Акустический расчет осуществляется в соответствии с СНиП II-12-77 «Защита от шума» [23], СниП 23-03-2003 [22] и учетом требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [24], Справочником «Борьба с шумом» [21].
В соответствии с инфраструктурой района расположения предприятия определяются контрольные точки на границе жилой зоны и на границе предприятия, для которых будет проведен расчет ожидаемого уровня шума с учетом вклада всех источников шума предприятия. В качестве контрольных (расчетных) точек выбираются точки жилой зоны и зон отдыха (сады, парки отдыха и т.д.), расположенных внутри НСЗЗ, точки НСЗЗ (всего 8 расчетных точек по румбам ветров). На карту-схему (рис. 1) нанести все контрольные точки, в тексте дать пояснения (например, к.т. 1 - точка на границе НСЗЗ, к.т. 2 - граница жилой зоны и т.д.).
Для источников шума (производственного оборудования), расположенных внутри производственных помещений, осуществляется расчет шума, проходящего через преграду (стены производственных помещений), по формуле:
LР пр = Lш– RА - δд (57)
где: Lш – уровень звукового давления у преграды, дБА;
δд – поправка, учитывающая характер звукового поля при падении звуковых волн на преграду (при падении звуковых волн на преграду из помещения – δд = 6 дБА);
RА – изоляция шума преградой – стенами помещений, дБА. Согласно [21] для кирпичных оштукатуренных стен толщиной 270 мм звукоизоляция RА составляет 46 дБА, толщиной 520 мм – 52 дБА, для железобетонных стен толщиной 100-160 мм – 41-45 дБА. В таблице 4 приложения указан материал, из которого изготовлены стены производственных корпусов.
В связи с тем, что для локомотивных депо одним из основных источников шума являются тепловозы и электровозы, при оценке шумового загрязнения окружающей среды необходимо учитывать их шум при движении по территории предприятия. При расчетах источник шума, создаваемого тепловозами и электровозами, рассматривается как площадной. При этом для источника шума, соответствующего внутренней железной дороги, по которой осуществляется движение тепловозов и электровозов, используются максимально возможные значения уровня шума для маневровых тепловозов (78 дБА). В действительности ввиду низкой интенсивности движения маневровых тепловозов уровень шума при движении по территории предприятия будет ниже используемого для расчета значения (78 дБА).
|
Уровень звука от каждого источника шума в контрольных точках определяется по формуле:
LA = LР пр - Δ LАрас - Δ LАэкр - Δ LАзел (58)
где Δ LАрас – снижение уровня звука, дБА, в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой, определялось по графику рисунка 5. Необходимо учитывать, что снижение уровня звука в зависимости от расстояния
Δ LАэкр – снижение уровня звука экранами на пути распространения звука, дБА.
Δ LАзел – снижение уровня звука полосами зеленых насаждений. Снижение уровня звука полосами зеленых насаждений - Δ LАзел принимается в зависимости от ширины лесозащитной полосы, указанной в задании, по формуле:
Δ LАзел = 0,08 * z (59)
где z - ширина лесозащитной полосы, указанная в задании (таблица 4 приложения).
Суммарный эквивалентный уровень звука от всех источников в контрольных точках определяется согласно с учетом таблицы 16. Последовательно складываются уровни звуковой мощности, начиная с максимального: сначала определяется разность двух складываемых уровней, затем соответствующая этой разности добавка по табл. 16, после чего добавка прибавляется к большему из складываемых уровней, полученный уровень складывается со следующим. Если разница между наибольшим значением уровня шума и следующим большим значением более 20 дБА, то добавка равна 0.
|
Значения эквивалентного уровня шума для всех контрольных точек не должны превышать допустимого уровня для жилой зоны [23] – 55 дБА для населенных пунктов для дневного времени.
Таблица 16 - Добавки к более высокому уровню при сложении двух уровней шума
Разность двух складываемых уровней, дБA | |||||||||||||
Добавка к более высокому уровню, необходимая для получения суммарного уровня, дБA | 2,5 | 1,8 | 1,5 | 1,2 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,2 | ||||
Примечание. При пользовании табл.16 необходимо последовательно складывать уровни, дБA (звуковой мощности или звукового давления), начиная с максимального. Сначала следует определять разность двух складываемых уровней, затем соответствующую этой разности добавку. После этого добавку следует прибавить к большему из складываемых уровней. Полученный уровень складывают со следующим и т.д. |
1 - источники шума внутри групп жилых домов, трансформаторы;
2 - транспортные потоки, железнодорожные поезда
Рисунок 5 - График для определения снижения уровня звука в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой, дБА,
|
Список литературы
1.Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» М, 1999.
2.Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». М., 2002.
3.Перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующих в 2001-2002 годах. СПб., 2001.
4. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час, или менее 20 Гкал в час. М., 1999.
5. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (на основе удельных показателей). Фирма «Интеграл». 1997.
6. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом). Минтранс РФ НИИАТ. М. 1992 г.
7. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом). М.1998.
8. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). НИИАТ. М.1998.
9. Экологическое право РФ: Сборник нормативных актов по использованию и охране природных ресурсов. - М.: Щит-М, 2003. - 463 с. - (Законы и законодательные акты).
10.Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом). Минтранс РФ НИИАТ. - М. 1992.
11. РД 32.94.97. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в атмосферу. - М., 1998.
12. ОНД-86. Госкомгидромет. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л.: Гидрометеоиздат. 1987 г.
13. Борьба с шумом. Справочник. Под общей ред. Юдина Е.Я. М.: Машиностроение, 1985. 400 с.
14. СниП 23-03-2003. Защита от шума.
15. СниП II-12-77. Защита от шума. Госстрой СССР. 1978 г.
16. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Минздрав России. М., 1997 г.
17. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. (Дополненное и переработанное) НИИ Атмосфера. С.-Пб., 2005.
Приложение 1
Таблица 1 - Коды загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферный воздух
Код ЗВ | Наименование загрязняющего вещества | ПДКм.р., мг/м3 | ПДКс.с., мг/м3 | ОБУВ, мг/м3 | Класс опас-ности |
Твердые вещества | |||||
Алюминия оксид (в пересчете на алюминий) | 0,01 | ||||
Ванадия пятиокись (пыль) | 0,002 | ||||
Железа оксид (в пересчете на железо) | 0,04 | ||||
Марганец и его соединения (в пересчете на диоксид марганца) | 0,01 | 0,001 | |||
Меди оксид (в пересчете на медь) | 0,002 | ||||
Свинец и его неорган. соединения (в пересчете на свинец) | 0,001 | 0,0003 | |||
Сажа (углерод черный) | 0,15 | 0,05 | |||
Взвешенные вещества (недиффер. по составу пыль, аэрозоль краски) | 0,5 | 0,15 | |||
Пыль неорганическая (20%<SiO2 <70%) (Шамот, Цемент и др.) | 0,3 | 0,1 | |||
Пыль абразивная (Корунд белый, Монокорунд) | 0,04 | - | |||
Пыль древесная | 0,5 | - | |||
Зола угольная | 0,3 | - | |||
Жидкие и газообразные | |||||
Азота диоксид | 0,2 | 0,004 | |||
Азота оксид | 0,4 | 0,06 | |||
Ангидрид сернистый | 0,5 | 0,05 | |||
Сероводород | 0,008 | ||||
Углерода оксид | |||||
Фтористые соединения газообразные (Фтористый водород,... | 0,02 | 0,005 | |||
Фториды плохорастворимые (в пересчете на фтор) | 0,2 | 0,03 | |||
Ксилол | 0,2 | ||||
Толуол | 0,6 | ||||
Бенз(а)пирен | 0,000001 | ||||
Спирт н-бутиловый | 0,1 | ||||
Спирт изобутиловый | 0,1 | ||||
Спирт метиловый | |||||
Спирт этиловый | |||||
Этилцеллозольв | 0,7 | ||||
Бутилацетат | 0,1 | 0,6 | |||
Этилацетат | 0,1 | ||||
Ацетон | 0,35 | ||||
Бензин | 1,5 | ||||
Керосин | 1,2 | ||||
Масло минеральное | 0,05 | - | |||
Сольвент | 0,2 | ||||
Уайт-спирит | |||||
Углеводороды предельные С12-С19 (в пересчете на орг. углерод) | |||||
Эмульсол | 0,05 | - |
Таблица 2 - Мероприятия по охране атмосферного воздуха
Код | Группа мероприятий |
совершенствование технологических процессов (включая переход на другие виды топлива, сырья и др.) | |
строительство и ввод в действие новых пылегазоочистных установок и сооружений | |
повышение эффективности существующих очистных установок (включая их модернизацию, реконструкцию и ремонт) | |
ликвидация источников загрязнения | |
перепрофилирование предприятия (цеха, участка) на выпуск другой продукции | |
прочие мероприятия |
Приложение 2