Дать определение: экспертиза, экспертная оценка, товарная оценка, товарная информация. Какова цель товарной экспертизы?
Экспертиза (от фр. еspertise, от лат. espertus – опытный) – исследование специалистом экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, экономики и других.
Товарная экспертиза – оценка экспертом основополагающих характеристик товаров (ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной или только их части), а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
Экспертная оценка – совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации. При экспертной оценке требования к характеристикам товаров могут устанавливаться не только нормативными документами, но и экспертами.
При этом под товарной информацией следует понимать сведения, указанные на маркировке, в товарно-сопроводительных документах и/или в других источниках информации (нормативных, технических документах, учебной, научной, справочной литературе и т.п.).
Цель товарной экспертизы — проведение количественных и порядковых оценок основополагающих характеристик товара, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному измерению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.
Цель товарной экспертизы. Задачи.
Цель товарной экспертизы — проведение количественных и порядковых оценок основополагающих характеристик товара, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному измерению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
Ø правильно выбирать свойства, показатели ассортимента и качества товаров с учетом конкретных целей экспертизы;
Ø выявлять соответствие действительных значений показателей установленным требованиям;
Ø определять предполагаемые значения показателей качества и/или коэффициентов их весомости;
Ø измерять количественные и определять стоимостные характеристики товаров;
Ø осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее для целей экспертизы;
Ø анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.
Принципы товарной экспертизы (перечислить, описать).
При проведении экспертизы эксперты должны соблюдать принципы объективности, компетентности, независимости, системного подхода, эффективности, безопасности для потребителей и окружающей среды. Большинство указанных принципов являются общими с другими видами профессиональной деятельности и рассматриваются в таких учебных дисциплинах, как "Основы стандартизации, метрологии и сертификации", "Теоретические основы товароведения". В связи с этим остановимся только на важнейших для эксперта принципах.
Объективность заключается в предупреждении и/или устранении субъективизма при проведении экспертных оценок. Соблюдать этот принцип непросто, так как в основе экспертных оценок, осуществляемых отдельными экспертами, изначально заложены элементы субъективизма. Каждый эксперт отличается индивидуальными вкусами, взглядами, определенной профессиональной компетентностью и другими особенностями личности, что неизбежно влияет на характер и уровень экспертных оценок.
Для преодоления субъективизма применяются определенные средства и методы, обучение которым имеет чрезвычайно важное значение. К приемам, направленным на преодоление субъективизма, относится формирование экспертных комиссий по определенным признакам, например, введение в их состав специалистов одного профиля или наоборот — разных, взаимно дополняющих друг друга профилей.
Независимость экспертов является важнейшим принципом, на котором базируется их объективность. Сущность принципа состоит в том, что эксперт должен быть независим от любых заинтересованных в результатах экспертизы сторон. Заинтересованной стороной могут быть и изготовители, и продавцы товаров, и потребители.
Компетентность экспертов обеспечивается их подготовкой в определенной области товароведных знаний и опытом работы с товаром. Для проведения товарной экспертизы необходимо в первую очередь глубокое знание товаров, их химических, физических и физико-химических свойств, а также процессов, влияющих на эти свойства. Кроме того, эксперт должен хорошо разбираться в вопросах технологии производства товаров, организации и учета товародвижения, коммерческой деятельности, ценообразования, документоведения, маркетинга, менеджмента, права. Поэтому они включены в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин образовательных стандартов и учебных планов по специальностям "Товароведение и экспертиза потребительских товаров" (для высшей школы) и "Товароведение" (для средних специальных учебных заведений).
Любая учебная информация через определенное время забывается и/или устаревает. Поэтому эксперты должны постоянно повышать квалификацию путем самостоятельного изучения научной, учебной и справочной литературы, а также на курсах или семинарах по повышению квалификации.
Системный подход необходим эксперту при любых экспертных оценках. Сущность его заключается в обобщении, группировке и приведении в определенную систему данных, необходимых для проведения экспертизы. Например, при экспертной оценке товаров очень важно уметь отнести их к определенной группе, подгруппе, виду, разновидности или типу. Такая систематизация должна основываться на правильном выборе признаков группировки и/или классификации. При этом очень важно, чтобы эти признаки носили принципиальный, а не случайный характер.