- 6-
Власть - важнейший компонент деятельности организации. Основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.
Основные формы власти:
По своей ориентированности на определенный характер действий руководители делятся на активных (стремятся к расширению своей власти, но также действуют во имя достижения общего блага) и пассивных (сохраняют любой ценой свои позиции в организации и оказываются ориентированными на себя).
По способам действий пассивных руководителей разделяют на две группы:
- «Мастера» - используют тотальный контроль за своими подчиненными;
- «Люди компании » - создают впечатление бурной деятельности, но не вмешиваются в реальные процессы.
По способам действий активных руководителей разделяют также на две подгруппы:
1. Ориентированные на себя:
· «Борцы с джунглями » - стремятся к безраздельной власти и воюют против всех, используя в этой войне своих подчиненных. Причем это либо «львы »
(действующие в открытую) либо «лисы» (занимающиеся интригами).
· «Игроки » для них представляет интерес получения должности, поэтому на практике они больше разрушают ради сиюминутной выгоды, чем создают.
2. Ориентированные на организацию:
· «Открытый » тип руководителя, стремятся к власти ради преобразований в интересах общего блага.
Существует также двухмерный подход к видам руководства:
- Сконцентрированное вокруг начальника - руководителя;
- Сконцентрированное вокруг подчиненных.
Но одной из важнейших проблем управления является проблема лидерства. Среди всех исследований о лидерстве можно выделить три аспекта: люди, влияние и цели. Лидерство динамично и связано с использованием власти.
В практике управления лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти (власть связи, власть над ресурсами, власть вознаграждения) для превращения созданного для других видения в реальность. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Поскольку лидер отражает интересы коллектива, он является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях лидер может вступить в конфликт с администрацией. Бороться с этим явлением практически невозможно, так как давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние администрации, необходимо в таком случае идти на какие-то компромиссы.
Под стилем руководства мы будем понимать совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов. Конкретных методов управленческого воздействия существует великое множество. В аналитических целях обычно различают три основных типа:
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ – основывается на отдаче подчиненным приказов без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. При этом руководитель определяет не только содержание
заданий, но и конкретные способы их выполнения, отдает предпочтения наказаниям, официальному характеру отношений.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – предполагает, что руководитель доверяет подчиненным, интересуется их мнением по большинству решаемых вопросов, дает возможность их обсуждать, прислушивается к советам, поддерживает с ними полуофициальные отношения.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ МЕТОД СТИЛЬ – состоит в том, что руководитель сводит к минимуму свое вмешательство в нее, предоставив подчиненным самостоятельно решать большинство проблем, и таким образом эти методы являются пассивными.
- 7 -
Конфликт – это процесс, в результате которого один человек (группа людей) испытывает раздражение или недовольство по отношению к другому человеку или группе людей обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.
С точки зрения природы возникновения конфликтной ситуации рассматривают три основных вида конфликтов:
· Конфликт целей – участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
· Конфликт познания – участвующие стороны имеют разные мысли, идеи и взгляды по решаемой проблеме.
· Чувственный конфликт – у участников различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей.
Конфликт представляет собой неизбежного спутника жизни любой организации. И руководитель в среднем тратит около 20% своего времени на их разрешение.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними.
К внутренним конфликтам относят внутриличностные конфликты, которые обусловлены противоречием человека с самим собой (выбор вариантов решения, неоднозначность восприятия ситуации и средств).
К внешним конфликтам относят:
- Межличностные конфликты,на 75 – 80% порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров.
- Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.
- Межгрупповые конфликты – обусловлены борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния. Имеют профессионально-производственную, социальную или эмоциональную основы.
Несмотря на то, что конфликт воспринимается большинством людей как негативный фактор, которого следует избегать, на самом деле, в случае правильного управления конфликт обладает определенным положительным потенциалом для организации.
Конфликт не происходит мгновенно, этот процесс проходит несколько этапов, на каждом из которых по-своему можно разрешить конфликтную ситуацию.
1. Возникновение конфликтной ситуации, при котором интересы сторон вступают в противоречие друг с другом. Такая конфликтная ситуация может со временем исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, породивший ее. Но может обостриться под воздействием инцидента.
2. Инцидент – может закончиться по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов.
3. Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Если оппоненты теряют самоконтроль их необходимо разъединять.
4. Завершение конфликта. Возможна перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления и т.д.), может произойти распад и обновление коллектива, кадровые перестановки, может быть найден «козел отпущения».
Единого способа разрешения конфликтов не существует. Необходимо производить анализ конфликтов и предшествовавших им событий. В случае возникновения таких признаков отсутствия конфликтов, как апатия или недостаточность творчества, необходимо выполнить стимулирование конфликтов. Это можно сделать путем создания подходящих условий для возникновения конфликта.
С другой стороны, когда уровень конфликтов приводит к нарушению работы предприятия, необходимо применить один из методов устранения конфликтов.
Выделяют 5 стилей управления конфликтными ситуациями в организации:
Название стиля | Характеристика стиля | Пословица |
Избегающий | Стороны мало заинтересованы в разрешении конфликта, но пытаются сохранить между собой видимость хороших отношений (возможно или осмысление ситуации или затягивание конфликта). | Не лезь на рожон. |
Силовой | Соперничество приводит к желанию обладателя более высокого ранга решить конфликт силовыми приемами (запугивание, шантаж) в свою пользу. | Топни ногой там, где хочешь стоять. |
Компромиссный | Достигается соглашение в рамках которого выгоды и потери делятся примерно поровну. Но это не всегда приводит к полному разрешению конфликтов. | Чтобы получить, нужно поделиться. |
Сотруднический | Поиск и устранение причин конфликта в рамках добровольного сотрудничества сторон. | Одна голова хорошо, а две лучше. |
Примиренческий | Оппоненты идут навстречу друг другу, оказывают дружескую помощь. | Лучше отдавать другим, чем получать самому. |