Президентская власть в Республике Беларусь




 

Термин «президент» происходит от лат. «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующего на собраниях. В современном значении, указывающем на должность главы государства, термин «президент» начал употребляться только в конце XVIII в., когда был учрежден институт президентства в США.

В Республике Беларусь институт президентства имеет чуть более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 г., с принятием Конституции и проведением первых президентских выборов. Изначально Президент Республики Беларусь являлся «главой государства и исполнительной власти» (ст. 95 Конституции в редакции 15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решением, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к замене системы правления в Беларуси с президентской республики на смешанную (президентско-парламентскую) республику с широкими полномочиями Президента. В результате третьего референдума 17 октября 2004 г. было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица.

В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную главу. Согласно ч.1 ст. 79 Конституции, Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 79 указано, что Президент:

— олицетворяет единство народа;
— гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики;
— представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями;
— принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;
—обеспечивает политическую и экономическую стабильность;
— обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Президент Беларуси выведен из системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это позволяет некоторым конституционалистам рассматривать власть Президента в Беларуси как отдельную ветвь власти — «охранительную, арбитражную по своей сути, лидирующую — по своей направленности».

Полномочия Президента Республики Беларусь перечислены в ст. 84 Конституции. К ним относятся:

— назначение 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

— образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента, других органов государственного управления, а также консультативно-совещательных и иных органов при Президенте;

— назначение на должность Премьер-министра с согласия Палаты представителей (вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования);

—определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставка;

— назначение председателей высших судебных инстанций (с согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов);

— назначение судей высших судебных инстанций (Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, назначение Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики);

— назначение 6 из 12 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

— освобождение от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка (с уведомлением Совета Республики);

— назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля — государственного органа, образуемого Президентом Республики Беларусь и осуществляющего контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

— обращение с посланиями к народу для разъяснения проводимой политики;

— обращение с ежегодными посланиями к Парламенту, участие в работе Парламента.

Ежегодные послания заслушиваются на заседаниях обеих палат Парламента без обсуждения.

- руководство заседаниями Правительства (обычно Президент председательствует на тех заседаниях Правительства, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы);

- назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц.

https://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1072

 

 

5.СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, о которых го­ворится в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Судоустройство в Республике Беларусь определяется Конституцией (статья 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Если законодательную власть осуществляет один орган – парла­мент – и в некоторых особых случаях – Президент, то судебную власть осуществляют все судебные органы. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граж­дан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом про­цедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

В статье 109 Конституции закреплено, что судебная власть при­надлежит судам, т.е. суды являются ее носителями.

Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа (статья 3 Кон­ституции). Это обусловлено не только тем, что суды выносят свои реше­ния именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные пол­номочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосу­дие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды (во главе подсистемы находится Верховный Суд), хозяй­ственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд). Судоустрой­ство определяется законом, при этом Конституция исключает образова­ние чрезвычайных судов.

Действие Конституционного Суда распространяется на всю террито­рию Республики Беларусь. В системе общих и хозяйственных судов сфера действия определяется территориальным уровнем судов. Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, район­ные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные воен­ные суды. Систему хозяйственных судов составляют соответственно высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска (хозяй­ственные суды городов и районов пока не созданы).

В хозяйственных судах разрешаются хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских, административных и иных право­отношений.

Запрещается образование чрезвычайных судов, т.е. при любых усло­виях, например, в военное время, в связи с введением чрезвычайного или военного положения право на правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по от­правлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (статья 110 Конституции).

Гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство содержит такие нормы, которые исключают неправомерное воздействие на суд. Этим законодательством определены права, а также обязан­ности участников процесса, возможность обжалования в кассационном и надзорном порядке вынесенных судебных постановлений.

Важной гарантией независимости судей является их личная неприкосновенность. Неприкосновенность судьи распространяется на его личное, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственное согласия органа, который его избрал либо назначил.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, ли обыск. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственна высказанное им при осуществлении правосудия суждение и решение, если вступившим в законную силу приговором суда ее установлена его виновность против интересов службы.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено и Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верxoвному Суду Республики Беларусь.

Согласно статье 111 Конституции судьи не могут осуществлять никакую предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Согласно статье 94 Кодекса о судоустройстве и статусе судей канди­датом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владею­щий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по спе­циальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определя­ется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалифи­кационный экзамен на должность судьи.

Кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет, за исключением судей судеб­ной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Бела­русь, которые должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Кодексом предусмотрены основания прекращения полномочий судьи.

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (статья 113 Конституции).

Уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законо­дательством предусмотрены случаи рассмотрения дел в судах как кол­легиально, так и единолично судьями. Коллегиальное рассмотрение уго­ловных дел направлено на исключение возможных судебных ошибок по наиболее сложным делам.

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в слу­чаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: