КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ МАРШРУТА




По основному варианту маршрута было задумано пройти по р. Оке от селения Усть-Хоре до ст. Зима, причем доставка в Усть-Хоре предполагалась спецрейсом самолета. На случай невозможности доставки самолетом был предусмотрен запасной вариант: до ст. Монды — автомашиной, а далее /около 60-70 км/ вьюками по тропе вдоль рек Иркут и Ока.

- 8 -

В связи с отсутствием самолёта для спецрейса и невозможностью доставки наземным транспортом‚ оба эти плана остались невыполненными. Удалось доставиться в устье р. Сенцы самолетом /на посадочную площадку Порт-Ока/. В результате выполненный маршрут сократился на 110 км, из сложных участков маршрута не был пройден Тисский порог, расположенный выше Порт-Оки.

Река Ока начинается в районе высшей точки Саян – г. Мунку-Сардык‚ /3491 м/, и затем сравнительно спокойно на большом протяжении течёт в котловине, ограниченной хребтом Кропоткина с севера, хр. Восточный Саян с юга и запада, и хр. Бельские Гольцы с востока.

Урез воды в районе Усть-Хоре около 1600 м, в конце маршрута /ст. «Зима» – 450 м, т.е. перепад высот 1150 м при расстоянии 550 км.

На реально выполненном маршруте перепад высот был равен 440 м при общей протяжённости 440 км.

По уклону русла р. Ока на участке рассматриваемого маршрута делится на три участка. Первый участок ограничен упомянутой котловиной /до пос. Алаг-Шулуун/; вторая часть /горная/ до дер. Сарам; третья, равнинная часть — ниже дер. Сарам.

В горной части выделяется наиболее крутой и порожистый участок — Ущелье Орха-Бом, имеющее протяжённость 65 км, на которых более или менее чётко можно выделить 62 порога /шиверы/. Существенной особенностью ущелья Орха-Бом является его изолированность, поскольку из-за отвесных скал, обрывающихся в воду, отсутствует тропа вдоль реки.

Средние уклоны русла реки по участкам имеют следующие значения

 

Примечание: на наиболее крутом участке ущелья Орха-Бом /между 1-ой шиверой и порогом Ары-Бурье/ средний уклон реки составляет 5,2 м/км. Район путешествия расположен в пределах 52-54 градуса С.Ш. Это соответствует широте городов Тамбова, Пензы.

Климат района континентальный, причем есть существенные отличия для перечисленных выше участков реки. Котловина, ограниченная горами, задерживающими влажные западные ветры, отличается более сухим климатом, чем другие районы Саян /400-450 мм осадков в год, 60…70 мм в виде дождя/.

Наименьшее количество осадков выпадает в августе, который обычно и рекомендуется для путешествия.

В нашем походе дней с дождём было сравнительно много /около 30 %/, но во время пребывания в котловине всё время стояла солнечная погода.

Вода в Оке успевает прогреваться до 13-15°, но во время затяжных дождей её температура резко падает до 6-7°, а уровень /в ущелье/ может за несколько часов подняться на 1,5-2 м. В горах в таких случаях выпадает снег. Обычно прозрачная, вода в реке после дождей мутнеет.

Растительность заметно меняется по мере понижения высотных отметок. В котловине основную часть леса составляет лиственница, встречаются ива, берёза, ольха. В начале Орха-Бома появляется кедр, по выходе из горной части растительность становится обычной для центра Европейской части. Кедр на равнинной части пропадает, поэтому шишками и орехами надо запасаться в горах.

Животный мир особенно богат в горных районах. В связи с труднодоступностью здесь, кроме туристов да изредка геологов, летом никого не бывает, и звери чувствуют себя вольготно. Повсюду звериные тропы, проделанные козами, оленями, лосями; бродят медведи, множество белок и бурундуков.

В реке много рыбы — хариус, ленок, таймень. Наилучшее время лова – сентябрь, в июле рыба берет гораздо хуже. Местные рыбаки промышляют в основном в горной части

- 9 -

ниже Орха-Бома. Охотники зимой бьют соболя, белку. В это время Ока замерзает, и Орха-Бом становится доступен.

ДОСТАВКА НА МАРШРУТ

До Кырена пензенцы и москвичи добирались порознь. Пензенцы ехали поездом Харьков - Владивосток. Через 3,5 суток рано утром прибыли в Слюдянку, на берег Байкала. Москвичам потребовалось столько же времени, чтобы добраться поездом Москва - Пекин. Автобус на Кырен ходит 2-3 раза в день; до Кырена 4 часа езды /145 км/, билет стоит 2,20 руб., а 1 место багажа — 0,70 руб. Кроме того, ходят автобусы по другим маршрутам /Аршан, Нилова Пустынь/ тоже по Тункинскому тракту. До Монды рейса нет.

До отправления автобуса успели позавтракать и искупаться в Байкале. Вода была не очень холодной — градусов 12.

Тункинский тракт — в сравнительно хорошем состоянии /в основном, асфальт/, в автобусе народу мало, едут грибники и ягодники, ехать приятно. Последние 2 часа тракт идёт вдоль Иркута, на другом берегу которого красуются Тункинские белки.

Аэропорт в Кырене не имеет своих самолетов, их присылают из Улан-Удэ: есть рейсовый самолет Улан-Удэ — Кырен — Порт-Ока /обслуживается ЛИ-2/, Улан-Удэ — Кырен — Орлик /АН-2/; при нас был введен рейс Иркутск — Кырен /ИЛ-14/. Для обслуживания спецрейсов вызывают из Улан-Удэ АН-2, но, когда были мы, машину не прислали. АН-2 на Оке может садиться в Порт-Оке, Орлике и Усть-Хорё /местные называют его просто «Хорё»/. Спецрейс из Кырена в Хорё стоит 128 руб., а билет до Порт-Оки — 12 руб., 1 кг груза — 17 коп. У нас из-за большого числа полевых дней /26/ груз оказался больше обычного — 61 кг /вместо 50-55/.

В день приезда рейсов не было; на следующий день прилетел ЛИ-2, взял троих из нашей группы и часть груза. Второй рейс в тот день экипаж сделать отказался, т.к. был последний день месяца и у них кончилась «санитарная норма» /пилотам устанавливается месячный лимит лётных часов/.

На следующий день пошёл дождь, и мы застряли в Кырене на 3 дня. Жили в зале ожидания аэропорта, хотя в первую ночь начальник порта по наущению уборщицы выгнал нас оттуда. Однако на следующий день прибыло ещё тьма туристов, и выгнать всех было уже невозможно.

Среди прибывших оказалась группа, состоящая из 12 москвичей и массы вещей. В группе мы обнаружили О. Челнокова и др., чьи фото были в отчёте, которым мы руководствовались при подготовке к походу. Оказывается, они решили пройти Оку второй раз, теперь только на понтонах /в первый раз у них был понтон и байдарки/. В группе у них 2 понтона /0,7 и 1,0 тонны/. Нас они без конца пугали всякими ужасными историями про Оку и её пороги, ходим запуганные.

Из Кырена улетели через 3 дня после прибытия. Спецрейса нам так и не дали, да он теперь был уже и ни к чему, т. к. часть группы была уже в Порт-Оке.

Кстати, доставка по земле на Оку довольно проблематична. Во-первых, из Кырена до Мондов можно добраться только попутными машинами /там в сторону МНР (Монгольской народной республики) идёт много порожних скотовозов/, но шофёры берут пассажиров крайне неохотно: мы видали парня, который не мог уехать целый день‚ даже без груза/.

От Мондов в сторону Оки летом автомобильного движения нет. Машины ходят зимой, по замёрзшему льду рек, и то с большим риском: реки промерзают до дна, подо льдом образуются пустоты, куда машины проваливаются. Несмотря на это, основная часть грузов в долину Оки доставляется именно таким способом. Одна местная жительница сказала, что летом там, возможно, проедет только телега.

В ожидании самолёта ходили на р. Иркут. Быстрая, широкая и очень грязная река, несёт массу ила. Берега вытоптаны скотом, купаться предпочли в мелкой речушке, протекающей через Кырен.

Во время дождей в Кырене стоит непролазная грязь, и, вообще, посёлок выглядит неопрятно. Есть магазины с обычным выбором товаров, клуб, почта, столовая и чайная, где продают «позы» — вкусные пельмени гигантского размера, сваренные на пару /бурятское национальное блюдо/.

Наконец, мы улетели, оставив ждать в Кырене больше полусотни других туристов, накопившихся за время непогоды. Самолет летит сначала вдаль Иркута до Мондов, затем проходит над перевалом и поворачивает по долине Оки в сторону Орлика. Перевал был весь закрыт облаками, а в долине стояла хорошая погода. В верхнем течении

- 10 -

Ока /сверху, во всяком случае/ производит впечатление спокойной реки. Пролетев Орлик увидели Тисский порог. Он внушает уважение даже на высоте 500 м: много бурунов и стоячей волны.

Приземлившись в Порт-Оке, попадаешь /после Кырена/ словно в другой мир: чистые реки, чистое поле аэродрома, чистый воздух. На аэродроме цветут эдельвейсы, а весной здесь всё покрыто тюльпанами. Купить в Порт-Оке почти ничего нельзя, хотя есть какое-то подобие магазина и почты.

Пока собирали байдарки, организовали рейд в Орлик. До него 23 км, идёт хороший просёлок. На полпути дорога пересекает Оку при посредстве понтона. Стоимость проезда — гривенник, но можно и бесплатно, если согласиться откачивать воду из ладей, составляющих понтон /для 2 человек это занятие на 2 часа/. Из Орлика в Порт-Оку обычно присылают автобус, но, когда приехали мы, в Оке был высокий уровень воды /и парома, соответственно/‚ и автобус не смог въехать на паром.

Весь путь посланцы проделали пешком. По дороге, вскоре после моста через Сенцу, на правом берегу есть у бурятов «святое место» — несколько лиственниц, обвешенных различными подношениями /ленты, тряпочки, на пне рассыпана мелочь, винтовочные патроны, лежит даже автомобильный радиатор, кроме того, вся округа усеяна слоем пустой винной посуды/.

Километров через 5-7 на берегу Оки встречается пустая изба, в которой при необходимости можно заночевать. Паром находится в 12 км от аэродрома. Паромщик /дядя Федя/ живет на правом берегу Оки /аэродром — на левом/. После переправы

- 11 -

автомобильная дорога делает крюк, и поэтому лучше итти тропой вдоль реки /ближе на 2-3 км/.

Дорога возвращается к берегу в конце Тисского порога. С дороги он хорошо просматривается. Начало порога — сразу после впадения большого левого притока Оки — р. Тиссы. Имеет 3 ступени, последняя — с поворотом влево, везде хороший вал, в последней ступени много камней в русле. Нам порог не показался непроходимым, хотя в то время мы и не нюхали порогов Орха-Бома. На этом пороге известны жертвы туристов в 1965-1966 гг, напоминанием об опасности выглядит и одинокая могила около дороги в начале порога: в 1962 г, здесь погибли местные жители — отец и сын /9 лет/ Усольцевы. Они возвращались с сенокоса и их лодку, к тому же с большой течью, втянуло в порог.

В 2-3 км ниже порога мы наткнулись ещё на одну «жертву»: четверо туристов — москвичей‚ улетевших 3 дня назад из Кырена, решили начать маршрут не из Порт-Оки, а из Орлика, доставившись туда ходившим в тот день автобусом. На пороге обе их байдарки /»Салюты»/ перевернуло, и они сумели выбраться только в 2 км ниже последней ступени порога — после того, как удалось на воде перевернуть байдарку обратно и оседлав её, подгребаться веслом. Байдарки их оказались разбросанными по разным берегам реки, они все сильно подмокли и перепугались, но ничего не утопили.

Отправляясь в Орлик, рассчитывали на попутную машину, но…было 2 встречных грузовика, а попутных — ни одной. На весь путь до Орлика /быстрым шагом, налегке/ потратили 4 ч 15 мин. Орлик — большой посёлок, есть несколько магазинов, почта, радиостанция, откуда можно послать телеграмму, хорошая столовая, клуб и даже гостиница.

Почта была закрыта, купили хлеба и отправились обратно. По дороге обратили внимание на странных животных — вроде коровы, но все обросли длинной шерстью и хвост у них, пушистый, как у лошади. Оказалось, что это сарлыки. Бурятка угостила нас парным сарлычьим молоком. По вкусу оно напоминает слегка разведённые сгущённые сливки — очень густое, жирное и сладкое, и совсем не пахнет коровой.

В Орлике местная милиция проверила наши документы, объяснив, что это им необходимо для опознания наших трупов на выходе ущелья Орха-Бом. Засветло в Порт-Оку вернуться не успели, и заночевали в лагере 4-х москвичей, потерпевших аварию на Тисском пороге.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: