Объем дисциплины и виды учебной работы




П Р О Г Р А М М А

дисциплины

“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

 

для высших учебных заведений

 

Направления: -

Гидрометеорология

Физика

Экология и природопользование

Менеджмент

Специальности: -

Геоэкология

Гидрология

Связи с общественностью

Менеджмент организации

Метеорология

Океанология

Морские информационные системы и оборудование

Информационная безопасность телекоммуникационных систем

Прикладная информатика (по отраслям)

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

Санкт–Петербург

Утверждена Ученым советом

социально-экономического факультета

РГГМУ

 

 

УДК 93/99

 

 

Составители: В.В. Соколов, д.и.н., профессор РГГМУ

А.М. Судариков, д.и.н., профессор РГГМУ

 

 

Ответственный редактор: М.М. Глазов, д.э.н., профессор РГГМУ

 

Рецензент: А.Ю. Пиджаков, д.и.н., профессор АГА.

 

 

Программа дисциплины «Отечественная история» высших учебных заведений. – СПб.: Изд. РГГМУ, 2009. – 54 с.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история» является обязательной составляющей основных образовательных программ по направлениям и специальностям, обучение по которым ведется в РГГМУ. Составлена с учетом требований соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Предназначена для студентов первого и второго курсов очной и заочной форм обучения.

 

Ó В.В. C околов, А.М. Судариков

Ó Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2009.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Связь с другими учеб­ными дисциплинами.

Цель изучения курса Отечественной истории состоит в том, чтобы дать студентам представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней и показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории, а так же сформировать осознанный интерес к истории родной страны.

Задачи дисциплины:

- выявить общее и особенное российской истории;

- определить место России во всемирно-историческом процессе;

- показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

- показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

- обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке;

- проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Настоящая программа призвана раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук, что в итоге должно дать понимание значения данной дисциплины для раскрытия истории культуры, науки и техники, биологии и экологии, географии и климатологии и прочих дисциплин естественнонаучного профиля для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Знания, получаемые студентами при изучении дисциплины «Отечественная история», помогут формированию общих профессиональных навыков и знаний. Более того, именно на этой основе у каждого появится основа для формирования собственных аргументированных политических идеалов и оценок. Курс «Отечественной истории» теснейшим образом связан с другими учебными дисциплинами – «Историей мировых цивилизаций», «Философией», «Культурологией», «Социологией», «Политологией» и другими гуманитарными науками. Исторические знания будут особенно востребованы не только при изучении этих дисциплин, но и в ходе углубленной подготовки по специальностям геоэкология, связи с общественностью, менеджмент организации и т.д.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен знать важнейшие события, оказавшие глубокое влияние на ход отечественной истории на всем ее протяжении. Принципиально важно, чтобы это знание проявлялось не в запоминании разрозненных фактов, дат, тех или иных имен, а в понимании самой модели преобразований в историческом прошлом, их причинно-следственные связи. Коротко представлять

- что вызывало перемены;

- были ли альтернативы изменениям;

- к каким результатам вели те или иные перемены;

- какие новые проблемы в развитии России рождались в ходе преобразований и к чему в дальнейшем продвигали общественное развитие.

После изучения курса дисциплины студент должен уметь:

- объяснить и проанализировать в наиболее общих чертах важнейшие события истории России;

- показать знание основных исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имен; выдающихся памятников культуры;

- раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий, идей; владеть элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями;

- уметь сравнивать, определять сущность событий;

- давать оценку историческим явлениям, обосновывать свое отношение к историческим событиям и их участникам;

- обосновывать личностное отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры;

- называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.

- увязать полученные знания с проблемами современного развития России (экономическая, культурная, социальная, политическая жизнь и т.д.). Особое значение приобретает историко-экологическая и историко-климатическая составляющая курса. Подобный междисциплинарный подход по­может избавиться от односторонности в оценках, будет способствовать многомерному видению исторических процессов и явлений.

На зачете и экзамене по отечественной истории студент должен:

- понимать ход исторического развития, внутреннюю логику возникновения тех или иных событий, их значение и влияние на дальнейшее развитие страны;

- знать конкретный материал, т.е. исторические факты и события, их основную хронологию;

- раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий, идей; владеть элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями;

- провести сравнение, определение сущности событий;

- понимать альтернативность исторического развития, привести убедительные аргументы в пользу собственной оценки;

- дать оценку историческим явлениям, обосновывать свое отношение к историческим событиям и их участникам;

- обосновать личностное отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры;

- назвать и высказать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.

2.1. Критерии оценки знаний:

Оценка 5 (пять) – ставится, если студент выявляет глубокое понимание существа исторических явлений или событий, знает их основную хронологию, понимает альтернативность исторического развития, умеет критически оценивать роль исторических личностей, имеет общее представление о современных исторических публикациях, может дать их критическую оценку и обосновать собственную точку зрения; отвечает на дополнительные вопросы по двум экзаменационным основным вопросам, делает выводы.

Оценка 4 (хорошо) - ставится, если студент знает материал программы курса, но при этом допустил отдельные несущественные ошибки и неточности; незнаком с современными историческими публикациями, не на все дополнительные вопросы по двум экзаменационным основным дает ответы или допускает незначительные неточности.

Оценка 3 (удовлетворительно) - ставится, если студент понимает суть исторического явления, знает важнейшие исторические события, но при этом допускает существенные неточности в их изложении, слабо отвечает на дополнительные вопросы по двум основным экзаменационным и делает существенные ошибки в хронологии.

Оценка 2 (неудовлетворительно) - ставится, если студент не владеет материалом программы курса. Допускает серьезные ошибки при его изложении, не понимает границ и сущности вопроса, его хронологических рамок, раскрывает только один (из двух) экзаменационных вопросов.

2.2. Формы занятий – лекции, семинары. Самостоятельная подготовка, включающая индивидуальное изучение основной и дополнительной литературы (см. список литера­туры), подготовка к контрольным занятиям (см. список вопросов), и написание контрольной работы по избранной теме для студентов заочного отделения (см. список ре­комендуемых тем).

2.3. Формы контроля – текущий контроль по результатам выступлений на семинарах (для дневной формы обучения), выполнение контрольных заданий (для заочной формы обучения). На дневном отделении в первом семестре итоговой формой контроля знаний является зачет, а во втором – экзамен.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинарские занятия      
Самостоятельная работа (СР)      
Вид итогового контроля – зачет      
Вид итогового контроля – экзамен      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: