Вставить часть про экскурсии




Проектирование литературной экскурсии по г. Екатеринбург

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Организация экскурсионного обслуживания»

ЮУрГУ–43.03.02.2018.259.ПЗ КР

 

 

Нормоконтролер, ст.преподаватель Руководитель, к.п.н., доцент

______________ М.Н. Малыженко ________ Ю.А. Сыромятникова

______________ 2018 г. ___________2018 г.

 

Автор работы студент

группы СТ-351

___________ Д.С. Малых

____________ 2018 г.

Работа защищена с оценкой

__________________

___________________2018 г.

 

 

Челябинск 2018

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Институт спорта, туризма и сервиса

Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис»

Направление 43.03.02 – Туризм

 

Утверждено

протоколом № 2 заседания кафедры от 21.09.2018 г.

 

З А Д А Н И Е

на курсовую работу студента

Малых Дарьи Сергеевны

 

Группа СТ-351

1 Дисциплина Организация экскурсионного обслуживания

2 Тема работы Проектирование литературной экскурсии по г. Екатеринбургу

3 Срок сдачи студентом законченной работы 03.12.2018 г.

 

4 Перечень вопросов, подлежащих разработке

 

характеристика сущности литературных экскурсий, обоснование идеи литературной экскурсии по Екатеринбургу, маршрут и описание экскурсии, методическая разработка литературной экскурсии по Екатеринбургу (технологическая карта, нитка маршрута с перечнем объектов, карточки объектов, контрольный текст экскурсии, портфель экскурсовода)

 

Руководитель работы ______________________ /Ю.А. Сыромятникова/

(подпись)

Студент ______________________ /Д.С. Малых/

(подпись)


 

АННОТАЦИЯ

Были даны определения понятий экскурсия и более дательно рассмотренны литературные экскурсии

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….  
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО Г. ЕКАТЕРИНБУРГ  
  1.1 Литературная экскурсия: определение, виды, задачи  
  1.2 Идея литературной экскурсии по г. Екатеринбург  
  1.3 Характеристика литературной экскурсии по г. Екатеринбург  
  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО Г. ЕКАТЕРИНБУРГ  
  2.1 Технологическая карта литературной экскурсии по г. Екатеринбург  
  2.2 Нитка маршрута и карточки объектов………………………….………...  
  2.3 Контрольный текст экскурсии ……………………………………………  
  2.4 Портфель экскурсовода …………………………………………………...  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...  
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...  
  ПРИЛОЖЕНИЕ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ А. Презентация на CD–R    

 

ВВЕДЕНИЕ


 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

1.1 Литературная экскурсия: определение, виды, задачи

Вставить часть про экскурсии

Определений слова «экскурсия» существует множество. Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Б.В. Емельянов дал этому понятию следующее определение: «Экскурсия ­– это целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений».

Специфика любой экскурсии заключается в единстве показа и рассказа. И если отсутствует показ, то этот вид культурно-просветительной и учебной работы, каковой является экскурсия, перестает ею быть, а превращается в лекцию или беседу. В первичности показа состоит специфика экскурсионного метода. Но лишенная глубокого анализа, пояснений, объяснений увиденного экскурсия предстанет перед ее участниками просто осмотром достопримечательностей. Сущностью экскурсии является органическое неразрывное единство в ней показа с рассказом.

К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, в так называемый портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно классифицировать как производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п.

Литературные экскурсии составляют особый сегмент современной повседневной культуры. В нем активно взаимодействуют литература, история, география, взаимно обогащая и дополняя друг друга через любовь человека к своей родине, к месту, где он родился и вырос и к которому испытывает чувство врожденной гордости и соучастия в его исторической судьбе.

Литературная экскурсия создает особый культурный контекст, в котором история края наполняется особым духовным и просветительским содержанием. Актуализируя интерес к художественному творчеству, воссоздавая культурный ландшафт края в его неповторимой художественной выразительности, литературные экскурсии позволяют по-новому увидеть и оценить историю края. Эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Меняется даже восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения в экскурсионном маршруте приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Также меняется и семантика повседневного пространства: знакомые улицы начинают говорить языком литературных произведений.

Литературные экскурсии обогащают человека духовно и доставляют ему эстетическое наслаждение. (3 Литературные экскурсии М. А. Соловьёва)

По содержанию они делятся на следующие группы:

· литературно-биографические, или монографические;

· историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской и советской литературы, или обзорные;

· литературно-художественные, или поэтико-текстовые, знакомящие с местами, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

По месту проведения литературные экскурсии бывают городскими, загородными по литературным заповедникам

Литературная экскурсия создается в том случае, если городе достаточно объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя и если в его произведениях описываются улицы, переулки, дома. При подготовке экскурсии работа начинается со сбора текстового материала, затем ведутся поиски объектов. Выявлять объекты не всегда просто, особенно если экскурсия посвящена писателям прошлого. В этом случае необходимо обращаться к справочникам, архивным материалам.

Маршрут литературно-биографических экскурсий строится по хронологическому принципу, историко-литературных – по хронолого-тематическому, поэтико-текстовых – всегда по тематическому.

При составлении маршрута литературных экскурсий необходимо тщательно подобрать последний объект, который позволил бы подвести итог экскурсии. Он должен быть внешне броским, эффектным и запоминающимся.

Материал экскурсии делится на общий и локальный. Под общим материалом понимается материал, относящийся к теме, а под локальным – материал, связанный непосредственно с жизнью и творчеством писателя. Применительно к тексту художественных произведений под локальным материалом понимают такое художественное произведение или отрывок из него, в котором нашли описание данный район, здание, город, парк, т. е. объекты экскурсии.

При создании экскурсии необходимо найти локальный материал, ибо именно он связан со зрительными впечатлениями, что удовлетворяет основному требованию методики проведения экскурсии – сочетанию показа с рассказом. Если экскурсовод не пользуется методом показа, экскурсия превращается в пересказ статей, книг, оторванный от дома, улицы, района, ради знакомства с которыми экскурсанты прибыли сюда. Показывая объект, экскурсовод неоднократно должен обращать вниманий на его отдельные детали, увязывая показ этих деталей с рассказом о событиях, связанных с ними.

Чем больше в экскурсии будет использовано локального материала, тем выше ее познавательная ценность. Большой творческой удачей экскурсовода можно считать те места в рассказе, в которых строки из произведения «ложатся» на тот уголок города, дом, аллею парка, которые видят экскурсанты.

В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателям. Показ мятников имеет свои особенности: не следует увлекаться подробным искусствоведческим анализом, гораздо важнее раскрыть существенные стороны творчества писателя, т. е. показ памятника следует вести только в литературном плане.

В литературной экскурсии объектов для показа обычно немного, а внешний облик зданий, где жили, работа писатели, издавались их произведения, как правило, скромен. Экскурсовод должен так показать эти памятные места так, чтобы экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. Это возможно только в случае, если экскурсовод сумеет увязать своеобразие района, ландшафта, здания, интерьера с отдельными фактами биографии писателя, отрывками из его произведений, связанных с данным памятным местом. При этом нельзя обойтись без приемов воссоздания (реконструкции) обстановки и событий, локализации событий, без наглядного материала, в частности фотоиллюстраций. На фотографиях и рисунках могут быть изображены памятные места, какими они были при жизни писателя, портреты писателя и близких ему лиц, сыгравших в его жизни определенную роль, иллюстрации к произведениям писателя.

Особенно тесно показ переплетается с рассказом при посещении литературно-мемориальных музеев, где все экспонаты непосредственно связаны с жизнью и творчеством писателя. В городских литературно-биографических и историко-литературных экскурсиях литературно-мемориальные музеи являются одним из самых главных объектов. Однако в городских экскурсиях посещение музеи должно вплетаться в хронологическую канву рассказа, и поэтому в музее показываются только те залы или экспонаты, которые связаны с периодом жизни и творчества писателя, освещаемым в экскурсии. К примеру, экскурсия «Достоевский в Москве» начинается с посещения музея, где показываются только комнаты, в которых проходили детство и юность писателя. В последующих залах, отражающих жизнь Ф. Достоевского в Петербурге и за границей, происходит выборочный показ тех витрин, которые имеют отношение к теме экскурсии «Достоевский и Москва». Экспозиция же музея отражает весь жизненный путь писателя.

В экскурсиях поэтико-текстовых посещение музея нежелательно, ибо в них дается не биографический материал, а поэтический пересказ произведений писателя (поэта), в которых изображен город.

Рассказ на литературной экскурсии строится на основе многочисленных разрозненных фактов, которые объединяются логическими переходами. Большую роль в построении связного, четкого рассказа имеет выбор справок, которые сообщаются на переездах от объекта к объекту. Справки должны относиться к теме и не должны нарушать хронологическую канву повествования. В частности, в экскурсии, посвященной одному писателю, не следует давать справки о зданиях, связанных с жизнью и творчеством других писателей.

Во всех экскурсиях на литературные темы широко используется цитирование художественных произведений. Цитаты должны быть небольшими (3–4 стихотворные строфы, 6–10 фраз из прозы), но яркими и запоминающимися. Часто в рассказе экскурсовод прибегает к приему литературного монтажа, особенно в экскурсиях на литературно-художественные и поэтико-текстовые темы.

Широкое использование в экскурсиях литературных произведений обусловливает повышенные требования к культуре речи, дикции экскурсовода, умению читать стихи. Обеспечить эффективное проведение литературной экскурсии, где все строится на слове, на умении показать памятное место, ввести слушателя в творческий мир писателя, можно лишь при глубоком знании материала и свободном владении им. (1 Емельянов Б.В.)

1.2 Идея литературной экскурсии по г. Екатеринбург

С течением времени всё претерпевает изменение. Изменяется даже то, что остаётся, согласуя себя с новыми реалиями. Внимание к книге и чтению книг в мире, заполненном средствами массовой информации и ежедневной суетой, по сравнению с прошлым незаслуженно уменьшается.

В эпоху формирования глобального информационного общества и стремительных социальных изменений чтение важно как никогда. Оно становится одним из ключевых инструментов освоения информации и знаний, образования, повышения культурной компетентности и поэтому нуждается в целенаправленной поддержке.

Сегодня роль чтения в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема, а снижение интереса к чтению не определяется как деструктивный феномен в жизни социума

В современной России, как и в других странах, интерес к чтению заметно понизился. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской культуры. Как подчёркивают разработчики «Национальной программы поддержки и развития чтения», страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Этому способствует и конкуренция телевидения, мультимедийных форм, и, особенно, Интернета.

Чтение – один из надёжных механизмов социализации человека, его приобщения к идеям, ценностям и нормам, в которых нуждается общество. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Чтение – это еще и важнейшее средство сохранения интеллектуального и культурного потенциала общества, это культурная память нации.

Для выхода из создавшегося критического положения требуются неординарные усилия со стороны всех институализированных структур как гражданского общества, так и государства. Совершенно очевидно, что привитие навыков к чтению как базовой образовательной компетенции и тем более любви к чтению, как жизненной потребности, в решающей степени зависит от семьи и от школы, составляющих важнейшие социальные институты. (По материалам Инфоуроков для библиотекарей)

Привитию любви к чтению способствуют так же различные культурно-образовательные программы. В том числе и литературные экскурсии, посвященные биографии великих писателей, раскрывающие определенные периоды развития русской и советской литературы и, знакомящие с местами, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

Идея литературной экскурсии по городу Екатеринбург как раз и состоит в том, чтобы показать жителям и гостям город, с точки зрения его литературного наследия, привить и пробудить интерес и любовь к литературе, самому чтению и истории и познакомить туристов с Екатеринбургом через знакомство с писателем.

В теме содержатся 3 подтемы, раскрывающие сущность работы.

