Алгоритм структуры логопедического занятия занятий.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательные упражнения и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
3. Основная часть: развитие звукоподражания (отработка слоговой структуры и грамматики) с помощью игрушек.
4. Логоритмика.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Творческая деятельность.
Ура! Начинаем играть.
1. Артикуляционная гимнастика (картинки скидываю отдельно в группе)
2.Дыхательные упражнения и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Предлагаю:
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»
Обыгрываем с бегемотом.
Цель: Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.
Ребенок легко стучит правой рукой по носу и делает резкий вдох через нос, зажимает губы указательным и большим пальцем обеих рук, приседает, задерживая дыхание. Встает, руки поднимает вверх и делает выдох через рот.
Методические указания. Ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.
Развитие слухоречевого внимания и памяти +
3.Основная часть: развитие звукоподражания (отработка слоговой структуры и грамматики) с помощью игрушек.
Варианты игр с детьми в домашних условиях
Игра «Поймай песенку бегемота»
Цель: Учить выделять речевой звук среди неречевых звуков.
«Бегемот разинул рот,
просит булки бегемот».
Он широко открыл рот и произносит звук ААААААА.
Давай поймаем песенку бегемота.
Взрослый: «Я буду хлопать, стучать по столу, звенеть в колокольчик (можно выполнять любые бытовые действия) – ты ничего не делаешь. Если я скажу ААААААА, как бегемот, то ты наденешь на палочку макаронину (бусинку, поставишь кубик и т.д.)».
|
Взрослый хлопает, ребенок качает головой. Взрослый звенит в колокольчик, ребенок качает головой. Взрослый произносит звук ААААААА, широко открывая рот, ребенок надевает на палочку макаронину или выполняет любое действие.
Усложнение:
Взрослый выполняет все действия за какой-нибудь ширмой, ребенок внимательно слушает.
Игра: «Разверни и назови»
Цель: Закреплять названия животных их частей тела, развивать мелкую моторику.
Перед ребенком завернутые в фольгу игрушки животных. Например: миша, лиса, зая, собака, киса, коза, жираф, макака, бегемот.
Ребенок разворачивает 3-6 животных, называет.
Взрослый: «Наши животные убежали из зоопарка и хотят с тобой поиграть. Давай покатаем их с горки».
Игра «Покатай животных с горки»
Цель: Учить дифференцировать речевые звуки; вызывать 2-3 сложные слова и 2-словную фразу.
Делаем горку из стаканчиков (мисок) и разделочной доски.
Ход игры:
Взрослый включает звуки животных по очереди, ребенок находит нужное животное и прокатывает его с горки.
Например:
Звук козы: МЭ-МЭ. Ребенок отгадал. Взрослый: «Да, это … (ждем ответ ребенка)». «Возьми, козу. Прокати».
Ребенок: «Коза (мэ-мэ), едь» «Коза едет» и т. д. Животное скатывается, мы произносим: «Бах, ура (во)» «Бах, коза упала».
Можно прокатывать животных по очереди, тогда ребенок просит Вас: «Мама, кати (кису).
Второй вариант:
Цель: развивать слухоречевое восприятие и память; учить выполнять речевую инструкцию.
Взрослый: «Я назову животное, ты его возьми и прокати с горки». Если ребенок выполняет задание легко, усложните, называя 2-3 животных.
|
Например:
«Возьми кису, собаку, мишу и прокати».
Взрослый: «Кто поедет с горки?». Ребенок называет: «Киса, едь. Миша, едь. Собака (Тяпа) едь» «Киса едет. Собака едет. Миша едет. Они едут».
С животными поиграли и надо отвести их в зоопарк.
«Поезд»
Делаем поезд из книжек. Вагон большой, вагон маленький (большая книжка, маленькая книжка) и т.д.
Взрослый: «Посади в большой вагон жирафа, а в маленький заю и т. д.». «Кого ты посадил в большой вагон (в маленький вагон).
Включаем песенку Е. Железновой и играем в поезд, выполняя движения под музыку.
Второй вариант:
Можно отвести животных на любом другом виде транспорта. Например: посадить животных на плед (на подушку, на игрушечную машину) и отвезти.
Игра «Домики для животных»
Цель: Учить слышать и запоминать речевую инструкцию.
В зоопарке животные сидят каждой в своём загоне.
Взрослый: «Посади бегемота в черный загон. Посади мишу в красный загон и т. д.». Усложнение: Посади мишу в красный загон, а собаку в коричневый и т.д.».
Ребенок: «Коза, иди домой»
Взрослый: «Коза дома»?
Ребенок: «Коза дома».
Вариант второй
Игра «Кто, где живет»
Цель: Закрепить знания о животных, их проживании.
Нарисовать на листочках солнце, елки и домики.
Взрослый: «Давай вспомним, где ещё живут наши гости». «Жираф живет там, где жарко, в лесу или дома»? Ребенок подкладывает картинки солнышка к жирафу.
С детьми при отработке грамматических категорий спрашиваем: «Лес (домик, где жарко) – это чей дом»? Ребенок: «Миши, лисы, заи».
|
4. Логоритмика
Песенка Е. Железновой «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде …»
См. видео в группе.
«В зоопарк мы ехали»
На машине ехали,
В зоопарк приехали.
Би-би-би!
(Повороты руками, которые «держат руль»)
На лошадке ехали,
Всех зверей объехали.
Гоп-гоп-гоп!
(Дети выполняют легкие приседания, руки вытянуты, «держат вожжи»)
Паровозом ехали,
И назад приехали.
У-у-у!
(Руки согнуты в локтях, поочередные движения левой и правой руками вперед - назад)
5. Пальчиковая гимнастика см. папку
6. Творческая деятельность.
Игра «Чья шкурка» см. в группе в отдельной папке.
На основе игры можно нарисовать картинки самим. Нарисуйте в овалах (кругах, квадратах) шкурки животных. Взрослый: «Чья шкурка»? Ребенок: «Миши, лисы, заи, кисы, собаки, козы и т.д.».
Второй вариант.
Ребенок со взрослым раскрашивает животное по образцу.
Дополнительный материал.
Игра с прищепками «Кто что ест» см. в группе в отдельной папке. Картинки к этой игре тоже можно нарисовать самим.
Желаю успехов.