Тема II. Производительность труда




Тема I. Теоретические основы экономики труда

 

Задачи и примеры их решения

 

Задача 1.

Определите перечень товаров, которые могут быть включены в план производства, если предприятие исходя из действующих производственных мощностей может выпускать семь наименований товара с уровнем конкурентоспособности: ОКС1 = 0,214; ОКС2 = 0,236; ОКС3 = 0,251; ОКС4 = 0,264; ОКС5 = 0,281; ОКС6 = 0,297; ОКС7 = 0,315. Уровень конкурентоспособности у товаропроизводителей аналогичной продукции: ОКС1’ = 0,212; ОКС2’ = 0,24; ОКС3’ = 0,256; ОКС4’ = 0,258; ОКС5’ = 0,28; ОКС6’ = 0,29; ОКС7’ = 0,318.

Решение.

В план производства включается номенклатура продукции, уровень конкурентоспособности которой превышает аналогичный показатель у товаропроизводителя-конкурента: ОКСi > ОКСi’.

 

ОКС1 = 0,214 > ОКС1’ = 0,212 – изделие включается в план.

ОКС2 = 0,236 < ОКС2’ = 0,24 – не включается в план.

ОКС3 = 0,251 < ОКС3’ = 0,256 – не включается в план.

ОКС4 = 0,264 > ОКС4’ = 0,258 – включается в план.

ОКС5 = 0,281 > ОКС5’ = 0,28 – включается в план.

ОКС6 = 0,297 > ОКС6’ = 0,29 – включается в план.

ОКС7 = 0,315 < ОКС7’ = 0,318 – не включается в план.

 

 

Задачи к теме I.

№1. Затраты живого и прошлого труда соотносились в базисном периоде как 1: 5,6. В результате технического прогресса удельный вес живого труда снизился на 20%. Каков стал удельный вес затрат живого и прошлого труда в отчетном периоде?

 

№2. Определите величину спроса, ценовую эластичность спроса, изменение выручки, если ежемесячный спрос составляет: Q1 = 800 шт.; Q2 = 1500 шт.; Q3 = 2500 шт.; Q4 = 4000 шт.; Q5 = 4500 шт., а цена соответственно Ц1 = 30 руб.; Ц2 = 20 руб.; Ц3 = 16 руб.; Ц4 = 12 руб.; Ц5 = 10 руб.

 

№3. Определите величину спроса и предложения, стоимость избытка и недостатка по каждой номенклатуре товара и в целом по всем изделиям на основе данных, приведенных в таблице 1.

 

 

Таблица 1

  № п/п   Цена единицы изделия, руб. Спрос   Величина спроса, тыс. руб. Предложение   Величина предложения (выручка), тыс. руб. Избыток (+) (предложение больше спроса) дефицит (-) (спрос больше предложения)
Одного покупателя, шт. Всех покупателей (20 человек), шт. Одного продавца, шт. Всех продавцов (10 человек), шт. Шт. Тыс. руб.
  80,0       80,0   6,4 +80,0 +6,4
  70,0 15,0 300,0 21,0 60,0   42,0 +300 +21,0
  60,0 20,0     50,0        
  50,0 25,0     40,0        
  40,0 30,0     30,0        
  30,0 40,0     24,0        
  20,0 50,0     15,0        
  15,0 60,0     12,0        
  10,0 70,0     10,0        
Итого                  

 

Тесты

1. Какое определение раскрывает понятие «труд»:

а) это любая целесообразная внутренняя (психическая) и внешняя (физиологическая) активность человека;

б) это целесообразная деятельность, направленная на создание определенных общественно полезных материальных или духовных благ, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей человека;

в) это целесообразная деятельность, направленная на получение максимальной прибыли и удовлетворения собственных потребностей.

 

2. Укажите, на каких экономических теориях базируются первая и вторая парадигмы экономики труда:

а) первая парадигма экономики труда базируется на трудовой теории стоимости, вторая парадигма - на теории факторов производства;

б) первая парадигма экономики труда базируется на теории факторов производства, вторая парадигма - на трудовой теории стоимости;

в) первая парадигма экономики труда базируется на трудовой теории стоимости, вторая парадигма – теории предельной полезности;

г) первая парадигма базируется на теории предельной полезности, вторая парадигма – на теории факторов производства.

3. Укажите, какие существуют границы разделения труда:

а) физические, умственные и социально-психологические границы разделения труда;

б) экономические, нормативно-правовые и эстетические границы разделения труда;

в) экономические, психофизиологические и социальные границы разделения труда.

 

4. Что означает понятие «экономика труда»:

а) экономическая наука, изучающая процессы воспроизводства населения, факторы, влияющие на эти процессы, а так же их последствия для социально-экономического развития страны;

б) экономическая наука, которая изучает систему социально-трудовых отношений, исследует конкретные формы и методы сознательного использования обществом экономических законов в сфере организации общественного труда для обеспечения неуклонного роста его производительности и эффективности, улучшения условий труда, повышения на этой основе уровня и качества жизни, проведения политики социального партнерства.

 

5. Укажите виды труда:

а) труд конкретный и труд абстрактный;

б) труд частный и труд общественный;

в) труд воспроизводственный и труда созидающий;

г) труд простой и труд сложный;

д) труд необходимый и труд прибавочный;

е) труд умственный и труд физический.

 

6. Что означает понятие «кооперация труда»:

а) форма организации труда, при которой работники и трудовые коллективы объединяются для совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда в целях достижения конечных результатов и повышения его производительности;

б) обособленное количество различных видов трудовой деятельности в процессе современного труда по ряду признаков: профессиональному, функциональному, квалификационному, технологическому.

 

7. Какое определение раскрывает понятие «содержание труда»:

а) это социально–экономическая сущность труда, т.е. тип его общественной организации и отношение работников к труду;

б) это характеристика организационно–технической стороны трудового процесса. Иными словами, категория «содержание труда» раскрывает ключевые особенности процесса труда с точки зрения производительных сил.

 

8. Что означает понятие «труд необходимый»:

а) необходимый труд создает необходимый продукт – избыток, излишек над прибавочным. Необходимый продукт используется с целью развития и совершенствования производства, обеспечения функционирования непроизводственной сферы, обеспечения обороны страны и содержания органов государственного управления;

б) это труд, требующий определенного уровня квалификации (квалифицированный труд). В каждую единицу времени он создает большую стоимость, чем простой труд;

в) необходимый труд создает необходимый продукт, т.е. ту часть общественного продукта, которая идет на удовлетворение потребностей работника сферы материального производства и членов их семей (неработающих);

г) это труд в определенной целесообразной форме.

 

9. Какое определение раскрывает понятие «абстрактный труд»:

а) труд, который предполагает тиражирование уже существующих идей и их материализацию;

б) это процесс труда с физиологической стороны, а именно затраты физической, нервной и умственной энергии человека;

в) труд как вид целесообразной деятельности отличающийся преобладанием интеллектуальных усилий, затрат умственной энергии.

 

10. Что означает понятие «научная организация труда»:

а) организация труда, которая основывается на достижениях науки и позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование факторов производства и непрерывное повышение производительности труда, способствует улучшению условий работы, сохранению здоровья человека, созданию предпосылок для всестороннего развития личности;

б) наука, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения и психологических качеств личности;

в) наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы установления норм труда (меры затрат труда) на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в определенных организационно-технических и социально-экономических условиях.

 

11. Какое определение раскрывает понятие «нормирование труда»:

а) организация труда, которая основывается на достижениях науки и позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование факторов производства и непрерывное повышение производительности труда, способствует улучшению условий работы, сохранению здоровья человека, созданию предпосылок для всестороннего развития личности;

б) наука, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения и психологических качеств личности;

в) наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы установления норм труда (меры затрат труда) на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в определенных организационно-технических и социально-экономических условиях.

 

12. Назовите функции общественного труда выделенные И.И. Чангли:

а) труд как способ удовлетворения человеческих потребностей;

б) труд созидательный;

в) труд выступает как создатель богатства;

г) человекотворческая функция труда;

д) труда состоит в создании самого общества и совершенствовании существующих общественных отношений;

е) свободотворческая функций труда.

 

13. Укажите, как согласно трудовой теории стоимости классифицируется материальное производство:

а) промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, заготовки, общественное питание, материально-техническое снабжение;

б) разделено по секторам: первичный; вторичный и третичный сектора.

 

14. Какова классификация отраслей общественного производства согласно западному «экономиксу»:

а) материальное производство и непроизводственная сфера;

б) разделено по секторам: первичный; вторичный и третичный сектора.

 

15. Какие отрасли общественного производства включает в себя вторичный сектор, согласно западному «экономиксу»:

а) охота, рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, добывающая промышленность;

б) обрабатывающая промышленность, строительство;

в) транспорт, сфера услуг, информатика, управление.

 

16. Что гласит Закон перемены труда:

а) он выражает объективную необходимость и возможность смены видов тру­довой деятельности индивидов, перехода от одного ее вида к другому;

б) он выражает обособление видов трудовой деятельности между крупными секторами экономики (производственная и непроизводственная сфера, промышленность и сельское хозяйство) и подразделения общественного производства.

 

17. Укажите, что представляют собой социально-психологические условия труда:

а) обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, размерами нагрузки на двигательный аппарат, нервную систему, психику работника;

б) определяющие внешнюю предметную среду (микроклимат, чистота воздушной среды, шум, освещение и проч.), а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве;

в) конфликтность или сплоченность группы, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе;

г) воздействие которых формирует эмоциональный настрой и отношение к труду с точки зрения художественного восприятия действительности.

 

18. Назовите уровни человеческих потребностей, указанных в классификации А. Маслоу:

а) основные физиологические потребности;

б) потребность в безопасности;

в) потребность в социальной общности;

г) потребность к творчеству;

д) потребность в уважении и самоуважении;

е) потребность в самореализации, самоактуализации.

 

19. Укажите основные функции Федеральной службы по труду и занятости:

а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) организация альтернативной гражданской службы;

г) организация альтернативной военной службы;

д) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

 

20. Какие существуют методы управления трудом:

а) экономические, социальные, административные;

б) экономические, административные, методы самоуправления.

 

Тема II. Производительность труда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: