Тренировочные упражнения.




Конспект урока по русскому языку в 6 классе за 21.04.2020

Тема урока: Переходные и непереходные глаголы.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Беседа по вопросам.

– Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему?

– Назовите глаголы особого спряжения?

– Почему их отнесли в разряд особых?

III. Формирование новых понятий и способов действия

На доске (посмотрите):

Его нет дома, пошёл гулять собаку.

Няня гуляет ребёнка только по будним дням.

– Возможно ли таким образом построить данные высказывания?

– Какие слова «режут» слух?

– Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?

– Как исправить эти ошибки?

 

В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к. говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы

Тема нашего урока: «Переходные и непереходные глаголы».Запишите тему урока в тетрадь.

Цели урока: на уроке вы должны узнать о критериях переходности – непереходности глаголов, научиться различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи; использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности, в речевой практике, повторить ранее изученный грамматический материал.

Учащиеся работают с предложениями устно.

– Таким образом построить данные высказывания нельзя.

– Глаголы «гулять», «гуляет».

– Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.

– Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.

Его нет дома, пошёл гулять с собакой.

Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.

Работа с учебником.

Знакомство с теоретическим материалом. Страница 109 вашего учебника.

Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на другой предмет: люблю (что?) грозу, (кого?) тебя.

Переходные глаголы сочетаются с существительными, местоимением в В.п. и Р.п. без предлога.

Существительное при переходном глаголе стоит в Р.п.:

1) Если имеется отрицание: Я не видел (кого?) отца, (кого?) его.

2) Если действие переходит на часть предмета: Выпил (чего?) воды, купил (чего?) молока.

Непереходные глаголы называют действие, которое не переходит на другой предмет.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.

Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова

Строит дом., кладет кирпич., штукатурит стены., белит потолок., клеит обои настилает линолеум., прибивает плинтус.

IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

Учитель читает строчки:

 

Давайте же мыться, плескаться,

купаться, нырять, кувыркаться

в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)

 

– Назовите глаголы.

– На что они заканчиваются?

– Есть ли лишний среди них? (Нырять.)

– Что общего у всех остальных глаголов?

(Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными: мыться – что делаю – моюсь, что делаешь – моешься, что делает – моется. Частица -ся, присоединяясь к глаголу, вносит добавочные значения. Суффикс отличается от других суффиксов тем, что он стоит после окончания)

 

Внимание! Историческая справка.

Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие возвращается к себе, направлено на себя.

Мыться – т.е. мыть себя.

Одеваться – т.е. одевать себя.

Умываться – т. е. умывать себя.

Смысловая роль суффикса тоже доказана. Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет, то есть действие возвратное.

Это непривычно, потому что суффикс (прикрепленный) должен следовать за корнем и предшествовать окончанию, а окончание указывает, что после него ничего не должно быть в слове. И снова историческая справка это необычное явление нам может объяснить. Суффиксы -ся, -сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний. Эти суффиксы называются еще постфисками.

 

Тренировочные упражнения.

1. Задание. Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить (что?) душу (В.п, перех.)

Озарить душу

Околдовать слушателей

Нервничать по пустякам

Не помнить себя (отриц.)

Подойти к двери

Заразиться гриппом

Увлекаться спортом

Служить Отечеству

Запросить сто рублей

Рассказать сказку

Бороться за мир

Углубить знания


3. Образуйте и запишите возвратные глаголы.

Участвовать в соревновании (соревноваться)-образец, проводить тренировки, проявлять стремление, испытывать волнение, допускать ошибки, принять решение, чувствовать радость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: