Составить таблицу методы воспитания в ДОУ.




Лекция

Реальная цель воспитания - это воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

Компоненты процесса воспитания (Ю.К. Бабанский):

1) Стимулирующе-мотивационный - формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2) Целевой - цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. 3) Содержательный - объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации.

4) Операционально-деятельностный - комплекс форм, методов, организационно-педагогических условий и средств воспитания.

5) Контрольно-регулировочный - контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.

6) Оценочно-результативный - диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Классификация форм воспитания:

- индивидуальные

- микрогрупповые

- групповые.

Классификация методов воспитания дошкольников в ДОУ (по Ю. К. Бабанскому):

1) Методы формирования сознания личности

2) Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

3) Методы стимулирования деятельности и поведения

4) Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса

Классификация средств воспитания:

1) Средства материальной культуры - игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы.

2) Средства духовной культуры - книги, предметы искусства, речь.

3) Явления и объекты окружающего мира - явления природы, растительный и животный мир.

Ведущие принципы воспитания:

- ориентация на развитую личность ребенка

- воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня

- единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов

- опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями

- гуманизация воспитательного процесса

- сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка

- соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей

- принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.

 

Задания

Пополните словарь новыми терминами (воспитание, принципы воспитания, формы воспитания, методы воспитания, средства воспитания).

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и к окружающему миру.

Принципы воспитания - это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Средства воспитания - это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

 

Составить таблицу методы воспитания в ДОУ.

Методы воспитания в ДОУ

Методы воспитания Характеристика
1. Методы формирования сознания личности
1. Словесные методы Эпические, беседа, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы. Анализ проступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях.
2. Наглядные методы: Наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино и видеоматериалов, жизненных ситуаций. Пример поведения. Рассматривание слайдов, иллюстраций с воспитательным содержанием. Театрализация.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
1. Приучение. Открыто или непринужденно ставить задачу овладения тем или иным способом поведения.
2. Упражнение. Многократное совершение определенных поступков на основе осознания нравственной нормы.
3. Воспитывающие ситуации В основе лежит борьба нормы и внутренних побуждений ребенка.
4. Игровые методы Игры драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций.
3. Методы стимулирования деятельности и поведения
1. Поощрение Одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие. Вручение наград, медалек.
2. Порицание Неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий.
3. Создание для ребенка ситуации успеха. Организованное сочетание условий для создания возможности достичь определенных результатов.
4. Соревновательные методы Выполнение упражнений в форме соревнования.
4. Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса
1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка. Способ оценки мыслей, чувств, поступков в определенном социальном окружении.
2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. Определяется адекватное поведение в условиях проблемной ситуации, в которых осуществляется деятельность.
3. Беседы с детьми и родителями. Прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей. Метод сбора мнений посредством заполнения анкет, тестов.
5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций. Проигрывание поведения, которое можно ожидать от какого-либо другого человека в той или иной конкретной, придуманной ситуации.
6. Социометрия. Измерение отношений внутри группы по вопросам, критериям, охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения.
7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, способностей, умений Оценка уровня развития личностных качеств, направленности личности, способностей, умений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: