Конспект проведения занятия в подготовительной группе
«Лучики»
Тема: «Один день без бумаги».
Цель: Дать полное представление о том, из чего изготовили бумагу и как.
Задачи:
. Формировать обобщённое представление о бумаге, о её свойствах, процессе изготовления и её применении.
. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы; активизировать речь детей, пополнять словарный запас.
.Формировать у детей бережное отношение к бумаге.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: цветная бумага, цветной картон, лист писчей бумаги, тетрадь, коробка из картона, настольная игра, салфетки, т.бумага, обои, блокнот, конверт, газета, фантики, фотобумага, наждачная бумага.
Виды детской деятельности: дидактическая игра в словесной форме, беседа.
Место проведения: территория ДОУ.
ВОСП - ЛЬ: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
ВОСП - ЛЬ: Можно я загадаю вам загадки?
Дети: Да.
ВОСП - ЛЬ: Склеить корабль, солдата, Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам ребята, разноцветная…(бумага)
Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие.(бумага и письмо).
Белое поле, чёрное семя; Кто её сеет, Тот разумеет. (бумага и письмо).
ВОСП-ЛЬ: - А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть в игру. Называется она «Отгадай предмет по описанию».
Посмотрите, если у меня в группе что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться на место.
ВОСП - ЛЬ: У каждого из вас предмет из бумаги. Я описываю предмет, у кого из вас подходит по описанию, то поднимаете его.
Дети: у меня салфетки, у меня цв. Бумага и т.д.
ВОСП - ЛЬ: Ребята, а вы знаете из чего делают бумагу, и где её изобрели?
Дети: Нет, просят рассказать.
|
ВОСП - ЛЬ: Я вам расскажу рецепт изготовления бумаги. рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Бумагу делают из таких деревьев, как сосна, ель, пихта, берёза, осина. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. И так, превращаются в бумагу.
ВОСП - ЛЬ: Вот ребята, как вы уже знаете, на производство бумаги нужно очень много дерева. Если мы будем тратить очень много бумаги на ненужные цели, то очень сильно навредим природе.
ВОСП - ЛЬ: Можно ли обойтись без бумаги?
Дети: нет.
ВОСП - ЛЬ: А как вы думаете, почему?
Дети: дают ответы. Потому что, мы читаем книги, рисуем на альбомных листочках, и т.д.
ВОСП - ЛЬ: Совершенно верно! Абсолютно каждый из нас ежедневно сталкивается с этим предметом. Мы пишем в тетрадях, читаем газеты, журналы, книги, учебники.
Я решила ответить на вопрос может ли человечество обойтись без бумаги.
Для этого я узнала, когда и где появилась бумага; из чего её изготавливают; как она применяется.
ВОСП-ЛЬ: Я приготовила для вас небольшой материал, о истории возникновения бумаги.
Хотите послушать?
Дети: Да.
1. История возникновения бумаги
Бумага (предположительно от итал. bambagia «хлопок») – материал в виде листов для письма, рисования, упаковки, получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (макулатуры).
Изобретение бумаги описывается в «Четырех великих изобретениях человечества».
Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем. Однако, в некоторых источниках сообщается, что бумага была изготовлена во II веке до н. э.
|
Бумага, появившаяся впервые в Китае, постепенно переезжала из страны в страну.
Правда, двигалась она по земному шару очень медленно. Путь в 100 км занимал почти 100 лет. В VI-VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. 300 лет потребовалось бумаге, чтобы из Ирака попасть в Египет. Еще длиннее был путь бумаги в Европу. Там она появилась в XI-XII веках, где вскоре заменила животный пергамент.
С XV-XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растет.
В 1799 г. изобрели бумагоделательную машину во Франции. К середине XIV в. бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности.
1. Бумага в России
В России с бумагой познакомились намного позже других стран. Это был «заморский товар». Русским людям была известна бумага итальянского, английского, французского, немецкого и голландского изготовления. Россия покупала ее более 260 лет.
Собственного изготовления бумага появилась в России во второй половине XVI века, во времена царствования Ивана Грозного. Но мощный толчок к развитию производства бумаги в России дал Петр I. В XVIII веке Петр I задумал построить отечественный бумажные мануфактуры.
С 1703 года начали выпускать первую русскую газету и огромное количество научных книг.
К 1825 году в России насчитывалось 88 бумажных фабрик, на которых производилось свыше 700 тысяч стоп разной бумаги в год. Развитию отрасли способствовало решение правительства полностью запретить ввоз бумаги из-за границы (1812 год).
|
2. Интересные факты.
• В японском языке слово «бумага» - омоним слову «божество». Омоним – т. е. одинаково звучащее, но имеет разное значение.
• Обычную офисную бумагу нельзя сложить больше семи раз.
• В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, ревностно оберегая тайны мастерства.
• В данное время имеется порядка 5000 типов бумаги, которые делятся на три основных класса: o Собственно бумага (Писчая. Печатная. Гигиеническая. Оберточная);
o Картон (из него делают тару);
o Строительный картон (для облицовки и изоляции).
3. Применение бумаги
• Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради).
• Отделочный материал (обои).
• Поделочный материал (оригами, папье-маше).
• Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки).
• Чистящий материал (салфетки, туалетная бумага).
• Фотобумага.
• Наждачная бумага.
1. Технология производства
Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дают однородную бумажную массу. Полуфабрикатом для производства бумаги могут служить:
• Древесная масса или целлюлоза.
• Целлюлоза однолетних растений (соломы, тростницы, риса и других).
• Макулатура.
• Для специальных видов бумаги: асбест, шерсть, и др. волокна.
Производство бумаги складывается из следующих процессов:
• Приготовление бумажной массы (размол, смешивание компонентов, окраска).
• Разбавление водой и очистка массы от загрязнений.
• Прессование.
• Сушка.
• Резка.
• Сортировка и упаковка.
Все эти процессы делаются автоматизировано на специальных машинах.
(сравнение с древними китайцами)
Древние китайцы
С дерева срезали сучья, сдирали с них кору и внутреннюю часть коры
размачивали в дождевой воде.
Затем превращали в кашеобразную массу. Эту массу собирали в деревянную бочку и разбавляли водой.
Затем ситом (прямоугольная рама из бамбуковых прутьев, на которую опускали в контейнер проволочную сетку, на которой и оседали будущие натянутые переплетенные шелковые волокна) вычерпывали массу, оставляя в сите ровный и тонкий слой массы.
Затем массу опрокидывали на гладкие доски. Доски укладывали одну на кусок ткани, постеленную на гладкую поверхность, а сверху клали груз. сетку с массой. Сетку аккуратно снимали. Накрывали массу вторым куском ткани, затем полиэтиленовой пленкой, поверх которой ложили груз.
После удаления воды окрепшие под прессом листы сушили. Через несколько часов осторожно снимали полученные листы и раскладывали для полной просушки.
ВОСП - ЛЬ: Ребята, если мы с вами решили сэкономить бумагу, то где и на чём мы можем писать?
Дети: пробуют писать и рисовать мелом на доске.
Заключение:
Итак, узнав историю бумаги, стало ясно, что человечество уже 19 веков использует ее. Изучив применение, я поняла, что бумагу ежедневно и широко использует каждый человек в любой отрасли. При этом ежегодно на производство бумаги тратится огромное количество древесины. Значит: человечество не может никак обойтись без бумаги.