Нравственный конфликт в военное время и пути выхода из конфликта на примере книги Эрих Мария Ремарк «Время жить и время умирать».




Научный руководитель – АртамоноваТ.А., доцент кафедры гуманитарных дисциплин,
зам. директора ЦГО по НР АлтГАУ

В современном мире наблюдается несоответствие между общественными и индивидуальными моральными нормами.

Полагают, что моральные конфликты являются фактом реальной жизни людей, несмотря на это, интерпретация различна и зависит от мировоззрения и понимания сущности нравственности. В современной этике моральный конфликт определяется как столкновение требований и желаний

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений, выражающееся в столкновении моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

заключается в том, что предпочтение одной нравственной нормы неизбежно ведет к нарушению другой. Речь в данном случае идет не о незнании тех или иных нравственных правил, не о нежелании их выполнять, а именно о необходимости разрешить столкновение моральных требований и установок.

О сложнейшем нравственном конфликте повествует роман «Время жить и время умирать». Автор романа - Эрих Мария Ремарк – выдающийся немецкий писатель ХХ века, не побоявшийся открыто выступить против идей нацизма.

Краткое содержание

1944. Война. Страшная и беспощадная. Эрнст Гребер – рядовой немецкий солдат- впервые после 2х лет войны отправляется в отпуск.
Три бесценные недели – время жить! Но по приезде на родину он вновь оказывается на войне – в родном городе бесконечные бомбежки, жители боятся лишний раз вздохнуть, где никому и никогда нельзя доверить свои мысли, иначе – расстрел.

Но эти три недели словно целая жизнь, в которой Эрнст становится совсем другим человеком, нашедшим любовь, счастье и успокоение. Он женится на молодой девушке Элизабет, кот помогает отделить ему новые чувства от чувств фронта.
Но время отпуска быстро заканчивается и начинается другое время – время умирать…

Как видно из названия романа, история поделена на две части и включает две противоположные темы: разрушения, страх, смерть, доносы, унижения и счастье, радость, любовь, нравственность. Первая половина о смерти, а вторая о жизни, на стыке, контрасте которых возникает сложный конфликт, посреди которого оказывается Гребер, с одной стороны, причастный к преступлениям германского в е рмахта, а с другой, оказавшийся очередной его жертвой. В том числе отношения с Элизабет ускоряют процесс понимания причастности к чему-то неправильному и страшному.

Также немаловажная тема романа - попытка определения степени личной ответственности каждого простого человека за произошедшее. Главный герой, не раз расстреливающий пленных, осознает, что совершал ужасные поступки, когда видит, что его родной дом разгромлен. По возвращению на фронт он пытается остаться человечным в условиях негуманного времени.

Немаловажно, что Эрнст не отрицает свою вину, не старается переложить ее на кого-то другого или преуменьшить, оправдывая себя. Напротив, ему важно разобраться до конца, понимая, как важно не отрицание ответственности за содеянное, а ее принятие. Появляется мысль, что право на человеческое достоинство не может быть отнято никакими внешними обстоятельствами. Именно это помог понять ему его учитель Польман. Гребер говорит:

«-Вы преподавали у нас религию. В какой мере я стану соучастником, коль скоро знаю, что война проиграна, мало того. Нам надо ее проиграть, чтобы прекратились рабство и убийство, концлагеря, СС и СД, массовое истребление и бесчеловечность…коль скоро я знаю все это, а через две недели вернусь не фронт, чтобы продолжать войну?

- Вы должны вернуться на фронт?- в конце концов спросил Польман.

-Могу отказаться. Тогда меня повесят или расстреляют.»[3]

Так же эта мысль всплывает в конце книги. Гребер берет ответственность за пойманных партизан. Но вскоре из-за наступления русских немцам приходится отступать. Перед ним встает выбор – отпустить русских или повиноваться Штайнбреннеру, его другу, который предлагает убить врагов. В итоге Гребер выбирает отпустить невиновных русских, но расплачивается за свой выбор убийством Штайнбреннера.

Перед ним опять встает выбор – бежать с ними или бежать со своими. Примкнуть к русским значило бы предать людей, с которыми он жил бок о бок, таких же, как он. Приняв правду, Гребер не оставил себе выбора:

«Он увидел русских. Они бежали пригнувшись, кучкой, женщины впереди. Старик оглянулся, заметил его. В руке у него неожиданно оказалась винтовка. Он поднял ее и прицелился. Значит все-таки, подумал Гребер. Он видер черную дыру дула, она росла, он хотел окликнуть, громко, надо было многое сказать, быстро и громко… Выстрела он не почувствовал.»

Возвращаясь к теории нравственного конфликта, исследователи предлагают следующие пути:

1. Мнимое улаживание. Это принуждение к миру без устранения причин, вызвавших конфликт.

2. Победа одной из сторон

3. Компромисс

4. Интеграция.

Как мы видим на примере героя романа «Время жить и время умирать» не один из этих сценариев разрешения конфликта не годится. Любой вариант порождает еще более серьезные нравственные проблемы. При этом герой даже ценой своей жизни сохраняет свои нравственные принципы, сохраняет человечность, и это пожалуй самый главный итог книги и пример героического выхода из конфликта.

Список литературы:

1. Новый энциклопедический словарь, М.: Большая Российская Энциклопедия, 2005.

2. Цепляева, Светлана Анатольевна Нравственная культура личности: учебно-методическое пособие. по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучние» для бакалавров очной формы обучения /С.А. Цепляева. – Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2017. –Часть 1. – 92 с.

3. Время жить и время умирать: [роман]/ Эрих Мария Ремарк; [пер. с нем. Н. Федоровой].- Москва: Издательство АСТ, 2019.-448с.-(Эксклюзивная классика).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: