Одним из средств «разрядки» энергии




Армянских ожиданий и одновременного предотвращения

Сценария перекройки границ союзных республик

Сталин считал организацию репатриации армян

В Советскую Армению.

Тем самым одним выстрелом поражались две цели:

Сминалась мощная волна армянских ожиданий

(армянам Диаспоры предоставлялась возможность

Обживать родину) и сохранялось установленное

С двадцатых годов административное деление

Азербайджанской ССР.

 

Намерение организовать в послевоенное время репатриацию армян впервые было озвучено еще в ходе Потсдамской конференции, причем обращает на себя внимание факт увязывания «демографической» и «территориальной» составляющих вопроса. В беседе с британским министром иностранных дел Энтони Иденом глава советского внешнеполитического ведомства Вячеслав Молотов, напомнив, что «английское правительство раньше не раз выступало в защиту армянского населения, находившегося под турецким владычеством», отметил: «Всего в Советской Армении живет около одного миллиона армян, а вне территории Советской Армении, за границей, проживает свыше одного млн. армян. Когда территория армян расширится, многие армяне, проживающие за границей, будут стремиться возвратиться на родину. Армяне очень способные и энергичные люди, особенно в хозяйственных вопросах»[330]. В этом контексте он и высказался за важность возвращения армянам некоторых исторических земель на западе.

В 1946г. Советское правительство приняло решение «О мероприятиях по вопросу возвращения зарубежных армян в Советскую Армению». Сложность реализации программы (в республику планировалось переселить около 360 000 армян из более чем десяти стран мира) заключалась в малоземельности Армении и обострялась общим негативным фоном осознания тщетности усилий по возвращению западных территорий. В этот период вновь стали озвучиваться мысли о необходимости присоединения восточных армянских земель (в частности, Нагорного Карабаха) к Советской Армении.

В августе 1946г. министр госбезопасности Азербайджанской ССР[331] генерал-майор Степан Емельянов составил докладную «Об отрицательных настроениях среди некоторой части армянской интеллигенции НКАО», с указанием на то, что «в МГБ Азербайджанской ССР поступили первичные материалы <...> зафиксированы отдельные факты проявления упаднических настроений, высказывания недовольством материального положения и стремлений присоединения Нагорного Карабаха к Армении».

При цитировании выступлений и даже тостов карабахских армян на тему воссоединения с Армянской ССР генерал акцентировал внимание и на возможной «неблагоприятной обстановке», которая может сложиться в области, если там появятся репатрианты. Он цитировал слова преподавателя Азербайджанского педагогического института («временно работающего в Степанакертском заочном институте») Гургена Антоняна: «Приехавшие из Сирии армяне продали там свои имения и весь капитал привезли с собой, но у нас все эти средства они израсходуют в течение 50 дней. Если бы они знали, какая жизнь у нас, то ни за что не приехали бы, их просто обманули. За границей очень много наших агитаторов, которые агитируют армян, чтобы они ехали в СССР, при этом описывают нашу жизнь прекрасной, веря чему, армяне соблазняются и приезжают».

Общая ситуация усугублялась и наличием обращения руководителя армянских коммунистов Г.Арутюнова с просьбой включить НКАО в состав Армянской ССР.

Азербайджанский исследователь Адгезал Мамедов в книге «Час “икс” переворота М.Д.Багирова и Л.П.Берии» признает, что по территориальному вопросу Багиров специально встречался со Сталиным, и именно в результате этой беседы они пришли к общему пониманию важности переселения части тюркского населения Араратской долины в Кура-Араксинскую низменность Азербайджана.

Есть основания полагать, что определение географических контуров репатриации принималось с учетом сложившейся обстановки: репатриация приносилась (в какой-то степени) в жертву «территориальной целостности» Азербайджанской ССР и одновременно представлялась некой «компенсацией» за тщетность армянских ожиданий в отношении западных земель. Показательно, что даже азербайджанскими авторами допускается возможность «совместного принятия» этого решения и уж совершенно однозначно утверждается, что в данном предприятии Багиров ощущал поддержку Лаврентия Берии.

«В книге доказывается, что упомянутые исторические личности, при всей их антигуманной и тоталитарной сущности, сделали немало хорошего для азербайджанской нации», – отмечается в рецензии на данное исследование Мамедова[332]. Там же подчеркивается, что «особую роль сыграл Багиров в защите территориальной целостности Азербайджанской Советской Республики, ведь попытки отторгнуть Карабах и Нахчыван предпринимались армянами в годы СССР неоднократно».

В целях обеспечения армянских репатриантов земельными наделами и для сохранения неприкосновенности границ Азербайджанской ССР союзным правительством было принято постановление о переселении азербайджанских колхозников преимущественно из Араратской долины. При разработке этого документа учитывался пестрый спектр нюансов. К примеру, репатрианты расселялись на землях «с видом на Арарат» – исторический символ родины, способный, по мнению центрального руководства, «компенсировать» ожидания, «смять» эмоциональную волну, «заглушить» сепаратистские настроения.

Принятое в декабре 1947г. постановление не только «отстояло» границы Азербайджанской ССР, оно также предусматривало беспрецедентные льготы для переселенцев: выдачу семьям безвозвратных денежных пособий (по тысяче рублей на главу семьи и по триста рублей – каждому члену семьи); предоставление бесплатного проезда, бесплатного провоза скота и имущества в количестве до двух тонн на каждую семью; продажа за наличный расчет в местах вселения продовольственного зерна в размере полутора центнеров на главу семьи и полцентнера – на члена семьи[333]. Неудивительно, что большинство переселившихся семей руководствовалось вполне конкретными материальными соображениями, ведь о подобных льготах в послевоенной Армении не приходилось и мечтать, да и не только здесь – до декабря 1947г. по всему СССР сохранялась жесткая карточная система распределения продуктов питания.

В числе дополнительных льгот:

«- Обязать Cельхозбанк:

а) выдавать нуждающимся переселенцам в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР кредит на строительство жилых домов и надворных построек в размере до 20 000 рублей на одно хозяйство с погашением указанного кредита в течение 10 лет, начиная с третьего года после получения кредита;

б) выдавать нуждающимся переселенцам на приобретение скота долгосрочные ссуды в размере 3 000 рублей на семью, сроком до 5 лет с погашением, начиная с третьего года после получения ссуды.

- Обязать Министерство здравоохранения СССР обеспечить в местах выхода медицинский осмотр всех переселенцев, а также медицинско-санитарное обслуживание их в пути следования. Выделить для сопровождения эшелонов персонал и необходимые медикаменты.

- Обязать Министерство финансов СССР предусмотреть в бюджете Азербайджанской ССР на 1948г. средства, необходимые для обеспечения переселения азербайджанского населения из Армянской ССР в Азербайджанскую ССР»[334].

Известны примеры, когда мусульманские семьи из других районов Азербайджана представлялись выходцами из Армянской ССР и переселялись в низменность, чтобы пользоваться беспрецедентными льготами. Следовательно, сам процесс нельзя рассматривать как депортацию и, кстати, не только ввиду наличия льгот: процесс протекал на добровольных началах. Конечно, можно бесконечно долго и почти всегда обоснованно иронизировать относительно сталинского понимания и применения термина «добровольно», но в данном конкретном вопросе добровольность неоспорима.

Достаточно отметить, что до 1988-1989гг. более 160 000 азербайджанцев проживали в Армянской ССР, в том числе в десятках сел Араратской долины. В 2004г. в Баку вышла книга «Мирджафар Багиров», автор которой, депутат азербайджанского парламента Рамиз Ахмедов, уделил специальное внимание роли Багирова в ходе отстаивания границ Азербайджанской ССР. Указывается, что лидеру азербайджанских коммунистов удалось добиться того, чтобы многие мусульмане остались жить на территории Араратской долины[335]. Большинство переселившихся (всего около 13 000 человек) позже возвратилось обратно.

В Азербайджане об этом предпочитают не говорить. Более того, в алиевском указе «О геноциде азербайджанского народа» отмечается: «Армяне добились принятия специального постановления Совета министров СССР «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР» и достигли реализации на государственном уровне в 1948-1953гг. массовой депортации азербайджанцев с наших исторических земель»[336].

Бессовестность данного утверждения не только в том, что территория Араратской долины (как и весь регион) никогда не являлась «азербайджанской исторической землей»; само «переселение» в том числе результат активной деятельности Багирова, предотвратившего перспективу передачи Нагорного Карабаха Советской Армении.

Но даже в «азербайджанской версии» раскрытия темы наличествуют нестыковки – например, вышеупомянутый факт о встрече между Сталиным и Багировым по вопросу переселенцев и сохранению границ Азербайджанской ССР. Показательно, что сразу после достигнутого таким способом «решения» карабахской проблемы Мирджафар Багиров отпраздновал 25-летие учреждения Нахичеваньской АССР.

«Чтобы не дать армянам снова предъявить территориальные претензии, на этот раз к Нахчывани, Багиров организовал торжественное празднование 25-летия со дня создания Нахчыванской АССР, обратился по этому поводу за разрешением к Сталину. В дни празднования в Нахчывани было произнесено много хвалебных слов в адрес Иосифа Сталина, советской власти и дружбы народов. За заслуги в деле строительства социализма были награждены многие жители этой автономной области – деятели культуры, народного хозяйства, науки и т.д.»[337].

При вынесении постановления «О переселении...» центральные власти руководствовались и другими соображениями.

В частности, после отвода подразделений Красной Армии из северных провинций Ирана и упразднения «демократических правительств» в Тебризе и Мехабаде тысячи мусульман – активистов «южного движения» переселились в Азербайджанскую ССР (там их называли «демократами»), где продолжали заниматься активной политической деятельностью на иранском направлении. Постановление «О переселении...» должно было замаскировать концентрацию тюркского и мусульманского (в целом) населения в Азербайджанской ССР «вуалью внутрисоюзного решения» (в 1946г. СССР отказался от притязаний на Иран). Более того, в июне 1947г. в республику ненадолго перебрался со своим войском и командующий Мехабадской армией Мустафа Барзани.

Важно обратить внимание еще на одну деталь: процесс конструирования нации «северных и южных соотечественников» обусловил появление первых схем не только представления территории «Южного Азербайджана» в качестве «исконно азербайджанской», но высвечивания в том же ракурсе «исторического статуса» земель одноименной советской республики. На рубеже 1940-1950гг. подобные настроения стали складываться уже в более-менее четкие контуры, так что концентрация тюркского шиитского населения на исторических землях Ширвана и Аррана приобретала вполне конкретный политический смысл.

Многие переселившиеся в Азербайджанскую ССР активисты из среды «южан» уже рассматривали эту территорию в качестве «родины». В резолюции, принятой на специальном заседании Демократической партии Азербайджана, посвященном пятой годовщине ее учреждения, особо отмечалось: «Просим ЦК партии выразить благодарность нашим кровным братьям и особенно вождю Коммунистической партии Азербайджана товарищу Мирджафару Багирову за внимание и помощь, оказанные нам после возвращения на родину – в Северный Азербайджан»[338].

Несмотря даже на официальный отказ от территориальных притязаний на северные иранские провинции, перспектива их «воссоединения с Северным Азербайджаном» все равно поддерживалась, причем главный акцент ставился на «стремлении азербайджанского народа Ирана». В декабре 1950г. руководство Демократической партии Азербайджана в специальной телеграмме «лидеру северных братьев» вновь указало на неизбежность «воссоединения расколотых частей родины» в составе СССР: «Дорогой и добрейший наш отец Мирджафар Багиров! Народ Южного Азербайджана, являющегося неотъемлемой частью Северного Азербайджана, подобно всем народам мира, обращает свой взор к великому Советскому народу и Советскому правительству»[339].

На общем фоне «построения родины» стартовала активная кампания против армянской советской писательницы Мариэтты Шагинян. По настоянию Багирова Главлит приостановил продажу ее книги «Советское Закавказье», в которой Карабах назывался «страной армянской» и «дворянским кусочком Армении». Особую роль в этой кампании играл и председатель Союза писателей Азербайджанской ССР Мирза Ибрагимов, который в разные годы занимал эту должность пять раз (был также председателем ВС республики). Он потребовал от Шагинян большого извинительного письма по поводу «националистических высказываний»[340].

Ибрагимов был последовательным поборником воссоединения «двух Азербайджанов», претендовал на миссию «властителя дум» и внедрял в сознание масс постулат об исключительности тюркского этноса. Являлся автором целого ряда произведений, посвященных «борьбе трудящихся Южного Азербайджана против иранской деспотии». В 1948г. Мирза Ибрагимов опубликовал наиболее значительное свое произведение – роман «Наступит день», ориентированный на перспективу «воссоединения двух Азербайджанов» и отражавший, в лучших традициях советской терминологии, «самоотверженную борьбу тюркских рабочих и крестьян за независимость и демократизацию, против иранских реакционеров и их англо-американских хозяев – поработителей Востока».

 

VII

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: