыл Боуи, Radiohead, Led Zeppelin. Он же ввёл систему топов (рейтингов). У пиратских станций была мощная связь со слушателями (заказывали по телефону конкретную музыку). На основе запросов составились хит-листы, а рекорд-компании потом начинали на основе этого сотрудничать с исполнителями. Пираты поднимали бабло с рекламы. Крутили американскую музыку (Карл Перкинс, Элвис Пресли, Чаби Чекер – звукозаписывающие компании США хотели расширить рынки – спонсировали пиратов и давали новые пластинки – платили за каждую публикацию песни) + реклама сторонних продуктов (супов).
Субкультура модов больше базировалась на одежде, чем на музыке (придаток). Питер Миден (фамилия???) – социолог: моды – желание молодых пролетариев походить на аристократов. А одежда влияла на музыку.
Стиляги для причёсок брали подсолнечное масло. Перекрашивали пижамы. Армейские «ботинки на манной каше» – чтоб походить на тедди-боев.
Сериалы «Оптимисты» и «Форца» – пластинки на рентгеновских снимках.
Первый альбом Битлов в течение 5 дней добрался на 3-е место одного из радио – спрос на пластинки.
Первые телепроект (62-й «Ready Steady Go!» - прямой эфир с музблоками по три группы в эфире).
Для атмосферы 60-х фильмы «Квадрофения (по музыке «The Who»), «Абсолютные новички», «Рок-волна».
Мощная персонификация журналистики – многое зависело от мнение конкретного автора.
1972 «хиппи» (первая субкультура, которая была оч политизирована). Медиатизация и коммерциализация поп-музыки. Новый журнализм. Музпресса как часть музиндустрии.
Бэби-бумеры пересмотрели свои взгляды на наркоту.
Борьба хиппи: негры за свои права, женщины – за свои, американцы – против войны во Вьетнаме.
Новый журнализм.
Хантер Томпсон «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» - отец гонзо-журналистики.
Новый журнализм – отказ от факта, замена на фактоид, вымысел. Любой журналист имеет право придумывать, лишь бы читать было интересно. Этим занимались писатели-неудачники, журналисты, которые хотели заниматься литрой. Окончательное слияния журналистики и литры.
Том Вулф – отец н.ж. «Электропрохладительный кислотный тест» - его книга. Писал о сущности культа «кислотного калифорнийского хиппи» Кена Кизи – пропаганда о пользе ЛСД по Америке. Книга в стиле журналистского материала – мега-лонгрид.
30 октября 74-го – Поединок Мохаммеда Али с Джорджем Форманом – лучший бокс в истории бокса (Грохот в джунглях). Вульф должен был написать материал, но он не пошёл на него. Состояние зрителя в гостинице, смотрящего бой по тв.
За день до боя Вулф записал [слова Мохаммеда Али?]: «Я видел как Форман боксировал с тенью, и тень победила».
Всё, кроме факта.
Томпсон должен был рассказывать о рок-фестивале в Монтерее (для Rolling Stone), а сам ушёл бухать. И писал как от лица людей, который шли с фестиваля, хотя он сам не был.
Мейнстримные медиа подхватили тренд. (даже в советских – Генрих Боровик – советский журналист-международник, в 60-х написал несколько книг с тиле н.ж.).
Из н.ж. вышли журналисты-расследователи.
Фильм «Вся президентская рать» - Президент Никсон (по какой причине с поста ушёл Никсон??- прочекать). Правительство поставляло деньги и оружие. Первое масштабное влияние медиа на жизнь страны.
Появился термин «медиадизация» - роль медиа в общественной жизни возросла. Медиа оказывало влияние на развитие событий (например, на войну во Вьетнаме – общественное мнение против войны).
Индустрия музыки коммерциализируется и медиатизируется. Появились видеоклипы.
МTV (1981) – «видео убивает радиозвезду» - начало эры видео, но предпосылки были ранее.
«Богемская рапсодия» - говорят, что первый клип был на эту песню. Но ещё раньше группа The Monkees. В середине 60-х The Monkeys (из Шрэка – «I' m Believe»). Модели, которые рекламировали что-то на развороте, а народ подумал, что это группа и начал требовать от редакции альбома. Появилась искусственная группа. Медиа провели опрос читательниц 3-х журналов, ля какая у них группа мечты – общий портрет 4-х музыкантов группы – нашли актёров, которые притворялись группой. Animals, Beatles – следовательно The Monkees, но они внешне косили под битлов. Первый альбом – не они, а другие музыканты, но надо было обмануть – видеоклипы- рекламные ролики для альбома. Народу зашло, на ТВ просекли, что ролики круче песен.
Солист The Monkees – Дэйви Джонс – стал директором МTV.
В Америке гранж (Nirvana), в Британии – бритпоп. 1996-97 реклама Джинс Дизель – рекламировали одежду, а люди приняли их за группу Menswear (мужская одежда) – оч популярны были в Японии. Их сравнивали с фильмом Тарантино «Бешеные псы». Стиль – вторично, но гениально.
Oasis, и Blur – тоже адаптированные битлы.
Боуи: я звезда быстрого приготовления, просто добавь воды.
Мы все в каком-то смысле вторичны…
Непонятно, где музыкант, а где журналист.
1979 «Панки» - поколение нигилистов. Самиздат - фэнзины. Музыкальное видео. Эстетика DIV Трансформация муз. глянца.
У Панков – обида на предыдущее поколение. Нет средств к существованию. Но идея панка – не нужны шмотки, не надо ничего делать, укради, найди на помойке. Панки – самая мощная субкультура, самая медийная, ибо развивались в эпоху тв + закончилось время слияния музыки и журналистики.
Ник Кент (учебник по муз. журналистике) – он придумал термины к направлениям (ска-музыка, реггей, хардрок – его рок-энциклопедия). Писал в основном репортажи, музыка для него было неким протестом. Современная поп-музыка – протест против взрослых. Вудсток – Хендрикс вышел на сцену, пошёл дождь, Джими сделал вид, будто стреляет в тучу дождя, и через пару минут тучи расходятся. Сравнивает Хендрикса с Иисусом.
В те времена многие журналисты писали музыку, а музыканты выпускали журналы. Ник Кент – басист Sex Pistols. На смену пришёл ему Сид Вишес. Кент написал разгромную рецензию, а потом получил гитарой от Вишеса.
Фильм «Сид и Нэнси». Медиа сделали Сида Вишеса иконой, звездой, хоть он не умел играть на гитаре.
Журнал i-D – вышел из самиздатовской панк-прессы. «Нюхающий клей»- панковский журнал. Разрушить традиционное и создать новое. Протест против хиппи.
Поп-музыка – музыка, которая продаётся (рок, хип-хоп); не классика.
Панки – субкультура людей, которые всё делали сами (Митьки, Патти Смит, Blondie, Madness, Sex Pistols.
Панк – раздражение от поп-культуры.
Сериал «Винил» (по сценарию Мика Джаггера).
Бойз-бенд – искусственно созданная группа аля фабрика звёзд.
Для панков было важно создать противовес хиппарям. У вас радио, у нас тв. Видео конца 80-х. Оттуда МTV. Из самиздатов – хорошая муз. пресса - i-D, Mojo, Kerrang!.
Появление Интернета упразднило влияние рекорд-лейблов
MySpace и Napster (New artist program) сделали музыку доступной всем людям. У музыканта и слушателя больше не было посредников – первые пиратские сайты (открыли формат mp3).
Сейчас мы читаем не газеты и журналы, а людей (Сапрыкин, Горбачёв). Журналисты сами стали медиабрендами.
Теперь журналисты не промоутеры, а навигаторы, фильтры.
При этом многие жанры отмирают: музыкальная рецензия – зачем нам надо, если можно легко послушать? Но говорят, что сейчас достаточно популярный жанр.
Вместо лейблов приходят инди-блоги (Pitchfork), формирующие музыкальный медиа ландшафт.
ГДЕ МЫСЛУШАЕМ МУЗЫКУ
Интернет – 62%
Радио и тВ – 27%
Проигрыватель звука - 11% (винил, диски, mp3)
Винил – это больше эстетика, а не удобство (дорого, портится, не удобно пользоваться).
МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия может касаться не только произведения, но и рассказывать, что было вокруг.
ТИПОЛОГИЯ МР
В МР осуществляется анализ:
Отдельной композиции
Целого альбома
Концерта
Музыкального видео
В рецензии происходи вербальное описание музыки, харк-ка невербального компонента муз. Произведения
Бывают мини- и развёрнутые.
Непременно быстрый отклик, кратковременная актуальность
Субъективная оценка
«Современная мр представляет собой, как минимум, декларацию того, что автор «знает, о чём говорит» и «Разбирается лучше других». Его давление очевидно, оно не допускает полемики…» - Ник Кент
Критикам присущ снобизм. Иногда это отпугивает людей (автор превозносит себя над читателем), иногда это вызывает доверие (автор пытается показать аудитории, что шарит), а может открывать новые имена (Артемий Троицкий).
Лучше меньше субъективизма, но всё сосуществует в балансе
По Троицокму важна оценка, средства длля этого – анализ и интерпретация. Но как мы можем категорично оценивать?
Критиковать, но также находить хорошие штуки.
ДЗ: написать две рецензии. Мини (1-2 фразы) и развёрнутую (1стр. заголовок и лид). Попытаться уйти от представлений, написать, как видим хорошую. Можно на одно и то же, можно на разное. Будем слушать музыку.