Отработка умений и навыков




Основная функция интонации – функция организации и членения речевого потока.

Обратите внимание, как меняется смысл в зависимости от интонации:

1. Пётр сказал // Брат уезжает в Москву сегодня вечером // Надо зайти к нему //

2. Пётр / сказал брат / - уезжает в Москву сегодня вечером // Надо зайти к нему //

3. Пётр сказал // Брат уезжает в Москву // Сегодня вечером надо зайти к нему //

1. Пётр сказал: «Брат уезжает в Москву сегодня вечером. Надо зайти к нему».

2. «Пётр, - сказал брат, - уезжает в Москву сегодня вечером. Надо зайти к нему».

3. Пётр сказал: «Брат уезжает в Москву. Сегодня вечером надо зайти к нему»/

1. Пётр сказал: «Брат уезжает в Москву сегодня вечером. Надо зайти к нему». 2. «Пётр, - сказал брат, - уезжает в Москву сегодня вечером. Надо зайти к нему». 3. Пётр сказал: «Брат уезжает в Москву. Сегодня вечером надо зайти к нему» и т.д.

Группируя слова с помощью пауз по-разному, мы получим разное понимание текста.

Ударение – это более сильное произношение слога. Ударение не ставится в односложных словах и над буквой ё.

Ударение

↓ ↓

Подвижное неподвижное

Разноместное

↓ ↓

Основное второстепенное

В сложных словах, кроме основного ударения, есть ударение второстепенное: корàблестроéние. Разноместность и подвижность ударения позволяют его использовать для различения языковых явлений.

Ударение различает

↓ ↓ ↓ ↓

Смысл слов гр. знач. гр. знач. стилистические

одного слова разных слов варианты слов

Отработка умений и навыков

1. Самостоятельная работа (устно)

Укажите: 1) где изменение места ударения служит для различения слов; 2) где – для различения грамматических форм слова; 3) где оно не связано с изменением значения слова.

Кóзлы – козлы', óрган – оргáн, ýгольный – угóльный, вéрхом – верхóм, пáхнуть – пахнýть, досы'пать – досыпáть, бéгом – бегóм, ýже – ужé, подрéзать – подрезáть, úзбы – избы', гóните – гонúте, издалёка – издалекá, úначе – инáче, казакú – казáки.

Тема: Звуки речи.Гласные и согласные звуки, их образование.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- состав речевого аппарата;

- образование звуков речи;

- особенностями артикуляции гласных и согласных звуков;

уметь:

- характеризовать артикуляцию гласных и согласных звуков.

 

Звуки речи - это результат работы органов человеческого речевого аппарата. Голосовой аппарат человека представляет собой сложную колебательную систему, приводимую в движение энергией выдыхаемой из лёгких воздушной струи.

Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи). Речевой аппарат состоит из пяти главных частей: 1) дыхательного аппарата; 2) гортани; 3) надставной трубы (полость рта и носа); 4) органов произношения; 5) центральной нервной системы.

Дыхательный аппарат - нижний «этаж» речевого аппарата - состоит из грудной клетки, диафрагмы, лёгких, бронхов, дыхательного горла (трахеи). Здесь образуется воздушная струя. Речевые звуки образуются в основном на выдохе.

Средний «этаж» речевого аппарата - это гортань, состоящая из хрящей. Между ними располагаются голосовые связки в виде мускульных утолщений. В результате колебаний голосовых связок возникает основной тон голоса.

Верхний «этаж» речевого аппарата - органы, расположенные над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка, которая переходит в две полости - ротовую и носовую. Они разделены нёбом (твёрдое, мягкое нёбо, язычок). Мягкое нёбо и язычок - это нёбная занавеска. Она направляет воздушную струю в ротовую или носовую полость. В полости носа образуются носовые звуки. Ё полости рта различают активные и пассивные органы. Активные органы - это губы, язык (особенно его кончик), язычок. Пассивные органы - это зубы, нёбо. При характеристике звуков используются названия как активных, так и пассивных органов.

При образовании гласных источником звука являются колебания голосовых связок. Под их воздействием воздух свободно проходит через ротовую полость, и за счёт движения губ, нижней челюсти и языка образуется тот или иной звук.

Различают два положения голосовых связок:

1) связки тесно сближены и натянуты; выдыхаемый из лёгких воздух прорывается
между связками и заставляет их дрожать; колебания голосовых связок создают
голос;

2) связки не натянуты, голосовая щель расширена, воздух из лёгких проходит
свободно, голоса не получается.

При образовании согласных в ротовой полости возникают преграды или в виде щели, или в виде смычки, и воздух преодолевает эти преграды.

Работа органов речи при произнесении звука называется артикуляцией.

Гласные и согласные звуки различаются следующими особенностями артикуляции:

1) при произнесении гласных воздушная струя свободно проходит через полость рта, а
при произнесении согласных на пути воздушной струи в полости рта образуются разного рода преграды;

2) при образовании гласных речевой аппарат напряжён равномерно, а при образовании
согласных напряжённость сосредотачивается в том месте, где создаётся преграда и возникает характерный для данного согласного шум; при производстве гласных идущая из лёгких воздушная струя слабее, чем при
производстве согласных, особенно глухих;

3) гласные - ртораскрыватели: чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем
рот; согласные - ртосмыкатели: чем громче мы хотим их произнести, тем теснее должны сблизить органы речи;

4) гласные характеризуются наличием голоса, а согласные - наличием шума и разных
комбинаций шума и голоса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: