Урок 26. Многообразие художественных культур в мире
Цели деятельности педагога | Сформировать представления о культуре разных стран, создать условия для развития интереса к истокам искусства мира, развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям разных стран |
Тип урока | Обобщающий. Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре разных стран, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, культура, архитектура, храм |
Образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org, www.openclass.ru, www.festival.1september.ru |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Многообразие художественных культур в мире». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: произведения И. С. Баха (орган), народная японская и греческая музыка («Сиртаки», «Сакура») |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: карта путешествия, листы для рисования (1/2 А4), гуашь, кисточки, стаканчик-непроливайка, выставка детских работ по теме «Каждый народ – художник» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Эвристическая беседа. – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме «Каждый народ Земли – художник». – Подумайте, почему мы над этим задумываемся на уроках изобразительного искусства? (Каждый народ создает свой прекрасный и мудрый художественный мир.) – Мы вновь поговорим о многообразии художественных культур в мире, совершим увлекательное путешествие по разным странам мира и проверим, чему мы научились на прошлых уроках. – Итак, вы готовы? | Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | Устные ответы |
II. Обобщение изученного материала | Презентация «Многообразие художественных культур в мире». Музыкальный фон: произведения И. С. Баха (орган), народная японская и греческая музыка («Сиртаки», «Сакура»). | – Посмотрим, как вы знаете культуру разных народов. – Острова этого государства находятся в Тихом океане. Жители свою страну называют «Ниппон», а покровительница государства в древней мифологии этой страны – богиня Солнца Аматерасу. О какой стране идет речь? (Япония.) – Как очень часто называют Японию другие народы? (Страной восходящего солнца.) – Что японский народ ценит больше всего? (Природу.) – Как называется здание японского храма? (Пагода.) – Как называется национальная одежда? (Кимоно – платье-халат.) – Цветение какого растения собирает наибольшее количество туристов? (Сакуры.) – Молодцы, а сейчас мы посетим другую страну. – В этой стране огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура. Естественным был культ тренированного тела, а также единство, гармония духа и тела. В этой стране зародились Олимпийские игры. (Древняя Греция.) – Кто может назвать столицу Греции? (Афины.) – Что такое Акрополь? (Обрывистый холм, где была городская крепость.) – Самый прекрасный храм Древней Греции. (Парфенон.) – К какому ордеру относится Парфенон? (К дорическому.) – Какие еще ордера вы знаете? (Ионический, коринфский.) – Откуда мы узнаем о жизни древних греков? (Изучая росписи ваз.) – Каких древнегреческих богов вы знаете? (Зевс, Афина, Гермес и т. д.) – А сейчас давайте поговорим о средневековой Западной Европе. – Какие современные страны находятся на территории Западной Европы? (Франция, Германия, Англия, Испания.) – Как называлось укрепленное жилище феодала? (Замок.) – Что строили в центре города? (Соборы.) – Как назывался стиль в архитектуре, ко- гда все стремится вверх? (Готический.) – Самый известный собор в Париже. (Собор Парижской Богоматери.) – Как называли вход в собор? (Портал.) – Чем было заполнено пространство окон в соборах? (Цветными стеклами, витражами.) – Как называется окно круглой формы? («Окно-роза».) – Наша экскурсия подошла к концу, и нам пора приступать к работе, но сначала мы немножко отдохнем. | Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы. Просмотр презентации. Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя. Обсуждают, сравнивают, анализируют обычаи, традиции, культуру разных стран. | Фронтальная работа. Фронтальная работа | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о культуре разных стран; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о культуре стран мира. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные ответы. Устные ответы. |
Физкультминутка. Пауза общего воздействия | См. урок 24 | Выполняют упражнения | Устные ответы | |||
III. Творческая практическая деятельность | Составление туристического буклета одной из стран | Объясняет тему практической работы и последовательность выполнения задания. – Сегодня мы с вами составим туристический буклет одной из изученных стран. Буклет (англ. booklet) – это сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информа- ция. Традиционно буклеты изготавливаются на бумаге формата А4 или А3. – Рекламный буклет содержит информацию о конкретной стране. Он информативен и в то же время компактен (1/2 А4). – Буклет может содержать ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть у путешественника. – Приступим к выполнению творческой работы. – Составляя буклет, обратите свое внимание на правильное композиционное решение, его аккуратность и цветовое решение | Выполняют творческую работу | Индивидуальная | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения буклета; строят индивидуальную деятельность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт | Наблюдение. Выполнение творческой работы |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа | – А теперь я хочу узнать, запомнилась ли вам экскурсия? Сумеете ли вы теперь различить культуру этих стран? Кто из вас самый внимательный? | Рассматривают работы, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их с образцом (работой педагога) | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для чело- века, воспринимают про- изведения искусства; связывают свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях искусства разных стран. Регулятивные: оценивают свою работу | Устные ответы |