Подтема 1: литературная жизнь Екатеринбурга. Екатеринбург один из крупнейших городов России. Он имеет довольно интересную и разнообразную литературную жизнь. Начиная со средних веков, в городе и его окрестностях рождались и творили гении литературы. В городе и по сей день происходит множество событий, связанных с литературой, это лекции, встречи с писателями, акции, выставки и так далее.

Подтема 2: знаменитые поэты и писатели, связанные с городом.

В Екатеринбурге проездом были писатель-демократ А. Н. Радищев, поэт В. А. Жуковский, А. П. Чехов. В городе родился и провел свое детство Ф. М. Решетников. В Свердловск приезжали Д. Бедный и В. В. Маяковский. Здесь жил и работал в редакции газеты «Уральский рабочий» А. П. Гайдар. Свердловск посещали многие советские писатели и поэты.

Но особенно прочно с городом связаны жизнь и творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка и П. П. Бажова.

С городом Екатеринбург Мамина-Сибиряка связывает очень многое. Здесь он написал свои самые крупные произведения, здесь произошли самые значительные события в его личной жизни. К Екатеринбургу у писателя было особое отношение. «У каждого человека, – писал он, – есть известная слабость, одному нравится Миргород, другому – Царево-Кокшайск, третьему – Ардатов, а мне больше всех других городов – Екатеринбург. Если хотите, это даже своего рода патриотизм – чувство, похвальное в каком угодно смысле».

Более 60 лет жизни П. П. Бажова связано с Екатеринбургом – Свердловском. Он приехал из Сысерти в Екатеринбург в 1889 году, где и поступил в духовное училище.

Многим свердловчанам, да и не только свердловчанам, хорошо известен дом на углу улиц Большакова и Чапаева. В нем писатель прожил почти полвека.

В двадцатых – тридцатых годах Павел Петрович много работал в уральских газетах, был активным членом уральской писательской организации, и даже руководителем Свердловского отделения Союза советских писателей, которое помещалось в Доме литературы и искусства (улица Пушкинская, 12).

Свердловчане чтут память писателя. Его именем названы одна из центральных улиц и одна из библиотек города. (Ю.А.Буранов,)

Подтема 3: литературные места города.

Литературный квартал – уникальное место в центре Екатеринбурга. Вряд ли какой-то еще российский город может похвастаться целым кварталом, посвященным литературной жизни города и воспроизводящий город XIX-XX вв.

Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ) – один из крупнейших литературных музеев в России. В его состав входят сразу несколько музеев:

1. Литературно-мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка

Этот музей – старейший из музеев, входящих в ОМПУ. Именно он положил начало всему музейному комплексу.

Дом-музей величайшего в истории Урала писателя – Д.Н. Мамина-Сибиряка – был открыт 1 мая 1946 года.

Этот дом был куплен писателем в 1885 году за гонорар от романа «Приваловские миллионы». Здесь жили мать писателя Анна Семеновна, его сестра Елизавета и старший брат Николай. Сам Дмитрий Наркисович жил неподалеку в доме своей жены Марии Алексеевой, но очень часто заходил в гости.

В восьми комнатах дома разместились экспозиции, рассказывающие о жизни Мамина-Сибиряка. В музее представлены личные вещи писателя, письма, рукописи, издания книг, фотографии, мебель.

2. Музей «Литературная жизнь Урала XIX века».

Музей расположен в доме, который ранее принадлежал Марии Якимовне Алексеевой – жене писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. В этом доме писатель прожил несколько лет. В музее можно увидеть документы, рассказывающими об известных екатеринбуржцах – современниках Мамина-Сибиряка, о театральной и музыкальной жизни города того времени.

3. Музей «Литературная жизнь Урала XX века».

Музей расположился в узорчатом тереме – памятнике архитектуры деревянного зодчества, построенном в стиле модерн. В музее действуют различные выставки, связанные с творчеством писателей Урала XX века.

4. Дом-музей Ф.М. Решетникова.

В доме 1840-х годов постройки разместились экспозиции, рассказывающие о жизни и творчестве писателя Ф.М. Решетникова, а также о быте того времени и почтовой службе XIX века. Дело в том, что писатель родился в семье почтового служащего. Долгие годы в доме размещались почтовые службы.

Во дворе на территории музея находится действующая кузница. Здесь воспроизведены ямщицкая, конюшня, каретный сарай.

5. Музей кукол и детской книги «Страна чудес».

Единственный в мире музей, сочетающий коллекцию кукол и книг. В нем представлено большое количество литературных персонажей, выполненных в виде кукол. Также здесь можно посмотреть редкие детские книги XIX и XX веков. Отличный музей для посещения с детьми.


 

6. Мемориальный дом-музей П.П. Бажова.

В этом доме жил советский писатель Павел Петрович Бажов. Именно в этом деревянном одноэтажном домике написаны самые известные произведения Бажова, в том числе сказы из «Малахитовой шкатулки» и повесть «Дальнее-близкое». Здесь писатель жил с 1923 года и вплоть до конца своих дней. Музей П.П. Бажова был открыт в 1969 году. Посетители увидят кабинет писателя, его произведения, рукописи, фотографии и многое другое.

Помимо объединенного музея писателей Урала, в Екатеринбурге много различных мест, связанных с литературой. А. П. Чехов по пути на Сахалин останавливался в Американской гостинице, что на Покровском проспекте, на Вознесенской горке расположился красавец Харитоновский дворец, где снимал квартиру В. А. Жуковский, далее Деловой клуб, в котором звучал громовой голос В. В. Маяковского и где отмечал свой 70-летний юбилей П. П. Бажов.На улице Клубной располагается памятная доска, посвященная пребыванию в Екатеринбурге декабристов.Замечательный памятник А. С. Пушкину, установленный в честь его 200-летия, открывает Литературный квартал. В ста метрах друг от друга, на главной пешеходной достопримечательности города –

Плотинке, находятся бюсты двух самых известных писателей Екатеринбурга: П.П. Бажова и Д.Н. Мамина-Сибиряка. В парке имени В.В. Маяковского расположилась Аллея писателей, на которой установлены бюсты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. С. Грибоеда, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и А. П. Чехова. В годы Великой Отечественной войны в городе жили эвакуированные писатели: М.С. Шагинян, А.Л. Барто, А.Я. Коц, А.А. Караваева, О.Д. Форш и др. На Пушкинской 12 стоит Дом писателя, где находятся два творческих Союза, Ассоциация, здесь проходят знаменитые поэтические марафоны и работает издательство.

 

 


 

1.3 Характеристика литературной экскурсии по г. Екатеринбург

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

2.1 Технологическая карта литературной экскурсии по г. Екатеринбург

Отрезки экскурсии представлены в технологической карте (таблица 1).

Тема экскурсии: Литературная экскурсия по г. Екатеринбург

Продолжительность (ч): 1,5

Протяженность (км): 7,1 км

Автор-разработчик: Малых Дарья Сергеевна

Содержание экскурсии:

Маршрут экскурсии:


 


Участки (этапы) по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке дороги Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра в минутах Основное содержание информации Указание по организации Методические указания
             
Плотина городского пруда Бюст П.П. Бажова Бюст П.П. Бажова   Начало жизни писателя    
             
             
             

 

 


 


2.2 Нитка маршрута и карточки объектов

Нитка маршрута представлена на рисунке 2.2.1, карточки на рисунках 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7.


Рисунок 2.2.1 – Нитка маршрута

– Начало экскурсии;

– Конец экскурсии.

1. Бюст П.П. Бажова;

2. Дом-музей П. П. Бажова;

3. Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка;

4. Музей «Литературная жизнь Урала XIX века»;

5. Музей кукол и детской книги «Страна чудес»;

6. Бюст Д.Н. Мамина-Сибиряка.

 


 

Начало маршрута: бюст П.П. Бажова на плотине Городского пруда на р. Исеть

Маршрут экскурсии: бюст П.П. Бажова на плотине Городского пруда на реке Исеть, Мемориальный дом-музей П. П. Бажова, Литературно-мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка, Музей «Литературная жизнь Урала XIX века», Музей кукол и детской книги «Страна чудес»???, бюст Д.Н. Мамина-Сибиряка на плотине Городского пруда на реке Исеть.

Конец маршрута: Бюст Д.Н. Мамина-Сибиряка на плотине Городского пруда на реке Исеть.

Рисунок 2.2.2 – Бюст П.П. Бажова

1. Наименование: бюст Павла Петровича Бажова.

Местоположение: плотина Городского пруда на реке Исеть, проспект Ленина.

Время возникновения: 11 марта 1958 года.

Автор: скульптор М. Г. Манизер и архитектор А. П. Великанова.

Краткая история объекта:

Литература: Путеводитель по Екатеринбургу и Свердловску, Иванова Полина, 351


 

Рисунок 2.2.3 – Дом-музей П. П. Бажова

2. Наименование: Мемориальный дом-музей П. П. Бажова.

Местоположение: ул. Чапаева, 11, Екатеринбург.

Время возникновения: дом был построен самим писателем в 1911 году.

Автор: Павел Петрович Бажов

Краткая история объекта: В 1911 году, когда Павел Петрович женился на Валентине Александровне Иваницкой, был куплен за недорогую цену новый свежий сруб, и началось строительство дома, спланированного самим писателем. В нем он и жил с перерывами до самой своей смерти в 1950 году. В этом доме родились знаменитые бажовские сказы.

В настоящее время в доме П. П. Бажова открыт мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству писателя.

Литература: Ю.А.Буранов, В.А.Пискунов

СВЕРДЛОВСК

Экскурсии без экскурсовода


 

Рисунок 2.2.4 – Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка

3. Наименование: Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка

Местоположение: ул. Пушкина, 27, Екатеринбург

Время возникновения: 1840–1860 гг.

Автор: неизвестен

Краткая история объекта: дом писатель купил у вдовы А. Ф. Сушиной в 1885 году. Здесь поселились мать писателя А. С. Мамина, его сестра Лиза и старший брат Николай.

Дом принадлежал Д. Н. Мамину-Сибиряку и после его отъезда в Петербург в 1891 году. Здесь остались члены его семьи.

После смерти Дмитрия Наркисовича дом стал принадлежать его дочери Елене. Она прожила недолгую жизнь, скончавшись через два года после смерти отца в возрасте 22 лет. Незадолго до смерти Аленушка составила завещание, по которому дом после смерти ближайших родственников переходил городу.

В 1946 году в этом здании был открыт музей.

Литература: официальный сайт Объединенного музея писателей Урала https://www.ompural.ru/muzei-i-otdely-obedinenija/literaturno-memorialnyj-dom-muzej-d-n-mamina-sibirjaka/istoricheskaja-spravka/

Рисунок 2.2.5 – Музей «Литературная жизнь Урала XIX века»

4. Наименование: Музей «Литературная жизнь Урала XIX века»

Местоположение: ул. Толмачева, 41, Екатеринбург

Время возникновения: неизвестно

Автор: неизвестен

Краткая история объекта: по этому адресу находился дом Марии Якимовны Алексеевой - первой жены Д. Н. Мамина-Сибиряка (бывш. Колобовская улица, 41).

В 1879 году он переезжает в дом М. Я. Алексеевой (Колобовская улица, 41). Здесь были написаны многие произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В доме Алексеевой писатель работал и над романом "Приваловские миллионы". На последней странице последнего варианта романа рукой Мамина-Сибиряка помечено: "Кончена эта рукопись в Екатеринбурге, в Колобовской улице, в доме Алексеевой, 1883г. 2 сентября в 1 час. 34 минут пополудни".

В доме бывали представители прогрессивной общественности Екатеринбурга. Здесь по вечерам собирался так называемый "маминский кружок".

Музей открыт 21 июня 1996 года.

Литература: официальный сайт Объединенного музея писателей Урала https://www.ompural.ru/muzei-i-otdely-obedinenija/muzej-literaturnaja-zhizn-urala-xix-veka-/istoricheskaja-spravka/

Рисунок 2.2.6 – Музей кукол и детской книги «Страна чудес»

5. Наименование: Музей кукол и детской книги «Страна чудес»

Местоположение: ул. Пролетарская, 16, Екатеринбург

Время возникновения: неизвестно

Автор: неизвестен

Краткая история объекта: В доме с июня 1880 года до 19 августа 1883 года снимала квартиру семья Д. Н. Мамина-Сибиряка. Хозяйка дома Хиония Ивановна Черепанова сдавала Маминым угловую комнату, окна которой выходили на улицу и во двор.

Дмитрий Наркисович по этому адресу написал один из вариантов романа "Приваловские миллионы", повесть "Сестры", автобиографический рассказ "Фунтик", очерк "Наши инородцы".

В настоящее время в доме №16 располагается Музей кукол и детской книги "Страна чудес", где демонстрируются куклы, игрушки и детские книги, открытый 18 мая 2000 года.

Литература: официальный сайт Объединенного музея писателей Урала https://www.ompural.ru/muzei-i-otdely-obedinenija/muzej-kukol-i-detskoj-knigi-strana-chudes-/istoricheskaja-spravka/

Рисунок 2.2.7 – Бюст Д.Н. Мамина-Сибиряка

6. Наименование: Бюст Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Местоположение: плотина Городского пруда на реке Исеть, проспект Ленина.

Время возникновения: ноябрь 1987 года.

Автор: скульптор А. Г. Антонов и архитектор Б. А. Демидов.

Краткая история объекта:

Литература: Путеводитель по Екатеринбургу и Свердловску, Иванова Полина, 351

:

 

2.3 Контрольный текст экскурсии

Добрый день! Меня зовут Дарья, сегодня я ваш экскурсовод. Нам предстоит экскурсия по местам Екатеринбурга, связанным с литературной жизнью города.

Наше путешествие будет не очень продолжительным – 45 минут. И, что бы оно не затянулось, нам необходимо договориться о том, как будет проходить наша экскурсия. Постарайтесь во время переходов не отставать от группы, во время остановок, для того, что бы все могли услышать рассказ, удобнее будет встать полукругом. Во время автобусных переездов просьба не вставать с места и не передвигаться по транспорту. Давайте соблюдать безопасность!

Несомненно, в ходе экскурсии у вас возникнут вопросы. Свои вопросы вы сможете задать в конце нашей экскурсии. Именно в конце у меня будет достаточно времени, чтобы ответить в полном объеме на любой ваш вопрос по теме экскурсии.

Итак, наша экскурсия начинается с известнейшей пешеходной достопримечательности Екатеринбурга – Плотины, или как ее ласково называют екатеринбуржцы, Плотинка. Это сердце современного Екатеринбурга, центральная площадка для проведения всех городских праздников и гуляний. Она была построена в 1723 году для нужд завода, которому Екатеринбург обязан своим рождением. В наше время плотина выполняет только декоративную функцию.

Находясь здесь можно с легкостью представить как еще век назад по этим дорожкам гуляли и наслаждались видом, прямо как мы сейчас, знаменитые на весь Урал и Россию писатели: жившие здесь Бажов и Мамин-Сибиряк, бывавшие здесь проездом Чехов и Маяковский, эвакуированные в годы Великой отечественной войны Барто иКараваева.

Почему именно здесь началась наша экскурсия? Дело в том, что здесь установлены бюсты самых главных литературных деятелей екатеринбурга- Бажова и Мамина-Сибиряка.

Дорогие дамы и господа, рада представить вам одного из самых известных екатеринбуржцев – Павла Петровича Бажова.

Каждый человек, выросший на Урале, хоть раз, но слышал это имя.

Счастливая судьба Павла Бажова сложилась из сочетания удачи (вспоминается необходимый горным старателям «фарт», без которого малахитовую жилу не отыщешь) и удивительных особенностей его по-настоящему гармоничной личности.

Редко о каком человеке все знавшие его люди – дальние и близкие – вспоминают с такой полнотой любви и уважения, как о Павле Петровиче Бажове: казалось, он делал лучше все, к чему прикасался. И читаешь о нем будто о добром сказочном герое, которому присущи творческий талант, удивительное трудолюбие, бережная забота, способность любить, мужество, порядочность, скромность и желание служить людям.

Здесь Павел Петровича мы видим уже в преклонном возрасте, таким, как большинство из нас помнят его со страниц школьных учебников и книг.

Однако свой рассказ я начну с самого начала. Он родился 15 января 1879 года в Сысерти в семье рабочего горного мастера Петра Васильевича и рукодельницы Августы Стефановны Бажевых, да-да именно так звучит изначальная фамилия фольклориста.

В земской школе в Сысерти Паша был самым способным учеником. Однако, как Бажов вспоминал потом: «Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырехклассным образованием».

Школьный учитель выделил Пашу, а потом показал одаренного мальчика из рабочей семьи, который «всего Пушкина назубок знает», своему знакомому – ветеринару из Екатеринбурга Николаю Смородинцеву. Этот неравнодушный человек дал Бажову настоящую путевку в жизнь – возможность получить образование.

Вместо уральских деревень Павла ждал большой город Екатеринбург с настоящей железной дорогой, невиданными каменными домами в несколько этажей и бурной культурной жизнью.

Обучение (оно длилось четыре года) давалось Павлу легко: он переходил из класса в класс по первому разряду. А на каникулы отправлялся в родные края, где впервые услышал удивительные истории – полумистический-полубытовой старательский фольклор. Эти сказы (не сказки, но реальные – это особо подчеркивалось рассказчиком – истории «про старинное житье») занятно сказывал старик – сторож дровяных складов Василий Алексеевич Хмелинин, которого ребята называли «дедушка Слышко». Талантливый рассказчик, был одним из первых людей, заинтересовавших Павла народным творчеством. Фольклор стал одним из главных увлечений Бажова, собиравшего истории, сказы, легенды, пословицы, словесные обороты всю жизнь. До самой смерти дедушки Слышко Павел ездил в Полевское слушать истории о Медной горы Хозяйке, девке Азовке и Великом Полозе.

Эти же образы и отразили скульптор Манизер и архитектор Великанова в постаменте, сделанного в виде каменного цветка, который не раз встречается в сказах Бажова, к тому же лицевая сторона пьедестала украшена гравировкой в виде цветка, что стало своеобразным символом творчества Павла Петровича.

На этом я прерву свой рассказ и попрошу вас пройти в автобус. Еще раз напоминаю, что во время передвижения по автобусу запрещено передвигаться, попрошу вас соблюдать правила безопасности и пристегнуться ремнями безопасности.

Наша поездка продлится около 10 минут, в это время я прродолжу свой рассказ.

Отличник Павел Бажов после духовного училища получил место в духовной семинарии. Однако это означало, что его ждал переезд еще дальше от дома: пришлось отправиться в Пермь.

Блестяще – он был в тройке лучших выпускников – окончив основной курс семинарии, двадцатилетний Павел мог претендовать на бесплатное место в духовной академии (оно и было ему предоставлено). Но воспользоваться этой возможностью он посчитал нечестным: Бажов не только не был религиозен, он был настроен, скорее, против религиозных организаций и духовенства и уж точно революционно. Поэтому сначала он пытается поступить в светский университет, а когда эта попытка проваливается, выбирает стезю преподавателя.

Павла никак нельзя было назвать аполитичным: еще студентом он читал запрещенную литературу (как революционную и философскую, так и естественно-научную – труды Дарвина, например), разделял идеи народников, пламенно мечтал об освобождении простых людей от самодержавия. Молодой учитель Бажов участвовал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: