Тема 2. «Память» и Фрейдомарксизм как пример актуальных исследовательских направлений в современной гуманитаристике.




Тема 1.

 

 

Тема 1. Философия истории как поиск методологии исторического исследования и гуманитарной науки.

Определение предмета и объекта изучения философии истории.

1. Марксизм и антимарксизм как методология и философия исторического познания.

2. Проблема закономерности исторического процесса. Постмодернизм и релятивизм.

3. Спор о методологии истории как проявление смены идеологии государства.

 

 

Литература:

1. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. М., 1987.

2. Ионов И. Проблема сравнительного изучения цивилизаций в национально-историческом контексте/ Источник: Цивилизации. Выпуск 2. - M.: Наука, 1993.

3. Кукарцева М.А. Современная философия истории США//Иван. гос. ун-т. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. Гл. 1.

4. Мак-Нил В. Цивилизация, цивилизации и мировая система // Цивилизации. М., 1993. Вып. 2

5. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1981.

6. Мусаелян Л.А. Научная теория исторического процесса: становление и сущность. Пермь, 2005.

7. Могильницкий Б.Г. Об исторической закономерности как предмете исторической науки // Новая и новейшая история. 1997. № 2.

8. Поппер К.Р. Нищета историцизма \\ Вопросы философии. 1992. N 4. C.49. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Ion_ProblSr.php

9. Солонин Ю.Н. Социально-исторический процесс: проблема смысла и направления // Перспективы практической философии на рубеже тысячелетий. СПб., 1999.

10. Тойнби А. Постижение истории. Часть первая. М., 1991.Философия и методология истории. М., 1977.

 

 

Данная тема предназначена для краткого введения студентов в суть основных проблем философии истории.

Поскольку в современной философии и гуманитарном знании существуют разные подходы не только к толкованию предмета данной дисциплины, и даже к тому, частью какой науки она должна являться: истории (как методологическая основа), или социальной философии, студент должен не только разобраться в сути данного вопроса, но и, по возможности, определить собственную точку зрения. Этому и посвящена первая смысловая часть семинара.

Поскольку в представленном курсе философия истории понимается именно как неотъемлемая часть теории исторического познания, необходимо кратко коснуться одного из ключевых вопросов философии истории – проблемы закономерности, или случайности исторического процесса. Как известно, трактовка истории часто зависит от общественно-политических условий, в которых живет работает ученый. В связи с этим, вторая часть семинара посвящена изучению полемики, вызванной не только вопросом о закономерностях истории, но и актуальным спорам между приверженцами концепции «исторического материализма», или материалистического понимания истории, выделяющим не только четкие закономерности развития, но и определенные стадии (общественно-экономические формации), и противниками данной теории (самыми известными и настойчивыми являются представители т.н. цивилизационного подхода к изучению истории). Данный спор зачастую связан не с анализом философской концепции Маркса, или Вебера, а с политическими пристрастиями и идеологией того, или иного государства.

 

Тема 2. «Память» и Фрейдомарксизм как пример актуальных исследовательских направлений в современной гуманитаристике.

 

1. Феномен памяти как часть новой философии истории, или новая методология исторического исследования.

2. Память и коммеморация как предмет исследования в гуманитарных науках.

3. Фрейдомарксизм как пример образования новой методологии социального исследования. Антиэдип: история возникновения, споры вокруг концепции Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

4. Действующий потребитель и исследование повседневности как новый вызов гуманитарным наукам. М. де Серто и его концепции. С. Жижек как феномен современной философии и его влияние на гуманитарное знание.

 

Литература:

1. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. У-Фактория, 2007

2. Жижиек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / Пер. с англ. А. Смирнова; под ред. В. Мазина и Г. Рогоняна. СПб.: Алетейя, 2005.

3. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. — М.: Изд. Дом «Дело» РАНХиСГ, 2014

4. Ле Гофф Жак История и память. – М.: РОССПЭН, 2013

5. Паркер, И. Славой Жижек: критическое введение / пер. с англ. — Ижевск: ERGO, 2011

6. Рикёр П. Память, история, забвение. // https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/

7. Серто Мишель де Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПБ, 2013

8. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. -. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999

9. Хаттон П.Х. История как искусство памяти. // https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hatt/

 

 

Современное состояние методологии гуманитарных наук говорит о стремительном сращивании подходов и переплетении методов исследования. В качестве примера для изучения данного феномена предлагается рассмотрение двух направлений: Исследование «Памяти» как отдельного феномена, ставшего предметом для социологии, культурологи, социальной психологии, антропологии, истории. Причем, работы, посвященные исследованию памяти всегда имеют междисциплинарный характер. В данном разделе студенту следует четко уяснить разницу между повседневной обыденной памятью и «историей памяти» как методе научного исследования. Необходимо четко выделить основные составные части такого рода исследований, методы проведения. Именно в этом случае станет очевидна суть междисциплинарного подхода.

Вторая часть семинара посвящена относительно молодому в целом и совершенно новому для России направлению Фрейдомарксизма и исследования повседневных практик. Совместный труд Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Антиэдип», положивший начало т.н. «шизоанализу», стал настоящим культурным феноменов в мировой гуманитаристике, следовательно, хотя бы краткое знакомство с этим трудом, а так же, с анализом его влияния на современную философию, просто необходим для магистра.

Особым феноменом в современной науке является попытка создания метафилософии, основывающейся на анализе обыденного знания, повседневных практик людей (от научных лабораторных исследований, до приготовления ужина и просмотра телевизора). Философия, как и любая теоретическая наука, таким образом, должна выйти из внутренней теоретической замкнутости и вновь научиться исследовать то, что есть, а не выведено чистой теорией. Таким образом, т.н. «теория практик», или, по выражению М. де Серто «производящее потребление» является новым и перспективных направлением в философии и методологии.

Кроме того, современный пост-пост модерн в философии и методологии науки ярко можно проследить на примере трудов и деятельности известного и популярного не только в научных кругах, но и ставшего своеобразным культурным феноменом (учитывая его роль в популяризации современной философии через фильмы и публичные выступления) Славой Жижека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: