Цель данного исследования определить степень удовлетворенности у работников Департамента социального развития Тюменской области пяти видов потребностей, таких, как: материальные, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении.
Интерпретация результатов производилась на основании парного сравнения данных утверждений друг с другом, каждое из которых характеризует какую-либо потребность человека. Анализ результатов производился в соответствии с теорией А. Маслоу, согласно которой человеческие потребности можно представить в виде иерархии с определенным порядком актуализации (Рис 2.3.1).
Рис.2.3.1 Иерархия потребностей по Маслоу
Сумма баллов по пяти вышеперечисленным потребностям свидетельствует о степени их удовлетворенности. Если сумма баллов не превышает 14, то потребность считается удовлетворенной. От 14 до 28 баллов - зона частичной неудовлетворенности потребности; от 28 до 42 баллов - зона неудовлетворенности.
Изучение удовлетворенности потребностей работников очень важно для организации, так как потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. А пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Результаты исследования приведены в Таблице 2.3.1 и 2.3.2
Исследование показало, что потребности работников Департамента социального развития Тюменской области являются частично не удовлетворенными.
Частичная не удовлетворенность в материальных потребностях может быть обусловлена высокой стоимостью жизни в настоящее время, то есть соответствие запросов респондентов с их материальными возможностями не совпадает, судя по проведенному опросу.
|
ТАБЛИЦА 2.3.1
Оценка удовлетворенности потребностей работника по каждому утверждению
Потребности по списку утверждений | Общий балл |
1. Добиться признания и уважения. | 5.8 |
2. Иметь теплые отношения с людьми. | 4,6 |
3. Обеспечить свое будущее. | |
4. Зарабатывать на жизнь. | 6,3 |
5. Иметь хороших собеседников. | 4,3 |
6. Упрочить свое положение. | 7,3 |
7. Развивать свои силы и способности. | 8,2 |
8. Обеспечить себе материальный комфорт. | 9,4 |
9. Повышать уровень своего мастерства и компетентности. | 8,1 |
10. Избегать неприятностей. | 3,6 |
11. Стремиться к новому и неизведанному. | 6,8 |
12. Обеспечить себе определенное влияние в обществе. | 9,3 |
13. Покупать хорошие вещи. | 4,7 |
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи. | 7,3 |
15. Быть понятым другими. | 8,1 |
ТАБЛИЦА 2.3.2
Оценка удовлетворенности потребностей работника методом парных сравнений
Потребности | Сумма баллов |
Материальные потребности | 20,4 |
Потребности в безопасности | 19,9 |
Социальные (межличностные) потребности | |
Потребности в признании | 23,2 |
Потребности в самовыражении | 22,3 |
В связи с этим возникает частичная не удовлетворенность следующих потребностей - экзистенциальных. То есть отсутствие желаемого уровня материальных ценностей влечет за собой неуверенность в завтрашнем дне, в боязни не суметь постоять за близких людей. Таким образом, потребность в безопасности, связанная с защитой индивидом своей жизненной среды, здесь рассматривается как в физическом аспекте, так и в социокультурном. Они оценивают свою работу в первую очередь с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем.
|
17 баллов составляет удовлетворенность в социальных потребностях. Это может быть связанно с отношениями с коллегами по работе, во-первых, - это принадлежность к коллективу, а во-вторых, - установление хороших и дружеских отношения между сотрудниками. Судя по предыдущему исследованию 40% опрошенных этим не вполне удовлетворенны слаженностью действий работников.
Потребность в признании также частично неудовлетворенна. Возможно, работники не до конца чувствуют себя сильными, способными, уверенными в себе. Ведь при анализе удовлетворенности работой мы выяснили, что работники не довольны своим профессиональным продвижением и возможностями служебного продвижения.
Сумма баллов по потребности в самовыражении составила 22,3. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Эти потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Так как эти потребности выражаются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков, то, опираясь на предыдущее исследование, можно сделать вывод, что это связанно с тем, что 40% респондентов не вполне удовлетворенны требованиями работы к интеллекту, а 20% - возможностью использовать свой опыт и способности.
Человек работает более эффективно, если у него есть мотивация к этому. Причем он чаще испытывает положительные эмоции, если его деятельность совпадает по направленности с внутренними желаниями и побуждениями. Потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению. Следовательно, руководители должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям понимать, что у них есть возможность удовлетворить свои потребности при помощи поведения, приводящего к развитию и процветанию организации, в которой они работают.
|
Таким образом, взаимовлияния личности и профессии многогранны, сложны и неоднозначны. Для большинства людей именно их профессии предоставляет большие возможности для удовлетворения их потребностей, обнаружения творческого потенциала, самоактуализации. Личностные особенности каждого отдельного человека делают его профессиональный труд индивидуально-своеобразным по характеристикам и результатам, однако организм работника часто сопротивляется действию различных влияний, обусловленных спецификой выполняемой деятельности и сущностью самой профессии.