Расчет уровня шума, создаваемого источниками предприятия в контрольных точках




Акустический расчет осуществляется в соответствии с СНиП II-12-77 «Защита от шума» [23], СниП 23-03-2003 [22] и учетом требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [24], Справочником «Борьба с шумом» [21] .

В соответствии с инфраструктурой района расположения предприятия определяются контрольные точки на границе жилой зоны и на границе предприятия, для которых будет проведен расчет ожидаемого уровня шума с учетом вклада всех источников шума предприятия. В качестве контрольных (расчетных) точек выбираются точки жилой зоны и зон отдыха (сады, парки отдыха и т.д.), расположенных внутри НСЗЗ, точки НСЗЗ (всего 8 расчетных точек по румбам ветров). На карту-схему (рис. 1) нанести все контрольные точки, в тексте дать пояснения (например, к.т. 1 - точка на границе НСЗЗ, к.т. 2 - граница жилой зоны и т.д.).

Для источников шума (производственного оборудования), расположенных внутри производственных помещений, осуществляется расчет шума, проходящего через преграду (стены производственных помещений), по формуле:

LР пр = Lш– RА - δд (57)

где: Lш – уровень звукового давления у преграды, дБА;

δд – поправка, учитывающая характер звукового поля при падении звуковых волн на преграду (при падении звуковых волн на преграду из помещения – δд = 6 дБА);

RА – изоляция шума преградой – стенами помещений, дБА. Согласно [21] для кирпичных оштукатуренных стен толщиной 270 мм звукоизоляция RА составляет 46 дБА, толщиной 520 мм – 52 дБА, для железобетонных стен толщиной 100-160 мм – 41-45 дБА. В таблице 4 приложения указан материал, из которого изготовлены стены производственных корпусов.

В связи с тем, что для локомотивных депо одним из основных источников шума являются тепловозы и электровозы, при оценке шумового загрязнения окружающей среды необходимо учитывать их шум при движении по территории предприятия. При расчетах источник шума, создаваемого тепловозами и электровозами, рассматривается как площадной. При этом для источника шума, соответствующего внутренней железной дороги, по которой осуществляется движение тепловозов и электровозов, используются максимально возможные значения уровня шума для маневровых тепловозов (78 дБА). В действительности ввиду низкой интенсивности движения маневровых тепловозов уровень шума при движении по территории предприятия будет ниже используемого для расчета значения (78 дБА).

Уровень звука от каждого источника шума в контрольных точках определяется по формуле:

LA = LР пр - Δ LАрас - Δ LАэкр - Δ LАзел (58)

где Δ LАрас – снижение уровня звука, дБА, в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой, определялось по графику рисунка 5. Необходимо учитывать, что снижение уровня звука в зависимости от расстояния

Δ LАэкр – снижение уровня звука экранами на пути распространения звука, дБА.

Δ LАзел – снижение уровня звука полосами зеленых насаждений. Снижение уровня звука полосами зеленых насаждений - Δ LАзел принимается в зависимости от ширины лесозащитной полосы, указанной в задании, по формуле:

Δ LАзел = 0,08 * z (59)

где z - ширина лесозащитной полосы, указанная в задании (таблица 4 приложения).

Суммарный эквивалентный уровень звука от всех источников в контрольных точках определяется согласно с учетом таблицы 16. Последовательно складываются уровни звуковой мощности, начиная с максимального: сначала определяется разность двух складываемых уровней, затем соответствующая этой разности добавка по табл. 16, после чего добавка прибавляется к большему из складываемых уровней, полученный уровень складывается со следующим. Если разница между наибольшим значением уровня шума и следующим большим значением более 20 дБА, то добавка равна 0.

Значения эквивалентного уровня шума для всех контрольных точек не должны превышать допустимого уровня для жилой зоны [23] – 55 дБА для населенных пунктов для дневного времени.

Таблица 16 - Добавки к более высокому уровню при сложении двух уровней шума

Разность двух складываемых уровней, дБA
Добавка к более высокому уровню, необходимая для получения суммарного уровня, дБA 2,5 1,8 1,5 1,2 0,8 0,6 0,5 0,4 0,2
Примечание. При пользовании табл.16 необходимо последовательно складывать уровни, дБA (звуковой мощности или звукового давления), начиная с максимального. Сначала следует определять разность двух складываемых уровней, затем соответствующую этой разности добавку. После этого добавку следует прибавить к большему из складываемых уровней. Полученный уровень складывают со следующим и т.д.

 

1 - источники шума внутри групп жилых домов, трансформаторы;

2 - транспортные потоки, железнодорожные поезда

Рисунок 5 - График для определения снижения уровня звука в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой, дБА,

Список литературы

1.Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» М, 1999.

2.Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». М., 2002.

3.Перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующих в 2001-2002 годах. СПб., 2001.

4. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час, или менее 20 Гкал в час. М., 1999.

5. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (на основе удельных показателей). Фирма «Интеграл». 1997.

6. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом). Минтранс РФ НИИАТ. М. 1992 г.

7. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом). М.1998.

8. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). НИИАТ. М.1998.

9. Экологическое право РФ: Сборник нормативных актов по использованию и охране природных ресурсов. - М.: Щит-М, 2003. - 463 с. - (Законы и законодательные акты).

10.Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом). Минтранс РФ НИИАТ. - М. 1992.

11. РД 32.94.97. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в атмосферу. - М., 1998.

12. ОНД-86. Госкомгидромет. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л.: Гидрометеоиздат. 1987 г.

13. Борьба с шумом. Справочник. Под общей ред. Юдина Е.Я. М.: Машиностроение, 1985. 400 с.

14. СниП 23-03-2003. Защита от шума.

15. СниП II-12-77. Защита от шума. Госстрой СССР. 1978 г.

16. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Минздрав России. М., 1997 г.

17. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. (Дополненное и переработанное) НИИ Атмосфера. С.-Пб., 2005.

 


Приложение 1

Таблица 1 - Коды загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферный воздух

Код ЗВ Наименование загрязняющего вещества ПДКм.р., мг/м3 ПДКс.с., мг/м3 ОБУВ, мг/м3 Класс опас-ности
Твердые вещества
Алюминия оксид (в пересчете на алюминий)   0,01  
Ванадия пятиокись (пыль)   0,002  
Железа оксид (в пересчете на железо)   0,04  
Марганец и его соединения (в пересчете на диоксид марганца) 0,01 0,001  
Меди оксид (в пересчете на медь)   0,002    
Свинец и его неорган. соединения (в пересчете на свинец) 0,001 0,0003  
Сажа (углерод черный) 0,15 0,05  
Взвешенные вещества (недиффер. по составу пыль, аэрозоль краски) 0,5 0,15  
Пыль неорганическая (20%<SiO2 <70%) (Шамот, Цемент и др.) 0,3 0,1  
Пыль абразивная (Корунд белый, Монокорунд)     0,04 -
Пыль древесная     0,5 -
Зола угольная     0,3 -
Жидкие и газообразные
Азота диоксид 0,2 0,004  
Азота оксид 0,4 0,06  
Ангидрид сернистый 0,5 0,05  
Сероводород 0,008    
Углерода оксид  
Фтористые соединения газообразные (Фтористый водород, ... 0,02 0,005  
Фториды плохорастворимые (в пересчете на фтор) 0,2 0,03  
Ксилол 0,2    
Толуол 0,6    
Бенз(а)пирен   0,000001  
Спирт н-бутиловый 0,1    
Спирт изобутиловый 0,1    
Спирт метиловый    
Спирт этиловый    
Этилцеллозольв     0,7  
Бутилацетат 0,1 0,6  
Этилацетат 0,1    
Ацетон 0,35    
Бензин 1,5  
Керосин     1,2  
Масло минеральное     0,05 -
Сольвент     0,2  
Уайт-спирит      
Углеводороды предельные С1219 (в пересчете на орг. углерод)    
Эмульсол     0,05 -

 


Таблица 2 - Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Код Группа мероприятий
совершенствование технологических процессов (включая переход на другие виды топлива, сырья и др.)
строительство и ввод в действие новых пылегазоочистных установок и сооружений
повышение эффективности существующих очистных установок (включая их модернизацию, реконструкцию и ремонт)
ликвидация источников загрязнения
перепрофилирование предприятия (цеха, участка) на выпуск другой продукции
прочие мероприятия

Приложение 2





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!