РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА ХIX – НАЧ. ХХ ВЕКА. ФИЛОСОФИЯ «ВСЕЕДИНСТВА» В.С.СОЛОВЬЕВА.




Русская философия в конце ХIX в. развивалась в качестве альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Русская религиозная философия представляет собой специфическое мировоззрение в центре которого было взаимоотношение Бога и человека. По сути дела, это был философский идеализм, нередко религиозно-мистического толка.

Русская философия конца XIX – начала ХХ вв. имеет ряд характерных направлений и специфических проблем. Это такие: - спор славянофилов и западников об историческом пути России. Славянофилы (И.С. и К.С.Аксаковы, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков и др) были выразителями «женского» (чувственно-эмоционального) начала в самосознании славян. Они критиковали мировоззрение западной цивилизации, сами ориентировались на православие, религиозную веру.Западники (А.И.Герцен, Н.П.Огарев и др .). Были выразителями «мужского» (рационального) начала в самосознании славян, выступали за европеизацию страны и развитие страны по капиталистическому пути. Религию и церковь они рассматривали как тормоз развития. - марксизм (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) пытался преобразовать общество опираясь на пролетариат, работы К.Маркса и Ф.Энгельса. Меньшевики (Г.Плеханов и др.) предлагали эволюционный путь развития России, большевики (В.И.Ленин и др.) выбрали революционный путь преобразования России. - философия истории. Анализировали проблемы мировой истории (Н.Я.Данилевский) на основе понятия «культурно-исторический» тип (цивилизация), проблемы развития России (С.Соловьев и др.). - русский космизм (Н.Федоров, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский и др.). Они были убеждены в наличии космического целого и космической по природе и значению миссии человека. - религиозная философия (В.С.Соловьев, Н.Бердяев и др.). Об этом течении – чуть ниже. Добавим только, что русская философия этого периода в значительной степени развивалась внутри художественной литературы (Ф.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев и др.). Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является сын известного русского историка, философ, поэт и публицист В.С.Соловьев (1853 – 1900 гг.). В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он развивал так называемую «философию всеединства». Идейными истоками творчества Соловьева были философская мысль Древнего Востока и учение Платона о душе, воззрения немецких философов И.Канта, Г.Гегеля и Ф.Шеллинга. В своем учении Соловьев проводил мысль о том, что обновленное христианство должно стать основой всей духовной и социальной жизни в обществе. Его творчество опирается на данные естественных и гуманитарных наук своего времени и представляет собой соединение религиозной веры с научным знанием. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. Эта идея имеет космологическое звучание, поскольку она охватывает собой все сферы и проявления бытия. Всеединство – это единство низшего и высшего уровней бытия, земного (человек) и космического (Бог – христианская Троица). Основной принцип: «Все едино в Боге», и творец и его творение. Мир пронизан высшим божественным началом и предстает на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог – это некий космический разум, организующая сила мира. Бог в реальном мире распадается на элементарные сущности («атомы»), которые своими движениями и колебаниями образуют сам реальный мир. Эти движения и колебания атомов есть эманация (нисхождение) Бога. Но субъектом всех изменений есть не просто Бог, а мировая душа, энергию которой сообщает Бог. Мировая душа как творящая энергия является носителем идеи и принципа всеединства. Она познается двумя способами – научным знанием и религиозной верой. Вечно женственная, божественная душа мира была названа Соловьевым мудростью, или Софией. Являясь духовным источником мироздания, она связывает воедино Творца и его творения, мир и человечество. Подлинной целью и смыслом человеческой истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символом этого единства стала личность Иисуса Христа, сына Божьего в образе человека. Процесс приобщения людей к христианскому учению есть не что иное, как одухотворение, освоение высокого нравственного потенциала православной религии и морали, возрастание меры любви и добра. В своем творчестве В.С.Соловьев проводил мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании. По его убеждению, человек представляет собой существо, способное соединить в себе и «небо», и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Он находится как бы на стыке между Богом и природным миром. Человек – это богочеловек (всемогущий человек), а человечество есть богочеловечество, т.е. всемогущее (в позитивном смысле) человечество. По природе своей человеку свойственно стремиться к полноте существования, выходить за пределы своего несовершенства и преодолевать себя в бесконечности. Мировая гармония возможна, но лишь с помощью любви, т.е. взаимного стремления всех живых существ друг к другу, а людей – к Богу. Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы встать на путь высшей, божественной любви, которая и есть истинная, безусловная любовь и имеет абсолютное значение для человеческой индивидуальности. Человек, вставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека». Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милость ко всему живому, как это делал в свое время Иисус Христос. Стремиться к Богу как воплощению высшей нравственности означает и самому быть существом нравственным: проявлять милосердие, уважение к своим предкам, быть ответственным перед своими детьми. Работа человека над самим собой предполагает одновременно и совершенствование окружающего мира. В этом смысле история общества представляет собой одухотворение человека посредством приобщения к высшему божественному началу. Русский философ отмечал, что деятельность человека всегда многогранна. Она проявляется в его творчестве (техническое, художественное), в научном познании и различных формах практической деятельности. Соловьев подчеркивал, что деятельная природа человека безгранична и бесконечна в своих возможностях, хотя и ничтожна в своей действительности. Особую роль в человеке играют его духовные качества, которые образуют своеобразный центр личности. Это прежде всего такие свойства, как вера, любовь и добро. Смерть духовная всегда означает распад личности, ее деградацию. Напротив, любовь создает нового человека, формирует в нем высокий духовный облик. Любовь всегда многогранна (к детям и родителя, к животному миру, к своей Родине). На деле любовь означает творение Добра, т.е. сохранение жизни во всех ее проявлениях. Добро является чистым и всесильным, а его созидание – это основной закон существования в мире. Любовь всегда предполагает альтруизм, бескорыстное служение другим людям и самопожертвование. В ней всегда проявляется солидарность, т.е. взаимное тяготение людей друг к другу, оказание взаимопомощи и поддержки. В любви достигается подлинная соборность, собирание и единение всех православных людей. Творение Добра должно быть общим делом и касаться каждого человека. Божественный трансцендентный мир, по Соловьеву, - это и есть самый что ни на есть действительный мир, этот мир и есть сама истина, совпадающая с Богом, это, наконец, «идеальное единство, к которому стремится наш мир и которое составляет цель космического и исторического процесса».

Контрольные вопросы

 

1.В чем отличие русской философии от философии европейской?

2. Какие специфические черты и направления у русской философии 19-20вв?

3.В чём смысл философии «всеединства» В. Соловьёва?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: