В ноябре 1902 года и летом 1906 г. привелось мне по поручению Императорской Археологической Комиссии осмотреть церкви по восточному берегу Чудскаго озера и церковь в Ольгином Кресте на берегу Наровы, при чем я имел возможность обмерить и сфотографировать их. Считаю не безынтересным опубликовать свои попутныя наблюдения над архитектурою этих церквей, которая досель не была предметом изучения и представляет некоторыя оригинальныя особенности. Будучи построены на территории, служившей в XV – XVI вв. театром безпрестанных кровавых столкновений русских с соседями, храмы эти служат монументальными памятниками русской государственности в этим местах..
...Все описываемые мною памятники архитектуры построены из псковской плиты, из которой сложены вообще все древния сооружения в г. Пскове, по р. Нарове и Чудскому оз. и которая очень похожа на волховскую и путиловскую...
Св. Никольская церковь в Ольгином Кресте
Эта церковь была известна доселе лишь по так называемому «Ольгину кресту», изданному А.А. Спицыным в Зап. отд. русск. и сл. археологич. Имп. Р. А. О., т. V, стр. 229. рис. 379. Я упоминал выше, что время построения церкви с точностью не известно. В мою настоящую задачу не входит точное выяснение даты ее. Я даю здесь лишь посильно точное описание, чертежи и фотограф. снимки этой церкви (рис. 45 – 50). Она представляет два следующие отличия от главного Доможирского и от Гдовского Дмитриевского храмов: 1) скругление столбов, поддерживающих купол, будучи совершенно таким же, как в тех церквах в плане (ч. 45), поднимается на западных столбах выше (черт. 46) и 2) нет признаков хор.
Что касается реставрации церкви, то главный корпус ее можно реставрировать без труда на тех же основаниях как и в вышеприведенных моих реставрациях. Затруднение представит лишь паперть. Дверь Б несомненно современна церкви (на черт. 46 фасад ее помещен слева от колокольни). Пилястры К справа и слева от нее ныне сохранили только нижние свои части. Поверхность простенков между этими пилястрами и дверью Б весьма неровна, как бы в грубе отесана для чего-то, тогда как к углам идет ровная поверхность. Прочие стены тоньше, особенно боковые. Крыша паперти (рис. 47), следы которой видны на западном фасаде, как и нынешняя, закрывала древнее окно (на плане показано пунктиром под лин. В и видно на разрезе). Большой пролет под ним с деревянной перемычкой, подпертой деревянными колоннами, проделан, вероятно, в одно время с постройкой колокольни 1) (в 1820-х годах). Все эти данные не выясняют древней формы паперти, и можно сказать лишь предположительно, что паперть была неширокая, квадратная и невысокая, а над дверью Б была звонница. Древние части на чертежах показаны густой штриховкой. В древности под церковью был подвал; теперь видно окно в него на северном фасаде жертвенника; окно это почти совершенно погрузилось в поздний наносной слой земли и заросло травою.
|
Перед самым приездом моим произведена обивка листовым железом всего купольного барабана. Ныне с Ю. возведены каменные стены нового придела (на плане показаны штрихами), перекрытого потолком с куполом. Внутри еще можно любоваться древними стройными и стильными архитектурными формами, а снаружи – увы! – остались от них одни только обрывки.
|
Продольный разрез.
На колокольне, построенной в 1820-х годах, сохранились два древних колокола со следующими надписями:
1) «1712 Генваря в 14 день лил сей колокол псковитянин посацской человек Фома Котельник».
2) «1723 Генваря в 14 день лил сей колокол» и далее как на первом.
В разрезе колокольни маленькими кружками показаны деревянные связи. В разрезе же самой церкви, в куполе – голосники[239].
Вид с северо-запада.
Вид с северо-востока.
А.С. Гершельман
Самряки
Из лесистого Прилужского района мы попали в холмистую часть уезда. Высоко в небо поднималась колокольня Старопольской церкви, на холме высился Козьегорский монастырь. Крестьяне Гдовского уезда сильно отличались от жителей только что покинутых нами уездов. Говор у них был на «а», они растягивали слова. Отличительной особенностью здешних мужиков была полная непривычка к полевым работам, вся тяжесть полевых и домашних работ лежит на бабах. Часто слышалось, как мужик посылает хозяйку запречь лошадь, так как сам не привык это делать. Это объясняется тем, что все мужское население сплошь было на заработках в Петербурге. У многих, очень зажиточных, дома каменные, встречаются и двухэтажные. Зато поля у них чрезвычайно запущены, они не велики, а площадь их еще уменьшается широчайшими межами, чересполосица невероятная. Мой вестовой Званцов, сам уроженец Гдовского уезда, с презрением говорил, что такая обработка поля и женский труд присущи лишь этой части уезда, в других частях его обработка полей великолепная, многие деревни перешли на хутора. «Здесь не наши мужики, а все больше «самряки». – «Это что за зверь – «самряк»?» – спрашивал я. «Самряки», это что собаку съели! – смеялся Званцов. – Они тут вокруг озера Самро живут».
|
…Жители всех губерний Российской империи имели свои клички. Солдаты ими дразнили друг друга. … Чуя в словах Званцова отголосок какой-то местной басни, я его спросил: «Как же это «самряки» собаку съели?» – и он мне рассказал. «Самряки» собирали сено в копны, вдруг через поле бежит заяц, а за зайцем пустилась вдогонку собака Жучка. Заяц в копну, Жучка за ним. «Самряки» окружили копну и, желая сжарить зайца, подожгли сено. Копна догорела, и «самряки» полакомились жареным зайцем. Только когда все съели, то обнаружили у жаркого длинный хвост. Оказалось, что заяц проскочил копну, а Жучка в ней застряла, и ее зажарили и съели. С тех пор «самряков» и дразнят, что они, мол, собаку съели. Я знал еще по походу в Германскую войну, что, попадая в другую местность, приходилось привыкать к новому созвучию названий деревень, вокруг озера Самро, широкого и болотистого, и названия были особые – Осьмино, Сара-Гора и Сара-Лога; в отличие от близких к Петербургу уездов здесь «запахло Русью»: погосты на холмах, старые церкви, где сохранились служебники времен Петра I. Под Петербургом часто рядом с чухонской деревней находилось русское поселение (например, были Анташи «русские» и «чухонские»), русское население было привезено из средних губерний во время освоения края, после постройки новой столицы. Гдовский уезд, земли которого принадлежали к уделу святой княгини Ольги (название Гдов, как мне говорили старожилы, не что иное, как исковерканное слово «вдовий удел»), был издревле заселен славянами. Для нас положение женщин в этих местах отразилось в том, что большинство подводчиков, возивших снаряды за батареей и составляющих ее обоз, стали женщины. Они постоянно и неимоверно приставали, требуя смены, или ругались между собой из-за груза. Подводчики, число которых доходило до 40 – 50, были настоящим бичом в этом походе. Они делились на постоянных, то есть взятых из деревень, занятых красными, а потому не могущих вернуться домой, и на переменных, из ближайших деревень. В них больше, чем в солдатах, выражалось свойство русского народа – неуважение к чужой собственности и наклонность к грабежу, правда, в армии пример подавался свыше. Во время похода подводчиков приходилось иногда выстраивать и через деревни проводить строем, спасая огороды и сады крестьян. Беспрестанно приходилось разбирать случаи кражи, виновниками которых обыкновенно оказывались подводчики[240].
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. 2
1832. 26
В.С. Хвостов. 26
Записки Василия Семеновича. 26
Хвостова. Описание жизни. 26
тайного советника, сенатора. 26
и кавалера Василия Хвостова; 26
писано в 1832 году, самим им.. 26
для детей своих. 26
1861. 41
Воспоминание торжественнаго праздненства. 41
и Крестнаго хода в селе Доложском.. 41
1862. 60
А.В. Дружинин. 60
Как облегчить переход. 60
к вольному труду для нашего края. 60
1862. 71
А.В. Дружинин. 71
Из дальнего угла Петербургской губернии. 72
20.06.1862. 72
1862. 81
А.В. Дружинин. 82
Из дальнего угла Петербургской губернии. 82
1863. 90
Е.А. Андреев. 90
Исторические записки и предания. 90
о погосте Доложском, Гдовского уезда. 90
крестьянина Ефима Андреева. 90
1864. 108
Копия с докладной записки. 108
С. Петербургскому Военному. 108
Генерал-губернатору. 108
Генерал-Майора. 108
Чебыкина от 27 сентября. 108
1865. 115
Торжество освящения храма. 115
в Доложском погосте. 115
1865. 126
Два-три слова к моим собратьям, 126
крестьянам Выскатского общества, 126
при заложении в селении Выскатке. 126
Св. храма. 126
1865. 131
Освещение придела. 131
во имя Св. Архистратига Михаила. 131
в храме Успения Пресвятыя Богородицы.. 131
в Доложском погосте. 131
Гдовско-Ямбургский листок. 140
1872. 140
Н.А. Скроботов. 140
Гдовско-Ямбургская окраина и ее города. 140
1872. 145
С.Е. Лебедев. 145
Сборная ярмарка. 145
в погосте Долоцком, 145
в Гдовском уезде. 145
(с 5-го по 8-е марта). 145
1872. 148
К вопросу об учительской семинарии. 148
1872. 155
Н.А. Скроботов. 155
Ярмарки в уездах Гдовском и Ямбургском.. 155
1872. 163
А.Н. Бландов. 163
Заметки о сельских школах. 163
в Гдовском уезде. 163
(Из письма в редакцию) 163
1872. 165
Отсюда нам сообщают, 165
что крестьянин Ефим Андреев. 165
1872. 166
10 апреля, 1872 года, у нас, 166
на Выскатском волостном сходе. 166
1872. 170
Е.А. Андреев. 170
Волостные правления. 170
и господствующие в них порядки. 170
1873. 178
С.Е. Лебедев. 178
Наши волостные судьи. 178
(Из письма крестьянина) 178
1873. 181
Наш выскатский волостной сход. 181
постановил. 181
1873. 183
Е.А. Андреев. 183
Детский праздник. 183
в честь просветителя славян. 183
святого равноапостольного Кирилла, 183
14 февраля, в селе Выскатке, 183
Гдовского уезда. 183
1873. 185
По примеру прежних лет, 185
из погоста Долоцко в наше село Выскатку. 185
был совершен крестный ход. 185
1873. 190
Е.А. Андреев. 190
Выскатская волость. 190
(Краткий исторический очерк) 190
1873. 206
Е.А. Андреев. 206
При рекрутском наборе. 206
настоящего 1873 года. 206
1873. 209
25-го февраля у нас был совершен крестный ход из церкви в волостное правление 209
1873. 212
Лебедев С.Е. 212
Суеверия и обычаи в приходах Долоцком.. 212
и Старопольском Гдовского уезда. 212
1873. 248
Погост Долоцко в Гдовском уезде, 248
Петербургской губернии. 248
Очерк Ругодивцева. 249
1884. 259
Г.Г. Труссман. 259
Финские элементы.. 259
В Гдовском уезде. 260
С.-Петербургской губернии. 260
1885. 301
Историко-статистические сведения. 301
о С.-Петербургской епархии. 301
И.Г. Покровский. 301
Гдовский уезд. 301
Общий очерк. 301
Второй благочиннический округ. 319
16) Церковь в погосте Рудном.. 319
18) Погост Осьминский. 327
19) Погост «Ольгин крест». 341
20) Георгиевская церковь в Ложголове. 349
21) Старопольская церковь. 355
22) Церковь Архангела Михаила. 368
в погосте Сижно. 369
23) Церковь Рождества Богородицы в Пенине. 376
24) Никольская церковь в Польском погосте. 380
25) Церковь Рождества Богородицы.. 384
в Выскатке. 384
1885. 398
Е.А. Андреев. 398
Краткие историко-статистические сведения. 398
о церквях и приходах Гдовского уезда. 398
Из записок крестьянина Ефима Андреева. 398
Гдов. Соборная церковь. 399
Николаевская церковь. 408
Церковь св. Афанасия. 410
Александрийского. 410
Пятницкая церковь. 411
Церковь св. Марии Магдалины.. 412
Сведения о некоторых погостах. 413
Гдовского уезда. 413
1) Погост Черный. 413
2) Сижно. 420
3) Поля. 424
4) Рудный. 426
5) Вейно. 430
6) Наровский погост. 432
7) Скамья. 434
8) Доможирск. 436
9) Сороковой бор и погост Озера. 438
10) Ремда. 443
11) Кобылье городище. 444
12) Бельская Засада. 445
13) Лядской погост. 446
14) Лосицы.. 447
15) Заянье. 448
16) Прибуж.. 449
17) Щепец. 451
Округ Сомро. 453
18) Осмино. 456
19) Песье. 458
20) Ложголово. 458
21) Погост Доложский. 459
1887. 461
Г. Солнцев. 461
Церковь во имя Святого Пророка Божия Илии, 461
в селе Скамье. 461
1898. 467
Воспоминания о Никольщине. 467
погосте Гдовского уезда, 467
С.-Петербургской губернии, 468
по поводу освящения храма. 468
9-го Мая 1898 года. 468
27.01.1899. 496
Нам сообщают, что 18 февраля. 496
состоится освещение храма. 496
во имя Святого Архангела Михаила. 496
в селе Сижно Гдовского уезда. 496
27.03.1899. 496
М – в. 496
Сижно (Гдовского уезда) 496
18-го февраля здесь состоялось. 496
освящение, по случаю переделки. 496
храма во имя Архистратига Михаила. 496
07.04.1899. 498
А. Д – ский. 499
Деревня Малые Поля (Гдовского уезда) 499
В ночь с 31 марта на 1 апреля жители. 499
этой деревни были перепуганы.. 499
внезапным разливом Плюсы.. 499
10.04.1899. 500
Д – ский. 500
Деревня Малые Поля (Гдовского уезда) 500
Продолжающийся ледоход на реке. 500
Плюсе причинил много убытков жителям.. 500
сел и деревень, расположенных. 500
по ее берегам.. 500
07.07.1899. 502
М – в. 502
Село Никольщина (Гдовского уезда) 502
На днях мне привелось быть. 502
в селе Никольщине, где я посетил. 502
новый каменный храм.. 502
во имя Чудотворца Николая. 502
28.07.1899. 504
Местный обыватель. 504
Село Никольщина (Гдовского уезда) 504
Недели три тому назад в нашем.. 504
селе околело две лошади. 504
04.08.1899. 505
Село Никольщина (Гдовского уезда) 505
Первого августа по обычаю бывает. 505
крестный ход «на воду». 505
11.08.1899. 507
Один из богомольцев. 507
Село Никольщина (Гдовского уезда) 507
Крестьяне деревни Подкино. 507
Никольского прихода. 507
изъявили желание ознаменовать. 507
день Преображения Господня. 507
общественною молитвою.. 507
св. великомученику Пантелеймону. 507
в своей деревне. 507
11.08.1899. 509
Священник Николай Кузнецов. 509
Село Никольщина (Гдовского уезда) 510
Милостивый Государь. Г. Редактор. 510
Горе и беда, постигшие семью моего прихожанина. 510
Георгия Иванова…... 510
14.08.1899. 511
Здешний. 511
Село Никольщина (Гдовского уезда) 511
Крестьяне Никольщины, 511
управившись немножко. 511
с полевыми работами, принялись. 511
за обжог известки, 511
которая теперь, в виду большого. 511
спроса, повысилась в цене. 511
18.08.1899. 513
Обыватель. 513
Через Гавриловскую мызу, как раз по ее середине, 513
протекает речка Кушелка, впадающая в Плюсу. 513
25.08.1899. 515
В селе Доложске (Гдовского уезда), 515
расположенном в сорока одной версте. 515
к юго-востоку от станции Поля, 515
открыто почтовое отделение. 515
01.09.1899. 515
Странник. 515
В настоящее время вся наша река. 515
Плюса запружена дровами. 515
гдовского лесопромышленника. 516
Власа Малафеева, который готовит. 516
к сплаву в Нарву, на Кренгольмскую.. 516
мануфактуру 8500 сажень. 516
08.09.1899. 518
Село Никольщина (Гдовского уезда) 518
14-го сентября Никольщина. 518
справляет свой сельский праздник. 518
15.09.1899. 519
Странник. 519
В текущем сентябре исполнится год. 519
со дня открытия в Никольщине. 519
церковно-приходской школы.. 519
18.09.1899. 522
Странник. 522
14-го сентября Никольщина. 522
справляла свой сельский праздник. 522
29.09.1899. 524
Прихожанин. 524
Село Никольщина (Гдовского уезда) 524
23 сентября с раннего утра крестьяне. 524
села Никольщины стали массами. 524
стекаться к своему храму. 524
для встречи преосвященного. 524
Вениамина, епископа гдовского. 524
02.10.1899. 526
Странник. 526
Село Никольщина (Гдовского уезда) 526
Как грозная туча пронеслась. 526
над Никольщиной сибирская. 526
язва, похитив у жителей несколько. 526
лошадей и унеся в могилу одного крестьянина. 526
06.10.1899. 528
М – в. 528
Село Шавково (Гдовского уезда) 528
21 сентября сего года здесь. 529
состоялось освящение вновь. 529
отстроенного храма. 529
во имя Преображения Господня. 529
1900. 531
П.Я. Яновский. 531
Освящение храма в селе Долоцком, 531
Гдовского уезда. 531
1900. 533
П.Я. Яновский. 533
Из с. Долоцкого, Гдовского уезда. 533
(корреспонденция) 533
1900. 538
Корреспонденция из пог. Пенино. 538
Гдовского уезда. 538
(Освящение нового храма) 538
1901. 543
П.Я. Яновский. 543
Из Гдовского уезда. 543
(корреспонденция) 543
Одно из современных. 543
религиозных течений в деревне. 543
1901. 549
Н.К. Кузнецов. 549
По поводу корреспонденции. 549
из Гдовского уезда. 549
(№ 2 «Дух. Вестн.») 549
1901. 556
Ефим Андреев. 556
Некролог. 556
1901. 558
П.Я. Яновский. 558
Священник. 559
Симеон Фомич Никольский. 559
(Некролог) 559
1901. 560
П.Я. Яновский. 560
15 августа происходила закладка. 560
храма во имя Успения Божией Матери, 560
созидаемого в 2-х верстах. 560
от погоста Долоцкого, Гдовского уезда. 560
близ так называемой «пещеры». 560
1901. 563
П.Я. Яновский. 563
20 и 21 августа в новоустроенном храме. 563
погоста Пенина, Гдовского уезда, 563
состоялось освещение. 563
двух боковых приделов. 564
во имя Cретения Господня. 564
и св. благоверного вел. князя. 564
Александра Невского. 564
1901. 565
П.Я. Яновский. 565
Новые данные об упраздненной. 565
покровско-озерской обители. 565
Преп. Илариона Гдовского. 565
1901. 581
П.Я. Яновский. 581
Гдовский Димитровский собор 1585 года. 581
Освящение храма в селе Рудном.. 589
1902. 594
Исторические сведения об упраздненной. 594
Михайло-Архангельской церкви, 594
находившейся на южном берегу. 594
озера Долгого. 594
1919. 606
А.С. Гершельман. 606
Самряки. 606
[1] Хвостов В.С. Записки Василия Семеновича Хвостова. Описание жизни тайного советника, сенатора и кавалера Василия Хвостова; писано в 1832 году, самим им для детей своих // Русский архив. М. 1870. Т. 8. Кн. 1. Вып. 3. Сс. 551 – 601.
[2] Воспоминания Е.А. Хвостовой. 1812 – 1835 г. I – IV // Вестник Европы. Четвертый год. Том IV. СПБ. 1869. Сс. 684 – 740.
Записки Екатерины Александровны Хвостовой, рожденной Сушковой. 1812 – 1841. Материалы для биографии М.Ю. Лермонтова. СПБ. 1870.
Екатерина Сушкова (Е.А. Хвостова). Записки. 1812 – 1841. Л. 1928.
[3]Письма к А.В. Дружинину (1850 – 1863). М. 1948.
А.В. Дружинин. Полинька Сакс. Дневник. М. 1989.
[4] Дружинин А.В. Как облегчить переход к вольному труду для нашего края // Северная пчела. СПБ. 1862. № 129.
Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии // Северная пчела. СПБ. 1862. №№ 181, 206, 231, 253, 286.
Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии // Московские ведомости. М. 1863. №№ 134, 143, 158, 169, 199, 220.
[5] Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии. Северная пчела. 1862. № 231. С. 921.
[6] Авдотья Панаева (Е.Я. Головачева). Воспоминания. 1824 – 1870. Л. 1927.
[7] Авторство А.С. Покровского устанавливается по архивным источникам: По рапорту благочинного Священника Троицкого об учреждении библиотеки при Доложской Успенской церкви Гдовского уезда. Началось 27 марта 1861 г. Кончено (30 октября 1862 г. 4 марта 1863 года). ЦГИА СПБ. Ф. 19. Оп. 53. Д. 20.
Так же Покровский был автором другой книги: Беседа священника Доложской Успенской церкви Гдовского уезда при вступлении в должность церковного пастыря. СПБ. 1861.
[8] Собственно, эти иллюстрации и составляют сегодня основной фонд старых изображений по Доложску, который представлен сегодня в интернете. Новых изображений дореволюционной поры больше нет, и, видимо, никогда не будет. В тот же год, видимо, я впервые показал эти рисунки на Крестном ходе в Доложске, и передал их ложголовскому священнику о. Игорю (Осташевскому). – Именно он несколько лет водил ход в этих местах.
[9] ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 53. Дело 20. Об устройстве и состоянии библиотеки при Успенской церкви Доложского погоста Гдовского уезда. 1861 – 1863.
[10] Ефим Андреев трудился в то время в Деложске в качестве маляра-высотника. Он красил купола и шпиль церкви. Он так же участвовал в создании доложской библиотеки, а в 1872 г. члены Строительной комиссии нового каменного храма обратились к нему с просьбой – написать иконы в иконостас левого придела во имя царей Константина и Елены.
[11] По рапорту благочинного Священника Троицкого об учреждении библиотеки при Доложской Успенской церкви Гдовского уезда. Началось 27 марта 1861 г. Кончено (30 октября 1862 г. 4 марта 1863 года). ЦГИА СПБ. Ф. 19. Оп. 53. Д. 20. Л. 1.
[12] Упоминание Общества восстановления христианства на Кавказе может свидетельствовать о том, что Ефим Андреев совершил в свое время паломничество на Кавказ. То же самое можно сказать и в отношении Кирилло-Мефодиевского братства, которое существовало в Киеве, начиная с 1846 до 1847 г. 15 месяцев. По сути – оно было закрытой революционной организацией, в которой вначале было 12 человек, а в 1847 г. уже ок. 100. – Как там оказался Андреев, большой вопрос, который надо исследовать.
[13] К сожалению, личный архив Ефима Андреева в вихре времен не сохранился.
[14] Церковь Рождества Богородицы в Выскатке // Историко-статистические сведения… Сс. 214 – 221.
[15] Там же.
[16] Гельмерсен Г.П. Чудское озеро и верховье реки Наровы. Приложение к VII-му тому записок Императорской Академии Наук. № 2. СПБ. 1865.
[17]Напр.: Отчет земской управы Гдовского уезда за 1868 – 1870 гг. СПБ, Нарва. 1871, Отчет земской управы Гдовского уезда за 1872 г. СПБ, Нарва. 1873, Отчет Гдовского уездного земства за 1875 г. СПБ, Нарва. 1875, Отчет Земской Управы Гдовского уезда за время с 1 июля 1878 года по 1 июля 1879 года. СПБ. 1879.
[18] Кроме материалов в издании: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 150 – 178.
[19] Спицын А.А. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова. СПБ. 1903.
Спицын А.А. Заметки о каменных крестах преимущественно новгородских. ЗОРСА. Т. VI. Вып. 1. СПБ. 1903.
[20] Материалы по археологии России. Вестник Императорской Археологической комиссии № 20. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского. СПБ. 1896.
[21] Скроботов Н.А. Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии. Очерк Ругодивцева. СПБ. 1873.
[22] Напр.: Скроботов Н.А. Город Нарва. Краткий очерк Ругодивцева. СПБ. 1873, Скроботов Н.А. Предания жителей г. Нарвы, собранные г. Ругодивцевым // Гдовско-Ябургский листок. № 14. 1872, Скроботов Н.А. Новейшее описание С.-Петербургской губернии (Памятная Книжка С.-Петербургской губернии А.Ф. Елачича). Гражданин. 1873, Скроботов Н.А. Памятная книжка окончивших курс Санкт-Петербургской духовной семинарии с 1811 г. по 1898 г. СПБ. 1898.
[23] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 – 1907.
[24] https://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-5461.htm
[25] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
[26] Покровский И.Г. Общий очерк // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 113 – 122.
[27] Андреев Е.А. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. Приложения III // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 150 – 178.
[28] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 150 – 178.
[29] Церковь Рождества Богородицы в Выскатке // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 214 – 221.
Авторство данного очерка указывает И.Г. Покровский в особом на то примечании к Запискам Ефима Андреева: «Ефим Андреев, крестьянин села Выскатки, составил эти записки по поручению члена комитета, прот. Ив. Гавр. Покровского, в 1865 г. Ему же принадлежит и описание погоста Выскатка. Записки богаты историческими данными о судьбе гдовских церквей и заметками о быте прихожан. Редакция надеется, что будет интересна статья, написанная человеком, не учившимся в школах. Само собою разумеется, что все исторические показания остаются на ответственности автора Записок. Ред.]»
[30]. Отсюда нам сообщают, что крестьянин Ефим Андреев… // Гдовско-Ямбургский листок. № 28. 1872. СПБ. С. 16.
[31] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском Гдовского уезда. Из записок местного старожила // Гдовско-Ямбургский листок. Еженедельное издание. СПБ. 1873. №№ 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22.
[32] Дело о постройке церкви в Доложском погосте Гдовского уезда. Началось 17/24 сентября 1857. Кончено 20 декабря 1862 г. Чч. 1, 2. ЦГИА СПБ. Ф. 19. Оп. 49. Дд. 32, 33.
[33] Финские элементы в Гдовском уезде С.-Петербургской губернии. Сообщение сделанное в заседании Отделения Этнографии 7 декабря 1884 года. Ю.А. Трусмана.
[34] А.Л. Суеверные обычаи обитателей Доложского прихода // Гдовско-Ямбургский листок. № 30. 1872. СПБ. Сс. 18 – 20.
[35] Яновский П.Я. Гдовский Димитровский собор 1585 года // С.-Петербургский Духовный вестник. № 31. Сс. 362 – 363. «П. Яновский».
Яновский П.Я. 15 августа происходила закладка храма во имя Успения Божией Матери, созидаемого в 2-х верстах от погоста Долоцкого, Гдовского уезда близ так называемой «пещеры» // С.-Петербургский Духовный вестник. № 35. С. 410. «П. Долоцкий».
Яновский П.Я. 20 и 21 августа в новоустроенном храме погоста Пенина, Гдовского уезда, состоялось освещение двух боковых приделов во имя Cретения Господня и св. благоверного вел. князя Александра Невского // С.-Петербургский Духовный вестник. № 35. С. 410. «П. Я. Я.»
Яновский П.Я. Новые данные об упраздненной Покровско-Озерской обители Преп. Илариона Гдовского // С.-Петербургский Духовный вестник. № 35. С. 410 – 412. № 37. Сс. 433 – 435. «П. Яновский».
[36] Яновский П.Я. Нынешняя С.-Петербургская епархия и состояние духовенства в пределах ее 400 лет назад // С.-Петербургский Духовный вестник // I. Монастыри и черное духовенство. № 3. Сс. 31 – 33. «Пав. Яновский»; II. Погосты и приходское духовенство. № 5. Сс. 55 – 57. «Пав. Яновский».
[37] Яновский П.Я. Очерки церковно общественной жизни в пределах нынешней С.-Петербургской епархии в XVI веке // С.-Петербургский Духовный вестник // № 15. Сс. 170 – 171. № 16. Сс. 181 – 183. № 18. Сс. 206 – 208. № 19. Сс. 220 – 221. № 22. Сс. 259 – 260. № 23. Сс. 273 – 275. 24. № Сс. 286 – 287. «Пав. Яновский».
[38] Яновский П.Я. Из быта духовенства С.-Петербургской епархии в XVIII веке (По документам архива С.-Петербургской духовной Консистории) // С.-Петербургский Духовный вестник // I. № 46. Сс. 547 – 548. II. № №51 – 52. Сс. 611 – 612. «П. Яновский».
[39] Афонский Н.М. Сланцы. Л. 1964.
[40] Богомаз В.И. Отец. Л. 1982.
[41] Иванов В.В. Сланцы. Л. 1988.
[42] Известный стихотворец, которого не следует смешивать с графом Д.И. Хвостовым. Примеч. автора.
[43] Герольдмейстерская коллегия (1800), учреждение, ведавшее толкованием и составлением гербов. – Государственная структура, ведавшая делами дворянского сословия. В её обязанности входило составление дворянских списков, наблюдение за несением дворянами государственной службы, кооптация в дворянское сословие лиц, достигших соответствующей ступени Табели о рангах.
[44] Килия – город в устье Дуная.
[45] Е.Р. Дашкова – директор С.-Петербургской Императорской Академии наук (24.01.1783 – 12.11.1796).
[46] В.С. Хвостов. Записки Василия Семеновича Хвостова. Описание жизни тайного советника, сенатора и кавалера Василия Хвостова; писано в 1832 году, самим им для детей своих // Русский архив. М. 1870. Т. 8. Кн. 1. Вып. 3. Сс. 551 – 598.
[47] Архитектор храма К.И. Брандт неоднократно приезжал в Доложск и упоминается в числе лиц, присутствовавших на освящении храма в 1864 г.
[48] Воспоминание торжественнаго праздненства и Крестнаго хода совершаемаго 15-го Августа с храмовою иконою Успения Пресвятой Богородицы в Пещерную часовню, находящуюся в С.-Петербургской губернии, Гдовскаго уезда, Имения Его Императорскаго Высочества, Великаго Князя Константина Николаевича, Выскатской волости в селе Доложском. Посвящается Православным чтителям Пресвятыя Богородицы. Издано в пользу новоотстроивающагося каменнаго храма в селе Доложском. СПБ. 1861.
[49] В книге ошибочно напечатано «в г. Доложском».
[50] При обозначении цифры требуемых рабочих, надо показывать количество запашки и лугов в данном имении; без этого, опасаясь сбавки, всякий будет требовать большего числа людей. Примеч. А.В. Дружинина.
[51] Дружинин А.В. Как облегчить переход к вольному труду для нашего края. Северная пчела. 1862. № 129. Сс. 515 – 516. Без подписи.
[52] Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии. Северная пчела. 1862. № 181. С. 721.
[53] Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии. Северная пчела. 1862. № 231. С. 921.
[54]Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863.
[55] РГИА. Ф. 537. Оп.1. Д. 54. Л. 78. 1864.
По материалам докладной записки в газете «Средняя Рогатка» № 5 (15) 2002 г. появилась публикация Т.И. Ганф «Освящение храма в Заручье (Доложске) в 1864 году». Она представляет усеченную и вольно изложенную версию представленного документа.
[56] Церковная летопись. 20.02.1865. Сс. 120 – 128.
[57] П.К.У.Е.А. – предположительно дешифруется, как «Попечитель Константиновского Училища Ефим Андреев».
[58] Автор – один из священнослужителей, участвовавший в освящении придела.
[59] К означенному сроку вышли 2 книги и несколько газетных статей, которые были широко известны в губернии и столице.
[60] Старшина Константиновской волости, церковный староста С.Е. Лебедев.
[61] А.А. Суворов – Военный Генерал-Губернатор С.-Петербурга.
[62] Церковная летопись. 25.12.1865. Сс. 751 – 756.
[63] Скроботов Н.А. Гдовско-Ямбургская окраина и ее города // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 3. Cc. 15 – 16.
[64]Лебедев С.Е. Сборная ярмарка в погосте Долоцком, в Гдовском уезде (с 5-го по 8-е марта). Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 11. Cc. 5 – 6.
[65] К вопросу об учительской семинарии // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. №17. Сс. 1 – 6.
[66] Скроботов Н.А. Ярмарки в уездах Гдовском и Ямбургском // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 9. Сс. 1 – 6.
[67]С прошлого года Выскатская одноклассная школа сделана образцовою и содержится при содействии министерства народного просвещения. Примеч. А. Бландова.
[68] Бландов А.Н. Заметки о сельских школах в Гдовском уезде. (Из письма в редакцию) // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 17. Сс. 7 – 10.
[69] Отсюда нам сообщают, что крестьянин Ефим Андреев… // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 28. С. 16.
[70] 10 апреля, 1872 года, у нас, на Выскатском волостном сходе… // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 30. Сс. 22 – 24.
[71] Настоящий очерк волостных правлений представляет собою характеристику большинства означенных правлений; но эти безпорядки правлений, о которых сообщает автор, уже обратили внимание нашего правительства; оно назначило комиссию под председательством сенатора Любощинского. Комиссия эта 17 июня отправилась из Петербурга во внутренния губернии. Ред. Примеч. редакции.
Андреев Е.А. Волостные правления и господствующие в них порядки // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 33. Сс. 4 – 8.
[72] Лебедев С.Е. Наши волостные судьи. (Из письма крестьянина) // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 12. Сс. 2 – 4.
[73] Наш выскатский волостной сход постановил… // Гдовско-Ямбургский листок. 1876. № 6.
[74] Школа эта, с Высочайшего соизволения, открыта 3-го марта 1863 года, и состоит под покровительством Е. И. В. Государя Великого Князя Константина Николаевича. В ней обучается 60 мальчиков и 15 девочек; она содержится на подушный сбор с крестьян Выскатской волости, с пособием от министерства Народного Просвещения. Примеч. Е.А. Андреева.
[75] В иных статьях фигурирует Я.И. Тягунов.
[76] Андреев Е.А. Детский праздник в честь просветителя славян святого равноапостольного Кирилла, 14 февраля, в селе Выскатке, Гдовского уезда // Гдовско-Ямбургский листок. 1873. № 9. Сс. 9 – 10.
[77] По примеру прежних лет, из погоста Долоцко в наше село Выскатку был совершен крестный ход… Гдовско-Ямбургский листок. № 39. 1872. Сс. 16 – 17.
[78] До 1781 года, Гдовский уезд, южною и западною своею частью, принадлежал Псковской епархии и губернии, а северовосточная часть уезда принадлежала Новгородской епархии. Примеч. Е.А. Андреева.
[79] Андреев Е.А. Выскатская волость (Краткий исторический очерк). Гдовско-Ямбургский листок. № 14. СПБ. 1872.
[80]Рекрутчина. Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 2. Сс. 1 – 2.
[81] Псевдоним учителя М. Маерова.
[82] Маеров Ж. Рекрутчина в Гдовском уезде. Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 2. С. 14.
[83] Андреев Е.А. При рекрутском наборе настоящего 1873 года… Гдовско-Ямбургский листок. № 10. СПБ. 1873.
[84] 25-го февраля у нас был совершен крестный ход из церкви в волостное правление… Гдовско-Ямбургский листок. № 12. СПБ. 1873.
«Ссудосберегательные товарищества. Так называются союзы лиц, основываемые на начале взаимной ответственности, с той целью, чтобы из денежных капиталов, приобретенных путем сбережений членов и иными средствами, оказывать участникам краткосрочный кредит. Эти товарищества организуются лицами, не обладающими капиталами, например ремесленниками, крестьянами, мелкими торговцами; путем соединения в товарищество они увеличивают доверие к ним капиталистов и тем облегчают возможность пользоваться кредитом. Потребность в последнем среди мелких производителей особенно велика, так как с одной стороны они обыкновенно испытывают недостаток в оборотных средствах для ведения производства, а с другой – банковый кредит для них по большей части закрыт, вследствие невозможности выполнить требуемые коммерческими банками условия».
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
[85] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском Гдовского уезда. Из записок местного старожила. Гдовско-Ямбургский листок. Еженедельное издание. СПБ. 1873. №№ 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22.
[86] Синяками нас называют потому, что мы носим кафтаны из синего сукнав отличие от балахонников. Примеч. С.Е. Лебедева.
[87] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском. Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 14.
[88] Если невесту зовут Федосьей Михайловной. Примеч. С.Е. Лебедева.
[89] Если этим именем зовут жениха. Примеч. С.Е. Лебедева.
[90] Ледяночка – корыто с плоским дном, которое зимою обливается водою снизу и замораживается на воздухе; вследствие этого оно бывает удобно для катания. Примеч. С.Е. Лебедева.
[91] Севня» – это корзинка плетеная из корней или бересты, из которой рассевают зерновой хлеб в поле. Примеч. С.Е. Лебедева.
[92] Ширинка – это холщовый платок или короткое полотенце с вышитыми концами. Этот подарок был в ходу в прежнее время, ныне уже не дарятся невестою – жениху и лицам, участвующим в свадьбе, шелковые и другие платки. Примеч. С.Е. Лебедева.
[93] Если так называют свадебного гостя. Примеч. С.Е. Лебедева.
[94] Имя жены этого гостя. Примеч. С.Е. Лебедева.
[95] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском. Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 15.
[96] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском. Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 18.
[97] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском. Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 19.
[98] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском. Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 21.
[99] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском. Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 22.
[100] Описание села Ильеши см. наш очерк «Ильешский приход», помещенный в Гдовско-Ямбургском Листке за 1872 г., № 28, стр. 6 – 9. Примеч. Ругодивцева.
[101] Например: икона страшнаго суда, на которой немцы изображены в древнем своем кос