VI. Требования к услугам модельной библиотеки




1. Модельная библиотека предоставляет гражданам наиболее полный набор услуг, которые должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.

2. Модельная библиотека имеет возможность предлагать пользователям различные по видам и целям услуги, в т.ч. документные, справочно-библиографические, информационные, образовательные, коммуникативные, досуговые, сервисные.

3. Каждая модельная библиотека определяет собственные виды услуг, которые соответствуют ее целям и задачам, а также отражают условия и возможности их предоставления.

6.4. К обязательным бесплатным услугам модельной библиотеки относятся:

· получение информации о наличии в фондах конкретного документа;

· получение полной информации о составе фонда через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

· получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;

· получение во временное пользование любого документа из фонда;

· предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек.

Модельная библиотека должна стремиться к бесплатному предоставлению максимально полного перечня услуг, т.к. взимание платы за библиотечные услуги ограничивает доступ граждан к информации, знаниям, культуре.

6.5. Модельная библиотека осуществляет широкий диапазон справочных и информационных услуг, включая:

· составление тематических библиографических списков и пособий, выдачу адресных и фактографических справок, в т. ч. по телефону и электронной почте;

· подготовку и предоставление проблемно-аналитических обзоров, информационно-аналитических и тематических пакетов;

· консультационное обслуживание по различным вопросам.

6.6. Модельная библиотека при выполнении справочных и информационных услуг, соблюдая принцип оперативности, придерживается норм времени:

· выполнение фактографической справки 5-7 минут;

· выполнение адресно-библиографической или уточняющей справки - 7 минут;

· выполнение тематической справки - 2 минуты.

Сложные информационные запросы, которые нельзя выполнить в момент их поступления, удовлетворяются в течение 5 дней.

1. Модельная библиотека использует новейшие информационные технологии для предоставления пользователям доступа к корпоративным и глобальным информационным сетям, расширяя спектр услуг и обслуживая пользователей в режиме локального и удаленного доступа.

2. Оценка качества предоставляемых модельной библиотекой услуг осуществляется на основании следующих характеристик:

· соответствие запросу,

· своевременность и оперативность выполнения,

· информативность и содержательность,

· современные методы и способы исполнения и предоставления.

 

Положение о передвижной библиотеке (Библиобусе)

Внестационарное библиотечное обслуживание населения — обслуживание читателей за пределами библиотеки, предназначенное для дифференцированного обслуживания читателей, удовлетворения их запросов и привлечения населения к пользованию книгой и услугами библиотек.

 

1. Общие положения.

1.1. Передвижная библиотека входит в в состав форм внестационарного (межбиблиотечного) обслуживания.

1.2. Передвижная библиотека обслуживает книгой сельское население Азовского района, проживающее в пунктах, удаленных от стационарных библиотек, производственные участки, не имеющие библиотек; выполняет функции специального транспортного средства межпоселенческой, центральной библиотеки района. Роль библиобуса может выполнять любой муниципальный транспорт, выполняющий социальные функции в сельской местности (транспорт соцзащиты, образования, отдела культуры — кинофикации, администрации сельского поселения).

 

2. Задачи передвижной библиотеки.

2.1 Обеспечение равного доступа населения к информации.

2.2. Организация библиотечного, справочно-библиографического и информационного обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек, и работников предприятий, не имеющих библиотек.

2.3. Выполнение функций транспортного средства: доставка книг из отдела комплектования и обработки в библиотеки сельских поселений, книг по заявкам читателей, обмен литературы во внестационарных пунктах обслуживания, доставка предметов техники и оборудования в библиотеки поселений.

 

3.Содержание работы.

3.1. Широкое информирование населения о работе передвижной библиотеки с целью привлечения к чтению населения муниципального района.

3.2. Работа с читателями:

3.2.1. Организация дифференцированного обслуживания читателей. Изучение состава читателей, их запросов и интересов.

3.2.2. Осуществление комплексного подхода к руководству чтением в процессе индивидуальной работы с читателями и массовой пропаганды библиотечно-библиографических знаний, воспитание культуры чтения, росту профессионального мастерства.

3.2.3. Работа с информационным бюллетенем, широкая пропаганда единого фонда МЦБ, выполнение читательских запросов с помощью фонда МЦБ и поселенческих библиотек.

3.2.4. Обеспечение справочно-библиографического и информационного обслуживания и библиографического информирования читателей совместно с библиографом МЦБ.

3.2.5. Учет и отчетность внестационарной библиотечной работы. В каждой центральной библиотеке муниципального образования ведется учет следующих показателей внестационарной работы:

количество форм внестационарного обслуживания;

число читателей;

число посещений (в том числе на дому);

число книговыдач (в том числе по отраслям знаний).

Учет работы по обслуживанию читателей библиотечных пунктов (число читателей, посещений, книговыдач, массовых мероприятий и т.д.) ведется в дневнике установленной формы. Сведения включаются в отчет библиотеки, в ведении которой находится библиотечный пункт.

3.2.6. Создание актива читателей, привлечение его к участию в мероприятиях, проводимых передвижной библиотекой.

3.3. Участие в комплектовании фонда внестационарного обслуживания, отбор и периодическое его обновление.

3.4. Изучение и внедрение в практику работы передового опыта по организации работы передвижной библиотеки совместно с методико-библиографическим отделом МЦБ.

 

4.Организация работы и управления.

4.1. В практической деятельности передвижная библиотека руководствуется нормативными документами МЦБ, решениями органов культуры муниципального района, рекомендациями вышестоящего методического центра, приказами и распоряжениями директора, настоящим «Положением...».

4.2. Передвижная библиотека обслуживается библиотекарем поселения и водителем МЦБ.

4.3. Библиотекарь несет ответственность за организацию и содержание работы передвижной библиотеки, сохранность фондов. Обязанности его определяются должностной инструкцией.

4.4. Водитель передвижной библиотеки отвечает за сохранность и техническое состояние машины, безопасность передвижение; во время рейсов подчиняется библиотекарю поселения.

4.5. Планы и статистические отчеты о работе передвижной библиотеки являются частью планов и отчетов отдела внестационарного обслуживания МЦБ.

4.6. Стоянки передвижной библиотеки размещаются в соответствии с единым планом библиотечного обслуживания населения по согласованию с местными органами власти, руководителями хозяйств, предприятий, и утверждаются руководителем органа управления культуры муниципального района и согласовываются с директором МЦБ. Часы работы передвижной библиотеки устанавливаются в наиболее удобное для населения время.

4.7. Маршруты выездов передвижной библиотеки и продолжительность пребывания в каждом пункте определяется ежемесячным графиком, утвержденным директором МЦБ. В график включаются все виды выездов.

4.8. Финансирование внестационарного обслуживания осуществляется за счет ежегодно утверждаемого бюджета, предусмотренного на организацию деятельности МЦБ, включая фонд, транспортные услуги, расходы на содержание помещения. Перечень бесплатных услуг, предоставляемых населению при внестационарном библиотечном обслуживании, включает:

Справочную и консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

Предоставление информации о наличии в библиотечном фонде района конкретных документов, о возможностях удовлетворения запросов с помощью других библиотек;

Предоставление самих документов.

5. Технология внестационарной работы.

На рабочем месте библиотекаря поселения сосредоточить:

единый план библиотечного обслуживания читателей поселения;

картотеку всех форм внестационарных библиотечных пунктов района;

графики работы передвижной библиотеки (библиобуса) и библиотечных пунктов;

документацию на внестационарные библиотечные пункты всех форм центральной библиотеки (каждая библиотека МЦБ хранит у себя документацию на все свои внестационарные точки);

статистические и аналитические материалы по итогам работы внестационарных форм обслуживания за кварталы и год в сравнении с предыдущим годом.

6. Оценка результатов деятельности.

6.1. Оценка результативности производится по основным показателям: Количество пользователей, количество посещений, количество книговыдачи.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о социальной библиотеке Централизованной библиотечной системы г. Липецка

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1.1. Социальная библиотека является информационным и досуговым центром для социально незащищенных групп населения.

1.2. Социальная библиотека создана на базе библиотеки N 4 ЦБС г. Липецка и сочетает в своей деятельности и структуре функции универсальной библиотеки и центра многоаспектной помощи социально незащищенным слоям населения.

1.3. Социальная библиотека ведет свою работу во взаимодействии с различными организациями, осуществляющими работу с социально незащищенными группами населения (органами социальной защиты, обществом инвалидов, реабилитационным центром, Центром занятости населения).

1.4. Социальная библиотека привлекает к совместной работе на договорной или общественной основе юристов, медиков, психологов, работников социальной службы.

1.5. Социальная библиотека имеет право на бесплатную запись читателей в библиотеку.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

2.1. Обеспечение доступности социокультурной информации, совершенствование механизмов социализации и образования социально незащищенных групп населения.

2.2. Организация фонда библиотеки с учетом запросов разных групп читателей, изыскание и использование дополнительных источников финансирования.

2.3. Формирование позитивно-заинтересованного отношения общества к инвалидам и престарелым.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

3.1. Комплектование фонда нормативными и законодательными документами федеральных и местных органов власти на традиционных и нетрадиционных носителях.

3.2. Раскрытие содержания специализированного фонда с использованием системы визуального ориентирования.

3.3. Увеличение качественного состава библиотечного фонда по правовым, экономическим, образовательным, социально- культурным, профессиональным проблемам.

3.4. Организация эффективного информирования населения о нормативно-законодательных документах с использованием традиционных и новых информационно-библиотечных услуг на базе автоматизации и новых технологий.

3.5. Создание тематических картотек по различным направлениям на основе материалов местных и республиканских периодических и продолжающихся изданий.

3.6. Создание электронных баз данных: «Социальная информация региона», «Социальная защита населения».

3.7. Подготовка пресс-дайджестов, списков, обзоров по особо востребованным темам.

3.8. Обслуживание на дому пользователей с ограниченными возможностями; освоение методов доставки информации инвалидам и престарелым в удобной форме с обеспечением максимального комфорта.

3.9. Проведение массовых мероприятий досугового и информационного характера для социально незащищенных групп населения.

3.10. Организация встреч, консультаций со специалистами: юристами, психологами, педагогами, социологами, медиками.

 

4. УПРАВЛЕНИЕ:

4.1. Социальная библиотека является структурным подразделением МУ «ЦБС», работает под методическим руководством Центральной городской библиотеки и подчиняется директору МУ «ЦБС» г. Липецка.

4.2. Деятельность социальной библиотеки определяется законами РФ, Законом РФ «О библиотечном деле» (ст. 7 и 13), Законом Липецкой области «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области», Уставом МУ «ЦБС», настоящим Положением, планами работы, приказами и распоряжениями директора МУ «ЦБС».

4.3. Социальной библиотекой руководит заведующий, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности директором МУ «ЦБС».

4.4. Сотрудники библиотеки назначаются и освобождаются от работы по представлению заведующего библиотекой.

4.5. Библиотека составляет планы и отчеты о проделанной работе, знакомит с ними население.

 

Основные положения организации сети
муниципальных общедоступных (публичных) библиотек
в субъектах Российской Федерации

Приложение N 1
к приказу N 682 от 14.11.97

1. Муниципальные библиотеки, муниципальные библиотечные системы (в том числе централизованные библиотечные системы - ЦБС) - это библиотеки, учрежденные и в основном финансируемые органами местного самоуправления.

Основной целью деятельности муниципальных общедоступных библиотек является организация библиотечного обслуживания граждан по месту жительства.

Муниципальные общедоступные библиотеки образуют библиотечную сеть, которая является составной частью библиотечной сети субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.

Примечание: "Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации" распространяются также и на библиотеки, организованные другими учредителями с целью библиотечного обслуживания населения по месту жительства.

 

2. Деятельность муниципальных библиотек, муниципальных библиотечных систем регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов", "О некоммерческих организациях", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Основами законодательства Российской Федерации о культуре", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположены библиотеки.

 

3. Муниципальные библиотеки организуют библиотечное обслуживание населения, взаимодействуя на договорной основе с другими библиотеками, учреждениями, организациями, частными лицами.

Примечание: О заключении договоров см. гл.9, 27-29 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

 

4. Муниципальные библиотеки, муниципальные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации.

Муниципальные библиотеки могут на добровольных началах по согласованию с учредителем формировать муниципальные библиотечные системы, вступать в библиотечные, информационные, иные объединения в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальные библиотеки, не являющиеся юридическими лицами, могут объединяться в структурно-целостные образования (в частности, ЦБС), которые в установленном порядке признаются юридическими лицами, действующими в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

 

Примечание: См. также гл.4 "Юридические лица" Гражданского Кодекса Российской Федерации.

 

5. Структура муниципальных библиотек, муниципальных библиотечных систем, в том числе ЦБС, формируется по согласованию с учредителем в соответствии со структурой и потребностями населения, а также с учетом иных местных условий. В структуру муниципальных библиотек и их систем могут входить специализированные библиотеки, филиалы, отделы, в том числе для обеспечения прав особых групп пользователей (дети, юношество, инвалиды и т.д.), а также имеющие иные, в том числе небиблиотечные функции (клубные, досуговые и т.д.).

6. Муниципальные библиотечные системы могут состоять из муниципальных библиотек, объединенных на основе полной или частичной централизации процессов и/или средств. ЦБС как целостные структурные образования также могут входить в состав других муниципальных библиотечных систем.

 

7. ЦБС - совокупность библиотек, представляющая собой структурно-целостное учреждение, функционирующее на основе общего фонда и штата, организационного и технологического единства. В структуру ЦБС могут входить центральная библиотека (ЦБ), центральная детская библиотека (ЦДБ) и филиалы.

 

8. На территории каждого муниципального образования (например, город, городской район, сельский район, волость и т.п.) располагается не менее одной библиотеки муниципального подчинения (муниципальной библиотеки, ЦБ, филиала, иной). В ее задачи входит организация библиотечного обслуживания жителей данной территории с использованием стационарных, внестационарных и иных форм. Небольшие и компактно расположенные муниципальные образования могут иметь одну стационарную библиотеку, организующую обслуживание населения этих муниципальных образований.

 

9. Расстояние от ЦБ, филиала, муниципальной библиотеки, библиотечного пункта до места жительства обслуживаемого ими населения не должно превышать 3 км или 0,5 часа пути.

Население, проживающее в населенных пунктах или их частях, удаленных от ближайшей стационарной точки библиотечного обслуживания более чем на 3 км (или расположенные далее, чем в 0,5 часе пути), обслуживаются передвижными формами. Количество библиобусов (передвижных библиотек на судах, в поездах и т.п.), время, продолжительность и место их стоянок определяется администрацией муниципальной библиотеки, библиотечной системы по согласованию с учредителем с учетом потребностей населения.

 

10. Муниципальная общедоступная (публичная) библиотека, библиотечная система, в том числе ЦБС может принимать на себя дополнительные полномочия и функции других библиотек (школьных, профсоюзных, совхозных и т.д.) по обслуживанию населения при соответствующем материальном и ином обеспечении за счет этой библиотеки, ее или своего учредителя при условии, что это не влечет за собой ухудшение обслуживания (сокращения номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам и т.д.).

 

При наличии на территории муниципального образования другой библиотеки (школьной, профсоюзной, совхозной, ПТУ и т.д.) муниципальная общедоступная (публичная) библиотека может передавать ей полномочия по обслуживанию населения с соответствующим материальным и иным необходимым обеспечением и при наличии у этой библиотеки необходимых условий для выполнения ею функций общедоступной библиотеки (фонда, помещения, квалифицированных специалистов, удобных часов работы и т.д.). Передача данных полномочий не должна ухудшать библиотечное обслуживание населения (сокращать номенклатуру услуг, ограничивать доступ к библиотечным фондам и т.д.).

Все отношения по передаче функций и полномочий оформляются договором.

См. примечание к п.3 настоящих "Основных положений организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации".

 

11. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных библиотек (в том числе разных видов) может происходить как по инициативе учредителей библиотек, так и по инициативе библиотек при согласии всех сторон с учетом потребностей населения, если это не влечет за собой ухудшение библиотечного обслуживания населения (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам и т.д.).

Примечание: См. также ст.57-63 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.16-19 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 22-23 Федерального закона "О библиотечном деле".

 

12. Фонды муниципальных библиотек по содержанию и видам документов формируются в соответствии с потребностями населения, проживающего на данной территории. Если на территории одного муниципального образования находится только одна муниципальная общедоступная библиотека или филиал (например, филиал ЦБС), то ее фонд должен быть универсальным по содержанию и рассчитан на все возрастные группы жителей данной территории.

Размер фондов муниципальных общедоступных библиотек, систем в сельской местности определяется из расчета 5-6 документов на каждого жителя, в городах и поселках городского типа - 3-4 документа на каждого жителя. Распределение их между структурами муниципальной общедоступной библиотеки, системы находится в компетенции их администраций и осуществляется в соответствии со структурой муниципальной библиотеки, системы; профилем их подразделений, обслуживающих читателей; с учетом населения, проживающего в зоне обслуживания ЦБ, филиала и т.п. (его структуры по возрастному и иным признакам, имеющим значение для организации библиотечного обслуживания, а также потребностей).

 

13. Нормативы на организацию и функционирование муниципальных общедоступных библиотек, муниципальных библиотечных систем, в том числе ЦБС утверждаются в соответствии с действующим законодательством в рамках компетенции соответствующих органов управления.

 

14. Настоящие "Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации" являются рекомендательными и могут изменятся в соответствии с особенностями регионов (природно-климатическими, географическими, экономическими, национальными и т.д.), если это не противоречит действующему законодательству.

Примечание: Настоящий проект основан на действующем российском законодательстве, разработан с учетом имеющегося опыта разных стран, современного состояния сети муниципальных библиотек и перспективы их развития. Проект адресован организаторам библиотечного дела в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (учредителям и работникам библиотек). Цель проекта - оказание помощи в практической деятельности по организации сети муниципальных общедоступных библиотек и создании аналогичных документов регионального уровня.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНЕСТАЦИОНАРНОМ БИБЛИОТЕЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

Основные сокращения, термины и понятия ОМБ – объединение муниципальных библиотек ЦБС – централизованная библиотечная система Полустационарное библиотечное обслуживание – работа библиотекаря в отделе обслуживания от сельской библиотеки на 0,5 или 0,25 ставки по обслуживанию малонаселенных пунктов Волонтер – библиотекарь-общественник, доставляющий книги инвалидам, пенсионерам и другим группам населения, не имеющим возможности посещать библиотеки по уважительным причинам Библиобус – библиотека на колесах – транспорт ЦБС. Роль библиобуса может выполнять любой муниципальный транспорт, выполняющий социальные функции в сельской местности (транспорт соцзащиты, образования, отдела (управления) культуры, сельской администрации) Внестационарное библиотечное обслуживание населения – обслуживание читателей за пределами библиотеки, предназначенное для дифференцированного обслуживания читателей, удовлетворения их запросов и привлечения населения к пользованию книгой и услугами библиотек* ВЧЗ – выездной читальный зал – организуется на основе договора в определенные дни и часы в организациях, учреждениях, учебных заведениях   Общие положения Настоящее «Положение…» определяет принципы построения и размещения внестационарных библиотечных форм обслуживания, как составной части деятельности муниципальных библиотек по оказанию услуг населению Пермской области. «Положение…» имеет целью ориентировать органы управления культуры и местного самоуправления Пермской области в общих проблемах и нормативах организации внестационарных библиотечных форм обслуживания. Указанные принципы и нормативы рекомендуются для использования при разработке и утверждении аналогичных документов для конкретных условий районов и городов Пермской области. Задача внестационарных форм библиотечного обслуживания – обеспечение прав граждан на доступ к информации, бесплатное получение полной информации о составе библиотечных фондов объединений муниципальных библиотек административных субъектов области и другие виды библиотечного информирования, привлечение к чтению населения, доведение библиотечной услуги до каждого населенного пункта, каждого жителя в соответствии с его потребностями и интересами. Деятельность ЦБС по организации внестационарных библиотечных форм обслуживания населения регулируется: Конституцией Российской Федерации Гражданским кодексом Российской Федерации Основами законодательства Российской Федерации о культуре Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральным Законом «О библиотечном деле» Законом «О библиотечном деле Пермской области» Модельным стандартом деятельности муниципальной публичной библиотеки Пермской области
* По существующей в области форме I. Организация внестационарного библиотечного обслуживания населения Пермской области В функции центральной районной (городской) библиотеки входит обслуживание всех населенных пунктов сельской (городской) администрации, в соответствии с этим в центральной библиотеке при отделе обслуживания организуется сектор внестационарного обслуживания. В населенных пунктах с количеством населения менее 300 человек, не имеющих стационарных библиотек, может быть создан отдел обслуживания, как структурное подразделение близлежащей сельской библиотеки, работающее по особому графику (неполная рабочая неделя: 0,5 ставки; 0,25 штатной единицы) с четким определением объемов муниципального заказа на библиотечное обслуживание. Население, проживающее в населенных пунктах, удаленных на расстояние 8-10 км от ближайшего библиотечного учреждения, обслуживается внестационарными и полустационарными формами, в том числе автотранспортом отдела (управления) культуры, местной администрации, МОБ с учетом запросов и потребностей. К формам внестационарного библиотечного обслуживания относятся: библиотечные пункты, коллективные абонементы, выездные читальные залы, передвижные библиотеки (библиобус или транспорт другой организации, в том числе сельской администрации), волонтеры. Библиотечный пункт – это территориально обособленное подразделение библиотеки, работу в котором ведет ее штатный работник или библиотекарь-общественник с заключением договора. Библиотечные пункты организуются библиотекой по договоренности с предприятием, организацией, учреждением, а также в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; Коллективный абонемент – форма организации обслуживания трудового коллектива, класса, производственного участка на основе договора; Выездной читальный зал – форма внестационарного библиотечного обслуживания населения, предусматривающая возможность читателям пользоваться произведениями печати, прежде всего, периодикой, на рабочем, учебном месте в определенные дни и часы месяца, с заключением договора между организацией и библиотекой. Передвижная библиотека-библиобус-автобиблиотека или транспорт сельской администрации, отдела культуры – предназначается для обслуживания населения отдаленной территории, читателей, которые не могут пользоваться стационарной библиотекой. Литература из стационарной библиотеки доставляется по месту жительства тем читателям, которые в силу ряда причин (болезнь, возраст и т.д.) не могут самостоятельно посещать библиотеку. Работу ведут сами библиотекари, волонтеры стационарной библиотеки (приложение 7). Организация и размещение внестационарных библиотечных форм осуществляется органами культуры, местного самоуправления, дирекцией библиотек или их объединений в целях формирования единого информационного пространства на территории области и муниципальных образований, способствующего выравниванию условий доступа к библиотечной услуге для всего населения, независимо от места проживания. Внестационарное библиотечное обслуживание должно способствовать доступу пользователей ко всему совокупному ресурсу территории (документальному фонду, источникам и средствам информации). Финансирование внестационарных форм обслуживания осуществляется за счет бюджета, предусмотренного на организацию деятельности ЦБС (фонд, транспортные услуги, расходы на содержание помещения) и ежегодно утверждаемого. Перечень бесплатных услуг, предоставляемых населению при внестационарном библиотечном обслуживании включает: • обеспечение справочной и консультационной помощью в поиске и выборе источников информации; • обеспечение информацией о наличии в библиотечном фонде района, города конкретных документов, о возможностях удовлетворения запросов с помощью других библиотек и предоставление самих документов. Оценка качества и результативности библиотечных услуг в режиме внестационарного библиотечного обслуживания осуществляется самой библиотекой на всех этапах их реализации (планирования, разработки, рекламирования, востребования). Оценка услуг включает следующие их характеристики: соответствие спросу и полезность, своевременность и оперативность выполнения, информативность и содержательность. Права пользователей внестационарным библиотечным обслуживанием обеспечиваются: – обслуживанием независимо от возраста, национальности, образования, отношения к религии, политических убеждений и социального положения; – созданием различных форм обслуживания по месту работы, жительства или учебы, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания; – предоставлением пользователям совокупного фонда объединений муниципальных библиотек (ЦБС); – получением документов и их копий по МБА из других библиотек в соответствии с правилами данного вида обслуживания; – возможностью пользования другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется уставом, правилами пользования объединением муниципальных библиотек (ЦБС); – участием в мероприятиях, проводимых библиотекой: литературных вечерах, дискуссиях, конференциях и иных мероприятиях, проводимых в рамках основной деятельности МОБ (ЦБС). Библиотекарь полустационарной, внестационарной формы обслуживания, как и библиотекарь-общественник (волонтер) принимает заказы от своих читателей на информационные услуги, на необходимые книги, передает их в библиотеку и следит за выполнением. Время работы форм внестационарного обслуживания определяется дирекцией объединения муниципальных библиотек, согласовывается с местной администрацией, доводится до сведения обслуживаемых трудовых коллективов, жителей населенного пункта, микрорайона города. Ответственность за состояние внестационарного обслуживания населения района, города несет дирекция ОМБ (ЦБС) и местное самоуправление. Центральные районные, городские библиотеки являются организационно-методическими центрами внестационарной работы в регионе. Планирование развития, размещения форм и объемов внестационарного обслуживания, финансирование осуществляется центральной библиотекой с учетом результатов изучения административно-территориального деления микрорайона обслуживания, возможностей бюджета ОМБ (ЦБС). На основании этого составляется «План библиотечного обслуживания населения микрорайона…»* каждой библиотеки, утверждаемый отделом (управлением) культуры, дирекцией объединения муниципальных библиотек (ЦБС) и согласованный с главой сельской администрации.
* Специальный внестационарный фонд при отделе обслуживания ЦБ может выделяться, а можно работать и на едином фонде ЦБС. II. Фонд, его комплектование, использование во всех внестационарных формах обслуживания Для удовлетворения запросов читателей всех форм внестационарного обслуживания используется единый фонд ЦБС*. Информация о библиотечных ресурсах, правилах пользования ими должна быть доведена до всех возможных пользователей в форме объявлений, плакатов, буклетов, правил пользования МБА, перечня всех видов бесплатных и платных услуг, а также «Информационного бюллетеня новых поступлений в фонд ЦБС». В библиотечных пунктах возможно использовать периодические издания, выписываемые организациями, предприятиями, учреждениями, в которых эти пункты организованы. Библиотекарь сектора внестационарного обслуживания центральной библиотеки участвует в работе Совета по комплектованию, представляет в отдел комплектования заявки на необходимые для внестационарных форм обслуживания книги и другие документы, следит за периодичностью обновления этих фондов, осуществляет контроль за их поступлением. Ответственность за сохранность книг, периодических изданий, кинофотодокументов, поступающих в подразделения внестационарного обслуживания объединения, несут заведующие библиотеками-филиалами.
* Картотека читательского и социально-экономического профиля района, города ведется в отделе обслуживания ЦБ совместными усилиями. * Библиотеки на колесах III. Технология внестационарной работы объединения муниципальных библиотек (ЦБС) Внестационарным и полустационарным библиотечным обслуживанием в ОМБ (ЦБС) занимается сектор внестационарного библиотечного обслуживания при отделе обслуживания центральной библиотеки, штат которого определяется на основании количества внестационарных форм обслуживания в районе (городе) и основных их показателей. При наличии библиобуса и количестве внестационарных форм в районе, городе – 40; числе читателей 1200-1500 в секторе может быть введена 2-я ставка. На рабочем месте библиотекаря сектора внестационарного библиотечного обслуживания следует сосредоточить:* – единый план библиотечного обслуживания населения района (города); – картотеку внестационарных библиотечных пунктов района, города (всех форм); – карту-схему района, города с отмеченными на ней стационарными библиотеками, библиотечными пунктами всех форм внестационарного обслуживания; – графики работы передвижных библиотек* (библиобуса или автотранспорта отдела культуры, сельской администрации) и библиотечных пунктов (всех форм организации); – документацию на внестационарные библиотечные пункты всех форм центральной библиотеки (каждая библиотека ЦБС хранит у себя документацию на все свои внестационарные точки). – статистические и аналитические материалы по итогам работы внестационарных форм обслуживания за кварталы и год в сравнении с предыдущим годом. В обязанности библиотекаря сектора внестационарного обслуживания ЦРБ входит: – планирование, учет и отчетность, а также контроль за работой библиотечных пунктов всех подразделений ЦБС; – инструктаж сельских библиотекарей и общественников во время выездов на места; – контроль за обновлением книг в библиотечных пунктах; – координация работы всех подразделений ЦБС в этом направлении; – поощрение общественников; – рассмотрение и решение предложений по установлению доплат за работу по трудовому соглашению. Каждая сельская, городская библиотека ведет всю вышеперечисленную работу со своими внестационарными точками на основе «Плана библиотечного обслуживания населения…». В годовом плане библиотеки определяется объем вышеназванной работы по конкретным внестационарным точкам, сроки исполнения. Расчет планируемого числа читателей исчисляется на основе опыта предыдуще


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: