В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Беседа, интервью и анкетирование.
4. Контрольные испытания.
5. Хронометрирование.
6. Экспертное оценивание.
7.Педагогический эксперимент.
8. Математико-статистические методы.
Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов. Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения рассматриваемой проблемы. В поиске и отборе необходимых источников помогают каталоги в библиотеках, книги, реферативные журналы, книжные и журнальные обозрения, интернет-сайты в которых даются сведения о научной литературе по различным проблемам.
2. Педагогическое наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными в области физического воспитания и спорта. Цель педагогического наблюдения - изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса. Виды педагогических наблюдений. Классификация наблюдений: 1. По связи с объектом. Непосредственное наблюдение - наблюдение, когда исследователь сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления. Опосредованное наблюдение - к которым привлекают другие лица (тренеры, студенты и др.). Открытое наблюдение - наблюдение, когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когда наблюдаемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Скрытое наблюдение - наблюдение, о котором участники процесса не знают. 2. По признаку и времени и пространства. По времени проведения: непрерывные и дискретные. Наблюдение считается непрерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т. е. если просматриваются его начало, развитие и завершение. По длительности такие наблюдения могут оказаться самыми различными: продолжаться в течение нескольких секунд, минут или даже месяцев, а может, и лет. Дискретное наблюдение - наблюдение, предметом которого является процесс, границы начала и завершения которого значительно удалены во времени. В процессе его проведения изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.
|
3.Беседа, интервью, анкетирование. Беседа применяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Разновидностью беседы – Интервью - метод получения информации путем устных ответов. Распространенная форма опроса - анкетирование, получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет.
Контрольные испытания (тесты) - оценка полученного эмпирического и теоретического материала по качественным и количественным показателям в процессе контрольных испытаний (тестов. В процессе контрольных испытаний имеется возможность соотнести предварительные предположения, гипотезы с реальным положением вещей или получить совершенно новую, непредвиденную информацию. Контрольные испытания и тесты позволяют определить объективные результаты эксперимента.
|
В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью теста, различают следующие их разновидности:
- тесты функционального исследования (регистрация ЧСС, МПК и др.);
- тесты для исследования физической работоспособности (Гарвардский степ-тест и т. п.);
- тесты для исследования физических качеств (подтягивание, прыжок в длину с места и др.);
- тесты для измерения технических и тактических навыков (например, в волейболе - игровой ориентации);
- тесты для определения психологической подготовленности;
- антропометрические измерения (масса тела, рост, окружность грудной клетки и т.п.).
С учетом цели, задач, рабочей гипотезы исследователь может разрабатывать специальные контрольные упражнения, тесты и их комплексы.
5. Хронометрирование.
6. Экспертное оценивание - применяется в педагогических исследованиях для оценки явлений, не имеющих количественного выражения (качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании и др.). 7 .Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
8. Обработка результатов может производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспекте. Количественная обработка материалов может осуществляться методами математической статистики - науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений (определение достоверности различий по: t-критерию Стьюдента,T-критерию Уайта др.).