Основные вопросы:
1. Возникновение международного права, периодизация его истории
2. Международное право древний цивилизаций
3. Международное право периода Средних веков
4. Классическое международное право: основные черты, источники и отрасли. Вестфальский мирный договор 1648 г. Возникновение международных организаций. Кодификация законов и обычаев войны. Гаагские конференции 1899 и 1907 гг. Наука международного права этого периода.
5. Международное право ХХ в.: источники, принципы, особенности. Антивоенная и антиколониальная направленность. Возникновение новых отраслей. Лига Наций. Организация Объединенных Наций.
6. Развитие науки международного права в России. Вклад Ф.Ф. Мартенса, Г.И. Тункина, В.Э. Грабаря в науку международного права.
Практические задания:
1. Ознакомьтесь с небольшим отрывком из договора египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1296 г. до н.э.):
«Да будет прекрасный мир и братство между детьми детей великого царя хеттов и Рамсеса, великого царя Египта. Египет и страна хеттов да пребывают, подобно нам, в мире и братстве на все времена... Если пойдет какой-либо враг против владений Рамсеса, то пусть Рамсес скажет великому царю хеттов: иди со мной против него со всеми твоими силами... Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов... Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса... Все начертанное на серебряной доске, тысяча богов и богинь страны хеттов обязуются исполнять по отношению к тысяче богов и богинь Египта...»
|
Какие институты международного права закреплены в этом договоре? Какие институты международного права применялись в Древнем мире?
2. При проведении переговоров македонского царя Персея с римским легатом Марцием(II в. до н.э.) последний назначил место встречи на реке Пенее, в Фессалии. «Переговоры открылись спором о формальностях, кто первым должен перейти реку и с каким числом людей. Одни полагали, что надо отдать преимущество царскому достоинству, а другие- имени римского народа, тем более что о переговорах просил Персей. Марций разрешил спор шуткой, сказав, что сын должен подойти к отцу, а его звали Филиппом так же, как отца Персея».
Какое значение имели правила этикета в международных отношениях? Какое значение они имеют сейчас? Как мог бы быть разрешен данный спор в настоящее время?
3. По мнению известного русского ученого В.Н. Александренко, «Рим не признавал существования международного союза, в котором он был бы членом, равноправным с другими пародами... Рим заслуживает имя скорее патрона, чем повелителя мира... Политический эгоизм Рима исключал возможность правильного и постоянного международного порядка, на началах мирного сожития с другими народами основанного».
В чем заключаются особенности отношений Древнего Рима с другими народами? Можно ли утверждать, что эти отношения были основаны на международно-правовых началах? В чем проявляется влияние римской культуры на современное международное право?
4. Известный русский ученый проф. Д.И. Каченовский писал: думаю, что русский человек по складу своего ума очень способен понимать международные вопросы и, если захочет, найдет в себе спокойствие, нужное для основательного их решения. У нас нет исторических раздоров с Европою. Мы связаны с нею одними узами гражданственности... В просвещенном русском человеке нет национальной исключительности, нет веры в феодальные предания, нет особенной вражды тому или иному племени, какую мы находим на западе... Нас недаром считают на западе отличными дипломатами...».
|
Согласны ли вы с мнением Д.И. Каченовского? Зависит ли содержание и применение международного права от отдельного государства? В какой степени? Что позитивного внесла российская юриспруденция в науку международного права?
5. Известный немецкий ученый А.-В. Гефтер писал о международном праве: «Опираясь на взаимное, явное или, по крайней мере, безмолвное (подразумеваемое), согласие известного союза государств, это право находит свою силу в том общем убеждении, что каждый член союза, по основаниям материальным или нравственным, будет вынужден, при одинаковых обстоятельствах, действовать именно так, а не иначе... Из существующих прав это - самое свободное... Общественное мнение - вот его единственный орган и регулятор, а высший суд его - история, которая своим безапелляционным приговором утверждает право и, подобно Немезиде, карает его нарушения. Оно получает санкцию в том верховном порядке, который создал государство не для того, чтобы ограничить и замкнуть человеческую свободу в его пределах, но, чтобы раскрыть весь мир роду человеческому. Обеспечить путем взаимных сношений народов и государств прочное основание для всестороннего развития человечества - таково назначение, выполнить которое призвано международное право».
Согласны ли вы с автором? Почему международное право является самым свободным? Какие существенные изменения претерпело международное право в течение XX в.?