Возникновение науки. Наука и преднаука.




Традиционно Древняя Греция считается колыбелью научного знания. Однако, другие цивилизации, например, Египет, Вавилон, Месопотамия, Индия, Китай, накопили гигантский производственный опыт. Например, Китайская цивилизация, по мнению английского историка Дж. Нидема, влоть до XV века была впереди Европы по эффективности практического применения знаний. Но науки эти цивилизации все же не породили. Это связано со следующими особенностями упомянутых цивилизаций.

  1. Преднаука составляет характеристику культурно-религиозного комплекса. Знания группируются вокруг религиозного ядра, встроены в обрядовую, ритуальную деятельность, являясь инструментом достижения сакрально-религиозных целей (например, воздействия на силы). Например, астрономия в Древнем Китае, 8-7 веков до нашей эры, являлась искусством осуществления культовой деятельности (например, движение небесных тел изучалось для нахождения места постройки здания), а в Древней Греции астрономия изучала строение мироздания.
  2. Преднаучное знание статично (в отличие от научного, динамичного знания). Это связано с тем, что сакральные, религиозные комплексы ориентированы на традицию. Жизнь людей в таком обществе (которое называется традиционным) целиком зависит от созданных предками структур.
  3. Преднаучное знание носило эзотерический (тайный) характер и являлось предметом поклонения. Оно -- для посвящённых, избранных. Учёность воплощали жрецы и аристократия. Знание не требовало доказательств, а опиралось на общественное положение своего источника.

Иным образом обстояли дела в Древней Греции.

  1. Демократическая (хоть и рабовладельческая) форма общественного устройства отличала политический строй Древней Греции от древневосточной деспотии. Афинская демократия воспитывала отношение рядового человека к закону не как к слепой силе, установленной свыше (богом или знатью), а как к норме, за которой стоит лучший аргумент, выработанный в ходе дискуссии. Такая демократия воспитывала рационально-логически обоснованную деятельность. Аристотель, говоря «человек -- существо политическое» имел ввиду, что лишь в пространстве полиса деятельность осуществляется посредством дискуссии равноправных участников, в семье же равноправия нет. Эта идея равноправия распространилась и на древнегреческие науки, так, Алкмеон трактует здоровье человека как равноправие и равновесие противоположных сил в нем: холодного и горячего, сладкого и горького; математика как учение о пропорциях и соотношениях также черпала корни в стремлении к равновесию, сосуществованию разных социальных групп в рамках полиса.
  2. Сам институт рабства тоже важен. Благодаря этому часть людей освобождалась от производства материальных ценностей (материально-практической деятельности) и занималась умственной (интеллектуальной) деятельностью. Последняя, связанная с умственными объектами, называлась теорией 1 и обладала особым, привилегированным статусом; первая, связанная с вещами, называлась ремеслом и почиталась гораздо меньше. К ремеслу относили и деятельность ваятелей и художников. Эпитет «божественный» был немыслим по отношению к ремеслу.
  3. Сыграло роль также географическое положение: Греция -- морская страна. По выражению историка и методолога наук Петрова, «пиратский корабль воспитывал побережье». Для объединения в целях защиты нужно владеть словом, уметь формулировать мысль. Для этого нужно занять внешнюю по отношению к ней позицию, сформулировать мысль в слове, тогда уже можно будет развивать и корректировать мысль. Это подтверждает появление рационально-текстового описания математики в Древней Греции (на Древнем Востоке его не было).
  4. Гипотеза А.И. Зайцева: агональный (соревновательный) дух греков утверждал ценность процесса, а не результата. На Древнем Востоке такой дух не находил понимания. Были два вида агонов: атлетический, популярный в аристократии, и мусический (музический), связанный с дискуссиями. По Зайцеву, к 5 веку до нашей эры мусический агон потеснил атлетический, стал популярен феномен публичных споров. Это также способствовало становлению научного обоснования.

Примерами древнегреческого научного знания являются геометрия Евклида, медицина Гиппократа, история Геродота. В греческих трудах познание осуществляется в форме обращения к обоснованию, зачастую знания формулируются в виде теорем «дано--доказать», в то время как для востока характерны рецепты типа «делай так».

Наука имела «предшественников» в виде практических знаний, правил, алгоритмов, начал развиваться на благоприятной почве Древней Греции благодаря политическим и социальным предпосылкам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: