Основной целью огласительных бесед, проводимых в соответствии с минимальными требованиями, автор считает побуждение оглашаемых к выстраиванию личных отношений с Богом и к вхождению в церковную жизнь.
При составлении плана-конспекта были учтены базовые принципы катехизации: церковность, целостность, последовательность, доступность и посильность, личностный характер катехизации, связь с жизнью, наглядность.
Можно выделить следующие аспекты приведенных в плане-конспекте бесед:
– даже в условиях краткости в оглашении присутствуют три основные стороны: вероучение; нравственность и аскетика; молитва и богослужение;
– изложение подчиняется логике, последовательности и исходит из того, что уже известно и понятно оглашаемым, что присутствует в их опыте;
– внимание слушателей фиксируется на том, что излагаемый материал основан на Священном Писании и Предании Церкви;
– предпринята попытка изложения доступным для оглашаемых языком;
– учитывается способность восприятия оглашаемыми вероучительных знаний, поэтому, в частности, Символ веры предлагается разобрать не за одну, а за обе беседы;
– предполагается личностно-ориентированная подача материала и диалог с оглашаемыми, постановка и решение проблемных вопросов;
– используются средства смысловой наглядности (при- меры, образы), а также изображения икон;
– предлагается чтение и обсуждение некоторых от- рывков Священного Писания на самих беседах с целью привития навыка чтения Слова Божьего.
При подготовке плана-конспекта автор опирался как на собственный опыт катехизической деятельности, так и на опыт других катехизаторов.
План бесед
Первая беседа:
|
молитва;
знакомство с оглашаемыми. Объяснение значения огласительных бесед как необходимых для приготовления к дальнейшей правильной жизни с Богом;
выявление мотивов, по которым люди желают креститься или крестить детей. Объяснение смысла принятия Таинства Крещения, в котором человек освобождается от власти греха и получает семя благодатной жизни во Христе (о власти греха приводятся слова Апостола Павла (Рим. 7, 19–23)). Необходимость веры и покаяния;
рассказ о Божественном Откровении, которое необходимо для познания Бога и Его воли о нас; священное Писание; чтение евангельских отрывков (притчи Спасителя о блудном сыне, заблудшей овце и потерянной драхме);
разговор о вере в Бога, о том, что мы знаем о Нем: Бог – Троица Единосущная и Нераздельная – Отец, Сын и Святой Дух. Бог –Творец и Промыслитель. Свойства Божии;
человек: образ и подобие Божии; жизнь человека в раю; грехопадение; жизнь и смерть; необходимость спасения;
чтение Символа веры;
о молитве;
задание на дом: прочитать Евангелие от Марка (Библия дарится оглашаемым); читать Символ веры и молитвенно обращаться к Богу (Символ веры и молитвы приведены в раздаваемой памятке); поразмышлять о месте Бога в своей жизни;
ответы на вопросы; молитва.
Вторая беседа:
молитва;
краткое повторение основных вопросов предыдущей беседы. Ответы на вопросы по Евангелию и другим темам. Чтение евангельского отрывка;
чтение Символа веры;
Христос – воплотившийся от Пресвятой Богородицы Сын Божий – Спаситель;
|
Господь Иисус Христос умер за нас и воскрес из мертвых;
Он вознесся со Своим пречистым телом и имеет как Богочеловек такую же славу, как Бог Отец, и придет в славном Втором Пришествии судить живых и мертвых;
Он послал от Отца Духа Святого, Которого мы можем стяжать в Церкви;
дверь в Церковь – Таинство Крещения. Таинства Покаяния и Евхаристии;
мы ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века;
Декалог как основа христианской нравственности (краткий разбор);
о Крещении (объяснение чинопоследования, практические вопросы);
подведение итогов, краткое повторение основных моментов бесед;
практические вопросы подготовки к исповедальной беседе (Таинствам Исповеди и Причащения); ответы на вопросы;
задание: прочитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5,1–7,29), продолжать читать Символ веры, совершать молитвенное правило, посещать богослужение;
завершающие напутствия и предложение форм дальнейшего воцерковления, возможностей вхождения в жизнь данного прихода;
молитва.
План-конспект бесед
Первая беседа (Примерный ход беседы)
1. Молитва
2. Знакомство с оглашаемыми. Объяснение значения огласительных бесед.
Здравствуйте! Меня зовут _____________, я катехизатор храма________________. Рад приветствовать вас на огласительных беседах, которые проводятся для того, чтобы ваше Крещение или Крещение ваших детей совершалось с необходимым осознанием смысла предстоящего Таинства и последующего воцерковления. Также вы сможете поближе познакомиться с жизнью Церкви и нашего храма, прихожанами которого, надеюсь, станете вы и ваши дети. Вам, как родителям и восприемникам (крестным родителям) важно стать примером, образцом христианской жизни для детей, воспитывать их в вере, приобщать к храму Божьему, к Таинствам Церкви. Наши беседы смогут этому помочь.
|
В советское время и два десятилетия после него подготовка перед Крещением по разным причинам фактически не осуществлялась. Но несколько лет назад Священноначалием Русской Православной Церкви было принято решение о проведении по меньшей мере двух огласительных бесед (от слова «оглашение» – устное наставление, научение) перед Таинством Крещения. Важно, чтобы мы с вами приходили на такие беседы не потому, что таковы требования, а потому что сами видим живую потребность в подготовке к такому ответственному шагу, как Крещение.
Нужно отметить, что во II–IV веках н.э. те, кто желал принять Крещение, проходили 2–3-годичную подготовку, что позволяло им креститься уже будучи окрепшими, утвержденными в православной христианской вере и жиз- ни. Условием Крещения младенцев тоже всегда была глу- бокая вера, церковность и добродетельность родителей и восприемников. В наши дни, к сожалению, немногие гото- вы серьезно потрудиться, готовясь к принятию Таинства Крещения или Крещению детей, поэтому Церковь идет навстречу нашим немощам и слабостям и предлагает по- сильную небольшую подготовку. Но обойтись совсем без нее нельзя, более того – просто опасно.
Для примера скажу, что, поступая в институт или желая водить автомобиль, мы должны сдать экзамен, который подтвердит, что мы сможем учиться в вузе или управлять машиной. А чтобы сдать экзамен, нужно пред- варительно учиться. Мы соглашаемся с этим. Потому что, если не приобрести необходимых знаний, умений, навыков, дальнейшая учеба в вузе окажется практиче- ски невозможной, а нахождение на дороге – рискован- ным для жизни. Так же и здесь; за этот крайне неболь- шой срок, в который будут продолжаться наши встречи, нужно приготовиться к тому, чтобы правильно прожить всю дальнейшую жизнь. И, я надеюсь, вы увидите и со- гласитесь, что то, о чем мы будем говорить, есть не от- влеченные умозаключения и безжизненные конструк- ции, а касается каждого из нас, и не частично – нашего образования, профессии, каких-то житейских нужд, – а нас целиком, нашего настоящего и будущего.
Может быть, вы уже многое знаете о нашей православной вере. Тогда мы, как говорится, сверим часы в этих важнейших вопросах. Но и, надеюсь, обязательно будет что-то новое и нужное, поэтому, я убежден, вы не пожалеете о затраченном времени и усилиях.
3. Выявление мотивов, по которым люди желают креститься или крестить детей. Объяснение смысла принятия Таинства Крещения.
Вы уже заполнили анкеты, я с ними после нашей встречи внимательно ознакомлюсь. Но чтобы уже сейчас понимать, скажите, пожалуйста, кто из вас будет сам принимать Таинство Крещения, кто из вас – будущие крестные, а кто – родители? (Ответы.)
Давайте вначале поговорим о том, для чего необходимо Крещение, которое вы вскоре примете или примут ваши дети. Что побуждает нас креститься или крестить детей?
(Могут быть разные ответы, зачастую касающиеся здоровья, духовной защиты, национальной идентичности и др.)
Все, о чем вы сказали, важно (если не было явно неприемлемых ответов), но не вполне достаточно. Крещение дает нечто большее. Оно делает нас совершенно новыми по сравнению с тем, какими мы были раньше. Оно нас освобождает от рабства, о котором мало кто из нас вообще подозревает. Что это за рабство? И в чем оно проявляется? Как вы думаете?
(Подводим к мысли о рабстве некрещеного человека греху.)
На это же обратил внимание один из самых выдающихся последователей Господа Иисуса Христа – святой Апостол Павел. Он сказал замечательные слова, которые каждый из нас хотя бы отчасти может отнести к самому себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19–20).
Действительно, каждому из нас совесть, которая есть, как нередко говорят, голос Божий в человеке, подсказывает, как надо жить. Но сами мы часто делаем совсем другое и чувствуем, что не способны иначе. Как в материальном мире: падает предмет сам, а чтобы его поднять, нужно приложить силу; так и в духовной жизни: зло делать просто, а чтобы творить добро, нужны усилия, которых мы в себе подчас не находим. Может быть, кто-то возразит, что он никакого большого греха не совершил: не убивал, не воровал, не изменял. Но даже такой порядочный человек, если честно заглянет вглубь себя, может увидеть, что находится, например, в плену эгоизма, многих пристрастий, какой-то мелочности, что в нем не хватает цельности и гармонии и что проживает целые дни, часто даже и не вспомнив о Боге, без связи с Которым о жизни можно говорить только условно. Несмотря на свою порядочность и честность, такой человек может стоять еще очень далеко от того прекрасного состояния, к которому каждый из нас призван – состоянию единения с Богом, нашим Творцом. Нас разделяет с ним грех. Это слово как раз означает промах, попадание мимо цели. Наши грехи – это не просто набор неправильных проступков, это внутреннее искажение, поврежденность наших мыслей, чувств, всей нашей личности, которую каждый из нас, как болезнь, наследует при рождении. И даже те младенцы, к Крещению которых мы готовимся, те, которые сами еще ничего злого не сделали, носят в себе этот закон греха. Хотим мы того или нет, у нас есть эта «болезнь», и своими силами мы не можем от нее в полной мере освободиться. А если не освободимся, то погибнем, потому что эта «болезнь» смертельна, она лишает нас связи и единства с Источником Жизни – Богом, и наоборот, делает нас пленниками источника зла – дьявола, сатаны. Как и почему с нами произошла эта трагедия, мы скажем сегодня позже, пока важно увидеть и признать ее наличие. Но как же нам освободиться от рабства греху? Только единственным образом – через Того, Кого мы поистине называем Спасителем. От рабства сатане, от духовной смерти нас спасает Господь Иисус Христос, Сын Божий, Своею смертью и Воскресением. И в Крещении как раз мы становимся причастниками совершенного Господом спасения. Мы не только освобождаемся от власти греха над нами, но и получаем семя новой благодатной жизни со Христом. Однако это происходит не автоматически. Мы должны иметь веру в Бога, как сказал сам Господь: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16). Но иметь нужно правильную веру, а для этого нам необходимо уяснить себе важнейшие понятия, лежащие в основе православного вероучения. С этой целью перед вами лежит памятка с текстом Символа веры – краткого изложения всех главных истин православной веры, который вам важно научиться читать и понимать. Но главное – постараться искренне, всецело принять эти истины. Символ веры читается крещаемым наизусть во время совершения Таинства Крещения. Сегодня мы начнем говорить о нем подробнее.
Но как сказал другой ученик Христа, святой Апостол Иаков: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Вот почему вместе с верой необходимо наше покаяние, готовность изменить свою жизнь, оставить то, что не есть Божье, что не есть добро. И самое главное, что должно измениться, – в нашу жизнь должен войти Бог, и не на ее периферию, когда мы обращаемся к Нему только если нам что-то нужно, а в самый центр жизни. Чаще всего это достаточно длительный процесс, но двигаться в этом направлении каждый из нас призван начать уже сейчас. В конце наших бесед для тех, кто готовится ко Крещению, будет проведена покаянная беседа со священником, а родителям и крестным детей следует подготовиться к Исповеди и Причащению Святых Христовых Таин. Для того чтобы вам помочь в этом, в следующий раз мы подробно поговорим о Заповедях Божиих, с которыми нам нужно сверять и соотносить свою жизнь. Перед самим Таинством Крещения крещаемым или, если крестится младенец, его родителям и восприемникам надлежит принести крещальные обеты: отречение навсегда от сатаны и служения ему через творение любых, даже, казалось бы, небольших злых дел, и сочетание, то есть соединение навсегда, своей жизни со Христом. Таким образом, надлежит сделать от себя и от лица крещаемого твердый и бесповоротный выбор в пользу служения Богу, что предполагает знание и исполнение Его благой воли.
4. О Священном Писании.
А теперь важно сказать следующее. Все, о чем мы с вами говорим и будем говорить, не есть человеческие измышления. Оно основано на том, что Бог открыл людям о Себе, о нас с вами, о нашем мире. Согласитесь, что невозможно в достаточной мере узнать человека, если он сам не расскажет о себе, не проявит себя. И если мы хотим узнать о Боге и Его волю о нас, мы должны обратиться к тому, что называется Божественным Откровением. Один из его источников – это Священное Писание или Библия. Перед вами лежит наш подарок вам – Библия, которую вы храните и обязательно читайте. (Небольшой рассказ о Библии, ее составе.)
В Библию вошли книги, написанные святыми людьми – пророками, царями, апостолами, но писали они именно то, что им было открыто Богом, поэтому Священное Писание называется Словом Божиим. Мы сегодня уже приводили из Библии слова, написанные святыми апостолами.
Читать Священное Писание нужно с духовными целями: «наставления в вере и побуждения к добрым делам»; с верой, доверием к написанному, благоговением. При своем понимании Священного Писания важно опираться на то, как его понимает Церковь, что раскрывается, главным образом, через толкования библейских текстов святыми подвижниками.
Давайте откроем Святую Библию на стр. … и прочитаем вместе небольшие фрагменты из книг Библии, которые называются «Евангелие» («Благая весть» о спасении людей Господом Иисусом Христом).
Отрывок «Притча о блудном сыне» (Лк. 15, 11–32).
(О чем эта притча? Почему младший сын ушел и что его побудило вернуться? В чем состояло его покаяние? Как поступил отец? Как поступил старший сын? Образом кого являются отец и сыновья? Имеет ли это отношение к нам? Какие практические выводы из этого могут следовать?)
Отрывок: «Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме» (Лк. 15, 1–10).
(О чем эти притчи? Как поступает Бог по отношению к людям, которые «потерялись», ушли от Бога или не нашли Бога? Как Бог их ищет, в чем это проявляется? Имеет ли это отношение к нам?)
Мы прочитали фрагменты Евангелия от Луки. Хотелось бы попросить вас прочитать к следующему разу Еван- гелие от Марка – самое короткое Евангелие из четырех. Его чтение не займет много времени, однако, надеюсь, будет полезным для вас. Пожалуйста, записывайте вопросы, которые будут у вас возникать.
5. О вере в Бога. Бог и Человек. Символ веры.
Сейчас, перед тем как обратиться собственно к составленному Церковью Символу веры, давайте поговорим о нашей вере в Бога и о том, что мы уже знаем о Нем.
«Без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11, 6). Без нее не имеет никакого смысла принимать Крещение и крестить ребенка. Но что значит верить в Бога? Во-первых, это наша уверенность, убежденность в Его существовании и правильное представление о Нем. Во-вторых, это полное доверие Богу, Его воле и Промыслу, то есть благому действию Божьему по отношению к нам. В-третьих, это наша верность Богу, его заповедям.
Что мы знаем о Боге? Какой Он? Он – «Что» (энергия, космос) или «Кто» (Тот, к Кому мы можем обратиться лично)? Он, конечно же, – Кто, Личность, Дух, Вечный и Неподверженный изменению, Разумный, Все знающий, Вездесущий, Свободный, Святой, Всеправедный, Совершенный, Всемогущий. Мы можем к Нему обратиться в молитве и иметь надежду быть услышанными. И Он обращается к нам через Свое Откровение, через обстоятельства нашей жизни. Мы имеем живое общение с Ним в богослужениях и Таинствах Церкви. Православие учит нас, что Бог един в трех Лицах (Личностях). Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух. Бог Отец – Нерожденный, Бог Сын предвечно рожда- ется от Бога Отца (неизъяснимым образом); Бог Дух Святой исходит от Бога Отца. Отец, Сын и Святой Дух обладают одним божественным существом, одной честью, одной славой. Но мы верим, что не три Бога, а один Бог – Пресвятая Троица. Это великая тайна, которую мы можем только принять своей верой (показывается изображение иконы «Троицы» прп. Андрея Рублева и комментируется). Отношение между собой Лиц Пресвятой Троицы можно охарактеризовать одним словом – любовь. «Бог есть любовь» (1 Ин. 14,16), – говорит нам Слово Божие. А что такое любовь? Что мы знаем о любви? (обсуждение; чтение фрагмента «Гимна любви» Апостола Павла (1 Кор. 13, 4–8)). Любовь предполагает самоотдачу, жертвенность тех, кто любит. И именно такая самоотдача Друг Другу является содержанием жизни Святой Троицы. Бог – всеблаг и является источником всякого блага и самой жизни. И именно от избытка любви Бог Троица сотворил наш мир, чтобы он был причастен Божественной благодати, Божественной любви. И не просто сотворил и удалился, а сохраняет, заботится и действует в нем Своим благим Про- мыслом. Как вы думаете, в чем проявляется Его Промысл в мире и в нашей жизни? (Обсуждение.)
Мы называем Бога Премудрым Творцом, Создателем, Промыслителем. Первая книга Библии – «Бытие», ее начальные главы говорят о том, как совершилось творение Богом мира. Скажем главное: Бог сотворил невидимый нам ангельский мир и наш видимый мир. Вершиной всего творения явился человек, сотворенный по образу Божию. Последнее очень важно. Человек есть образ Божий, и это значит, что он похож на Бога. Чем? Как мы уже отметили, Бог вечен, и человек имеет бессмертную душу; Бог Премудр, и мы разумны; Бог абсолютно свободен, и человек обладает свободной волей; Бог – Творец, и мы имеем способность к творчеству и созиданию; Бог – Вседержитель, обладает властью над Вселенной, и человеку дана Им власть обладать и владычествовать над землей. Человек призван раскрывать, реализовывать в себе черты образа Божия и уподобляться Богу в нравственных качествах: в милосердии, любви к Богу и другим людям, в заботе обо всем мире. Человек был создан совершенным, не имевшим греха, но ему еще предстояло возрастать духовно и достичь богоподобия. Его совершенство не было абсолютным, но предполагающим возможность дальнейшего совершенствования.
Однако если человек создан таким совершенным, откуда же тогда взялось то рабство греху, о котором говорит апостол Павел? И откуда вообще в мире зло, если Бог все создал благим? Источником зла является неправильное употребление данной Богом разумным существам – ангелам и людям – свободной воли. А что такое вообще зло? Это искажение, разрушение истинного, правильного порядка вещей, определенного Творцом. Основа этого порядка состоит в том, чтобы чтить, любить и слушать Бога как и основа порядка в отношениях между малолетними детьми и родителями состоит в том, чтобы их чтить, любить и слушаться их мудрого родительского слова. Можно свободно принять или отвергнуть этот порядок. И зло начинается тогда, когда отвергается, разрывается союз доверия, верности и любви к Богу. Так произошло и с частью ангелов, главный из которых из светлого Ангела по своей гордыне, по своей вражде против Бога превратился в темного падшего духа, дьявола, сатану; а посредством его злого действия так произошло и с первыми людьми: Адамом и Евой. Как вы, наверное, знаете, жилищем первого человека Адама и его жены Евы был райский сад – Эдем. Нам трудно представить их жизнь. Она была иной. Но мы знаем, что человек имел все, что ему было необходимо и центром его жизни был Бог, через доверительные отношения и общение в любви с Которым он бы духовно возрастал и уподоблялся Богу.
Для воспитания свободной воли человека в добре Бог дает ему заповедь «от всякого дерева ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 1, 16–17). Сначала Ева вступила в разговор в раю с дьяволом в образе змея, который возбудил в ней недоверие к Богу. Он убеждал ее, что если люди вкусят плоды с дерева познания добра и зла, то не умрут, но будут знать добро и зло и будут, как боги. Ева прельстилась этим обещанием и видом плодов и ела их; Адам вместо того, чтобы предотвратить и остановить происходящее, вкусил также плод по ее примеру. «Для человека стало смертоносным вкушение плода с дерева познания добра и зла, так как это было соединено с непослушанием воле Божией», а не потому, что сам плод был плохим или ядовитым. «Непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в Боге. Наименование «древо познания добра и зла» соответствует самому себе, потому что человек через это дерево познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей». У человека была возможность принести покаяние и восстановить отношения с Богом, но грех уже начал производить свои разрушительные действия; и Адам сказал Богу следующее: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3,12), фактически переложив всю вину на Бога и на жену.
Именно от этих событий произошло в первых людях повреждение, затронувшее все человеческое естество, которое мы, их потомки, наследуем. Видимым проявлением этого повреждения является, в частности, то, что нас постоянно, как магнитом тянет ко злу, что в каждой ситуации мы вынуждены делать трудный нравственный выбор. Также как следствие греха человека в мир вошла смерть. Те нестроения, которые мы видим в природе и мире, тоже являются следствием грехопадения человека, своего царя и владыки.
Нередко возникает вопрос, мог ли Всеведущий и Всеблагой Бог предотвратить то событие, которое мы именуем грехопадением? Он дал человеку все возможности, чтобы оно не произошло, но Бог не может нас заставить Его любить и слушать.
Грехопадение первых людей пагубно отразилось на них самих и на всем сотворенном Богом материальном мире. И что же дальше? Каков выход? Выход предлагает Бог. Подобное врачуется подобным. Поэтому через определенное время Бог – Второе Лицо Пресвятой Троицы – Бог Сын, Господь Иисус Христос, становится человеком, чтобы спасти нас. Как мы уже сказали, об этом повествуют Евангелия.
В следующий раз мы продолжим разговор о главных истинах нашей веры. А теперь давайте прочитаем сам Символ веры. Первый раз его прочту я, а второй раз – каждый из вас по одному фрагменту. Как видите, их 12, они именуются членами. (Читается Символ веры.) Прошу вас, возьмите себе за правило с сегодняшнего дня ежедневно прочитывать Символ веры.
Мы сейчас говорили о Боге, о вере в Него. Поразмышляйте, пожалуйста, в течение этой недели, Кто для вас Бог? Как можно встретить Бога в своей жизни? Как можно увидеть в ней Его действия?
6. О молитве.
Наша сегодняшняя беседа постепенно подходит к завершению. Хотелось бы закончить ее, сказав несколько слов о молитве. Мы начали с нее нашу встречу. Мы уже говорили, что молитва – это наша возможность обратиться к Богу. Как отношения между людьми невозможны без общения, так и с Богом невозможно установить отношения без личного обращения к Нему. С чем мы можем обратиться к Богу? С просьбой? С просьбой о чем? А еще с чем? Можем поблагодарить? За что? Можем выразить к Нему свое отношение? Каким образом?
В вашей памятке приведены некоторые молитвы, которыми Церковь обращается к Богу. Главная из них та, которую оставил Сам Господь Иисус Христос. Это «Молитва Господня» или по-другому – «Отче наш» (краткое пояснение к Молитве Господней).
Мы можем обращаться к Богу и своими словами, но Церковь нам дает высокие образцы молитвы, которые нам важно положить в основу нашей молитвенной практики.
Вместе с чтением Символа веры важно, чтобы молит- венное обращение к Богу, пусть даже краткое, как приведено в памятке, стало для нас ежедневным. Таким образом будет поддерживаться наша связь со Христом. Важно утром освятить молитвой свой день и вечером молитва становится итогом дня.
7. Ответы на вопросы.
8. Молитва.