П Р О Г Р А М М А
дисциплины
“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”
для высших учебных заведений
Направления: -
Гидрометеорология
Физика
Экология и природопользование
Менеджмент
Специальности: -
Геоэкология
Гидрология
Связи с общественностью
Менеджмент организации
Метеорология
Океанология
Морские информационные системы и оборудование
Информационная безопасность телекоммуникационных систем
Прикладная информатика (по отраслям)
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
Санкт–Петербург
Утверждена Ученым советом
социально-экономического факультета
РГГМУ
УДК 93/99
Составители: В.В. Соколов, д.и.н., профессор РГГМУ
А.М. Судариков, д.и.н., профессор РГГМУ
Ответственный редактор: М.М. Глазов, д.э.н., профессор РГГМУ
Рецензент: А.Ю. Пиджаков, д.и.н., профессор АГА.
Программа дисциплины «Отечественная история» высших учебных заведений. – СПб.: Изд. РГГМУ, 2009. – 54 с.
Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история» является обязательной составляющей основных образовательных программ по направлениям и специальностям, обучение по которым ведется в РГГМУ. Составлена с учетом требований соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Предназначена для студентов первого и второго курсов очной и заочной форм обучения.
Ó В.В. C околов, А.М. Судариков
Ó Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2009.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
|
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Связь с другими учебными дисциплинами.
Цель изучения курса Отечественной истории состоит в том, чтобы дать студентам представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней и показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории, а так же сформировать осознанный интерес к истории родной страны.
Задачи дисциплины:
- выявить общее и особенное российской истории;
- определить место России во всемирно-историческом процессе;
- показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;
- показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;
- обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке;
- проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
Настоящая программа призвана раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук, что в итоге должно дать понимание значения данной дисциплины для раскрытия истории культуры, науки и техники, биологии и экологии, географии и климатологии и прочих дисциплин естественнонаучного профиля для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.
Знания, получаемые студентами при изучении дисциплины «Отечественная история», помогут формированию общих профессиональных навыков и знаний. Более того, именно на этой основе у каждого появится основа для формирования собственных аргументированных политических идеалов и оценок. Курс «Отечественной истории» теснейшим образом связан с другими учебными дисциплинами – «Историей мировых цивилизаций», «Философией», «Культурологией», «Социологией», «Политологией» и другими гуманитарными науками. Исторические знания будут особенно востребованы не только при изучении этих дисциплин, но и в ходе углубленной подготовки по специальностям геоэкология, связи с общественностью, менеджмент организации и т.д.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать важнейшие события, оказавшие глубокое влияние на ход отечественной истории на всем ее протяжении. Принципиально важно, чтобы это знание проявлялось не в запоминании разрозненных фактов, дат, тех или иных имен, а в понимании самой модели преобразований в историческом прошлом, их причинно-следственные связи. Коротко представлять
- что вызывало перемены;
- были ли альтернативы изменениям;
- к каким результатам вели те или иные перемены;
- какие новые проблемы в развитии России рождались в ходе преобразований и к чему в дальнейшем продвигали общественное развитие.
После изучения курса дисциплины студент должен уметь:
- объяснить и проанализировать в наиболее общих чертах важнейшие события истории России;
- показать знание основных исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имен; выдающихся памятников культуры;
|
- раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий, идей; владеть элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями;
- уметь сравнивать, определять сущность событий;
- давать оценку историческим явлениям, обосновывать свое отношение к историческим событиям и их участникам;
- обосновывать личностное отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры;
- называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.
- увязать полученные знания с проблемами современного развития России (экономическая, культурная, социальная, политическая жизнь и т.д.). Особое значение приобретает историко-экологическая и историко-климатическая составляющая курса. Подобный междисциплинарный подход поможет избавиться от односторонности в оценках, будет способствовать многомерному видению исторических процессов и явлений.
На зачете и экзамене по отечественной истории студент должен:
- понимать ход исторического развития, внутреннюю логику возникновения тех или иных событий, их значение и влияние на дальнейшее развитие страны;
- знать конкретный материал, т.е. исторические факты и события, их основную хронологию;
- раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий, идей; владеть элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями;
- провести сравнение, определение сущности событий;
- понимать альтернативность исторического развития, привести убедительные аргументы в пользу собственной оценки;
- дать оценку историческим явлениям, обосновывать свое отношение к историческим событиям и их участникам;
- обосновать личностное отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры;
- назвать и высказать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.
2.1. Критерии оценки знаний:
Оценка 5 (пять) – ставится, если студент выявляет глубокое понимание существа исторических явлений или событий, знает их основную хронологию, понимает альтернативность исторического развития, умеет критически оценивать роль исторических личностей, имеет общее представление о современных исторических публикациях, может дать их критическую оценку и обосновать собственную точку зрения; отвечает на дополнительные вопросы по двум экзаменационным основным вопросам, делает выводы.
Оценка 4 (хорошо) - ставится, если студент знает материал программы курса, но при этом допустил отдельные несущественные ошибки и неточности; незнаком с современными историческими публикациями, не на все дополнительные вопросы по двум экзаменационным основным дает ответы или допускает незначительные неточности.
Оценка 3 (удовлетворительно) - ставится, если студент понимает суть исторического явления, знает важнейшие исторические события, но при этом допускает существенные неточности в их изложении, слабо отвечает на дополнительные вопросы по двум основным экзаменационным и делает существенные ошибки в хронологии.
Оценка 2 (неудовлетворительно) - ставится, если студент не владеет материалом программы курса. Допускает серьезные ошибки при его изложении, не понимает границ и сущности вопроса, его хронологических рамок, раскрывает только один (из двух) экзаменационных вопросов.
2.2. Формы занятий – лекции, семинары. Самостоятельная подготовка, включающая индивидуальное изучение основной и дополнительной литературы (см. список литературы), подготовка к контрольным занятиям (см. список вопросов), и написание контрольной работы по избранной теме для студентов заочного отделения (см. список рекомендуемых тем).
2.3. Формы контроля – текущий контроль по результатам выступлений на семинарах (для дневной формы обучения), выполнение контрольных заданий (для заочной формы обучения). На дневном отделении в первом семестре итоговой формой контроля знаний является зачет, а во втором – экзамен.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Семинарские занятия | |||
Самостоятельная работа (СР) | |||
Вид итогового контроля – зачет | |||
Вид итогового контроля – экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