Командир отделения (машины) несет полную ответственность за техническое состояние и боевую готовность закрепленной за ним машины.
Он обязан: постоянно поддерживать боевую готовность машины; в совершенстве знать материальную часть закрепленной за ним машины, правила ее использования, технического обслуживания, хранения, и транспортирования, уметь использовать в соответствии с нормативно-технической документацией и техническими возможностями; уметь водить машину в различных условиях; знать обязанности всех членов экипажа и требовать беспрекословного их выполнения; принимать меры к пополнению боекомплекта, дозаправке эксплуатационными материалами и проведению необходимого технического обслуживания и ремонта; систематически проверять исправность вооружения, прицела, стабилизатора вооружения (приводов наведения), приборов наблюдения и средств связи; следить за содержанием в исправности и комплектности ЗИП машины и возимого табельного имущества; руководить экипажем (отделением) при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту машины; добиваться безаварийной эксплуатации машины, экономии горючего и смазочных материалов (при повреждении машины принимать меры к быстрейшему возвращению ее в строй); докладывать командиру взвода о состоянии машины, израсходованных моторесурсах, боеприпасах, горючем и смазочных материалах, а также предметах ЗИП; следить за соблюдением членами экипажа требований безопасности при проведении занятий на машине, выполнении работ по ее обслуживанию и ремонту; вести положенную индивидуальную документацию машины.
Механик-водитель (водитель) отвечает за техническое состояние и постоянную готовность машины к движению. Он обязан: в совершенстве знать устройство, технические возможности и правила использования машины; содержать машину в полной технической исправности и постоянной готовности к движению; уметь устранять неисправности в соответствии с нормативно-технической документацией; уметь водить машину в различных условиях, в том числе с использованием навесного оборудования и буксировании; применять различные способы самовытаскивания при застрявании машины; знать сроки и объем работ по техническому обслуживанию, уметь практически выполнять в установленные нормативы времени все виды технического обслуживания, текущий ремонт, дезактивацию и дегазацию машины; содержать в исправности и комплектности ЗИП; знать нормы расхода и порядка применения горючего и смазочных материалов, добиваться их экономии; перед каждым выходом проверять техническое состояние машины, заправку эксплуатационными материалами, знать их наличие.
|
Наводчик - оператор (наводчик пулемета) отвечает за состояние и постоянную готовность к использованию всего вооружения машины. Он обязан: в совершенстве знать вооружение машины, содержать его в боевой готовности; проверять исправность вооружения, прицела, стабилизатора вооружения, приборов наблюдения и средств связи; уметь устранять неисправности в соответствии с нормативно-технической документацией; уметь вести меткий огонь из вооружения машины с полным использованием технических возможностей машины, производить выверку прицельных приспособлений и приведение вооружения к нормальному бою; знать сроки и объем работ по техническому обслуживанию системы управления огнем, уметь практически выполнять в установленные нормативы времени все виды технического обслуживания и текущий ремонт; знать количество имеющихся боеприпасов, уметь осматривать их, готовить к стрельбе и укладывать их; перед каждым выходом проверять техническое состояние вооружения, заправку эксплуатационными материалами, знать их наличие.
|
Остальной личный состав отделения (десант БМП, БТР) обязан участвовать в проведении технического обслуживания машины. Как правило, он производит чистку и мойку ходовой части и корпуса машины, выполняет работы по обслуживанию десантного отделения. Весь личный состав отделения должен соблюдать требования безопасности при использовании, ремонте, эвакуации и транспортировании машины.
ВВОД БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
Ввод в эксплуатацию включает приемку воинской частью (подразделением) объектов бронетанкового вооружения и техники, поступивших после изготовления или ремонта (передачи другой воинской частью), в соответствии с установленными требованиями и в закреплении каждой машины за подразделениями и экипажами (расчетами), механиками-водителями (водителями).
О вводе вооружения и техники в эксплуатацию объявляется в приказе командира воинской части, в котором указываются: марки машин, заводской номер, подразделение, в которое они предназначаются; присваиваемый номер согласно строевому расчету; фамилии членов экипажа (расчета), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляются образцы, группа эксплуатации, остаток годового лимита расхода ресурса на календарный год, запас ресурса до очередного среднего или капитального ремонта на день ввода в строй. Номер и дата приказа, фамилии членов экипажа (расчета), водителя (механика-водителя) или других лиц, за которыми закреплены машины, заносятся в формуляры (паспорта) машин.
|
При поступлении в часть новых образцов БТВТ или образцов других марок с личным составом подразделений проводятся сборы, в конце которых у личного состава принимаются зачеты. Водители (механики-водители) при получении новых (других марок) машин проходят переподготовку. Машины к вводу в строй готовятся экипажами (расчетами) под руководством командиров взводов и заместителей командиров рот по вооружению. При этом проверяется техническое состояние, укомплектованность машины и устраняются все обнаруженные отказы и повреждения.
Торжественное вручение машин личному составу осуществляется, лично командиром части перед строем части с выносом Боевого знамени. При торжественном вручении зачитывается приказ о вводе машин в строй. Командир части принимает доклады командиров экипажей (водителей) о принятии машин и вручает им формуляры. Личный состав расписывается в формулярах и с этого момента несет личную ответственность за закрепленные машины. В случае невозможности проведения торжественного вручения или при вводе в эксплуатацию небольшого количества вооружения и техники их вручение может производиться командиром батальона (дивизиона) или роты (батареи) перед строем подразделения Использование машин до ввода их в строй запрещается.
К самостоятельной работе на машине допускаются военнослужащие, прошедшие установленный курс подготовки (доподготовки, переподготовки), имеющие удостоверение установленной формы и закрепленные за образцами приказом по части.
При перемещении механиков-водителей на машины других марок с ними проводятся переподготовка и прием экзаменов по особенностям устройства, технического обслуживания, вождения машин этих марок, о чем делается отметка в удостоверении механика-водителя и в военном билете.
Экипаж, как правило, должен весь срок службы проходить на одной машине. Необоснованные и не вызванные крайней необходимостью перемещения экипажа с одной машины на другую запрещаются. Смена экипажа машины, а также замена отдельных членов экипажа отдается приказом по части. Экипажу нового состава машина вручается командиром роты перед строем подразделения. Передача машины производится под руководством командира взвода. Принимающий командир экипажа докладывает командиру взвода о приеме машины, экипаж расписывается в формуляре.
Бронетанковое вооружение подразделяется на группы боевых и учебно-боевых машин, а бронетанковая техника - на группы строевых и учебно-строевых машин.
^
ПОДГОТОВКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Приведение БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) это этап их эксплуатации, включающий комплекс установленных в нормативно-технической документации работ по приведению машины в работоспособное (исправное) состояние.
Машины учебно-боевой, учебно-строевой групп эксплуатации содержатся в таком состоянии, которое обеспечивает их приведение в готовность к использованию по назначению (боевому применению) силами экипажей (расчетов, водителей) с привлечением ремонтных подразделений и частей в срок, установленный планами боевой готовности части. Как правило, объем работ по приведению БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) выполняется в парке.
Содержание работ по приведению БТВТ в готовность к использованию по назначению (боевому применению) включает: расконсервацию машины, проведение контрольного осмотра; подготовку к запуску, запуск и прогрев двигателя и агрегатов трансмиссии до температур, обеспечивающих возможность ее движения, проверка работоспособности (исправности) вооружения, средств связи, систем противопожарного оборудования, коллективной защиты и других конструктивных групп.
При подготовке к использованию машин учебно-боевой группы эксплуатации, как правило, проводятся дополнительные работы по увеличению запаса ресурса.
Работы по подготовке машин к использованию по назначению в частях постоянной готовности выполняются экипажами (расчетами) с привлечением специалистов ремонтно-восстановительных органов с использованием оборудования подвижных средств технического обслуживания и ремонта. В частях сокращенного состава и на базах хранения подготовительные работы выполняются бригадами механиков-водителей, с участием офицерского состава, с привлечением специалистов ремонтно-восстановительных органов и использованием оборудования подвижных средств технического обслуживания и ремонта.
^
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
Использование (боевое применение) включает нормированное применение БТВТ по назначению с соблюдением установленных режимов и с обеспечением параметров, указанных в нормативно-эксплуатационной документации. Использование БТВТ в боевых условиях осуществляется в соответствии с решением командира подразделения на бой с соблюдением технических норм и правил, а также требований безопасности. Использование БТВТ в мирное время осуществляется в соответствии с годовыми и месячными планами эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ.
Годовые нормы расхода моторесурса БТВТ устанавливаются приказами Министра обороны Российской Федерации. Во время боевых действий (при выполнении миротворческих задач, проведении специальных операций) моторесурсы расходуются по потребности, исходя из объема решаемых задач.
Учет расхода моторесурса машин ведется в подразделении в Книге учета работы машин, расхода горючего и масел” на основании оформленных путевых листов. Итоговые сведения о наработке машин ежемесячно переносятся в формуляры машин.
Ежедневное использование БТВТ осуществляется по наряду на использование машин. Основанием для составления наряда является месячный план эксплуатации и выхода в ремонт, заявки командиров подразделений и начальников служб, а также распоряжения командира части на внеплановый выход машин. Наряд составляется накануне дня выхода машин в эксплуатацию, подписывается заместителем командира части по вооружению, утверждается командиром части и передается дежурному по парку. Утвержденный командиром части наряд является основанием для выписки путевых листов. В конце рабочего дня наряд возвращается в техническую часть на хранение.
В частях постоянной готовности машины боевой группы эксплуатации используются для тактических (тактико-специальных) учений. Машины учебно-боевой группы эксплуатации используются для проведения тактических учений, занятий по боевой подготовке с личным составом подразделений. Запрещается использовать неисправные и не прошедшие очередной вид технического обслуживания машины всех групп эксплуатации. Во всех частях запрещается использовать строевые и учебно-строевые машины на хозяйственных и других работах, не связанных с обслуживанием, ремонтом и эвакуацией техники и подготовкой специалистов по ремонту и обслуживанию машин.
Для обеспечения плановой боевой подготовки войск на каждую машину по группам эксплуатации устанавливается годовая норма расхода моторесурса.
^
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ
И ТЕХНИКИ
Техническое обслуживание включает комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности БТВТ при использовании (боевом применении) по назначению, хранении и транспортировании. Техническое обслуживание проводится при подготовке, в ходе и после использования (боевого применения), а также при подготовке, в ходе и после транспортирования и хранения.
Система технического обслуживания БТВТ включает в себя единые виды контроля технического состояния и технического обслуживания и является планово-предупредительной (по техническому состоянию) с периодическим контролем технического состояния и ремонтом по состоянию. Она включает в себя три подсистемы: подсистему технического обслуживания машин; подсистему контроля технического состояния машин; подсистему ремонта машин.
^ Техническое обслуживание с периодическим контролем является обобщающим названием всех видов ТО, перед которыми выполняется контроль технического состояния, определяющий объем проводимого вида технического обслуживания.
Виды ТО: при использовании по назначению - ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО); при кратковременном хранении - техническое обслуживание № 1 при хранении (ТО-1х), СО, РТО; при длительном хранении - ТО-1х, техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х), техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х ПКП), РТО (ТО-2х ПКП).
Основными видами работ всех видов ТО являются: плановые операции (чистка, мойка, дозаправка горючими и смазочными материалами и т.д.); дополнительные операции, необходимость которых определяется результатами контроля технического состояния (КТС).
^ Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) предназначено для подготовки машины к дальнейшему использованию и устранения выявленных при КТО недостатков. Оно проводится после использования в соответствии с ТО и ИЭ и по результатам КТО, силами экипажей, закрепленных за БТВТ, с использованием одиночных комплектов ЗИП и оборудования элементов парка. Продолжительность для БМП - 2,5 – 3 ч., БТР - 6,2 –6,3 ч.
^ Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) (ТО-1х) предназначено для поддержания машин в исправном и работоспособном состоянии. Поводится экипажами и специалистами подразделений технического обслуживания батальона с использованием одиночного и группового комплектов ЗИП и оборудования штатных подвижных средств ТО в соответствии с ТО и ИЭ (Руководством по хранению БТВТ) с учетом результатов КТО. Для БМП проводится через 2400-2500 км, БТР-60ПБ – через 1000 км, БТР-70 – через 2000 км.
^ Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) (ТО-2х) предназначено для поддержания машин в исправном и работоспособном состоянии. Проводится экипажами и специалистами технического обслуживания подразделения (части) с использованием одиночного и группового комплектов ЗИП, оборудования пункта ТО и Р, подвижных средств технического обслуживания, ремонта и контрольно-проверочных машин в соответствии с ТО и ИЭ (Руководством по хранению БТВТ) по результатам технического диагностирования.
^ Техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х ПКП), РТО (ТО-2х ПКП) предназначено для восстановления параметров машин в соответствии с техническими условиями и заключается в снятии машин с длительного хранения, контроля их технического состояния с проверкой функционирования всех систем в ходе движения, устранении выявленных отказов и повреждений, регулировке параметров систем в соответствии с требованиями технической документации и в последующей постановке на длительное хранение. Периодичность проведения номерных видов ТО определяется техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации каждой марки машин и по результатам КТО и технического диагностирования.
^ Сезонное обслуживание (СО) предназначено для подготовки машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации и проводится два раза в год при использовании и кратковременном хранении. СО выполняется экипажами, специалистами ремонтных подразделений части в соответствии с ТО и ИЭ, а также по результатам проведения КТО и ТД. Для подготовки личного состава к эксплуатации БТВТ в зимних (летних) условиях проводятся занятия (сборы), на которых изучаются порядок выполнения работ СО, требования безопасности при их проведении и обращении с ядовитыми техническими жидкостями, правила сезонной эксплуатации БТВТ, применяемые эксплуатационные материалы и нормы их расхода, способы и средства повышения проходимости и самовытаскивания машин, правила их применения. По их окончании от личного состава принимаются зачеты. О допуске личного состава к эксплуатации машин и готовности БТВТ к эксплуатации в зимнем или летнем периоде объявляется в приказе командира части. При СО дополнительно проводятся работы: замена топлива по сезону, перед зимой - очистка котла подогревателя, включение его в систему и проверка работоспособности, переустановка на БМП очистителей направляющих колес (3-5 мм), замена охлаждающей жидкости по сезону; открытие (закрытие летом) заслонки забора воздуха и проверка радиатора, брезента и утеплительного коврика.
^ Регламентированное техническое обслуживание (РТО) осуществляется с целью обеспечения работоспособности (исправности) вооружения и техники с ограниченной наработкой. Оно должно обеспечить частичное восстановление ресурса образца БТВТ заменой ненадежных деталей, проведением регулировочных, настроечных работ. При содержании объектов БТВТ на ДХ работы РТО обязательно совмещаются с ТО-2х ПКП. РТО осуществляет личный состав подразделений, подразделений технического обслуживания и ремонта, хранения в соответствии с Инструкциями по проведению РТО машин с учетом результатов ТД. При проведении ТО машин не допускается увеличение установленной для вооружения и техники периодичности видов ТО; сокращение количества операций или объема работ, предусмотренных видом ТО, а также время, отведенное на их проведение.
При возвращении машины в парк работы по ТО выполняются в следующем порядке: предварительная очистка - на посту предварительной очистки; заправка горючим и маслом - на пункте заправки; чистка и мойка - на пункте чистки и мойки; остальные работы по КТО, обслуживанию машин - на пункте (площадках) ЕТО. При проведении ТО устраняются все выявленные недостатки. Недостатки, выявленные должностными лицами при осмотрах техники, записываются в карточку учета недостатков в техническом состоянии машины, который, как рабочий документ экипажа, хранится на машине в течение года.
При обслуживании машин применяются индивидуальные и групповые средства технического обслуживания.
К индивидуальным средствам ТО относятся: инструмент и принадлежности, входящие в комплект ЗИП машины.
Групповые средства ТО могут быть подвижными и стационарными.
^ К подвижным средствам ТО относятся: машины ТО, машины технической помощи, контрольно-проверочные машины, стационарная контрольно-проверочная аппаратура, а также оборудование подвижных ремонтных мастерских; технологические источники питания; стандартные электро- и радиоизмерительные приборы; компрессорные установки и моечные машины; автоцистерны, топливозаправщики, зарядные станции.
^ К стационарным средствам ТО относятся: пункты предварительной очистки, пункты заправки, пункты чистки и мойки, пункты ЕТО, пункты ТО и ремонта.
Поступающие для машин горючее, смазочные материалы, охлаждающие и специальные жидкости должны соответствовать требованиям государственных стандартов и применяться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
В условиях боевых действий проводятся следующие виды ТО БТВТ: контрольный осмотр (КО); ЕТО; ТО-1; ТО-2; сезонное обслуживание (СО). Вид проведенного ТО и расход моторесурса, т.е. пробег машин после него, определяется по записям, сделанным в формулярах. Командиры подразделений и их заместители по вооружению должны вести ежедневный учет работы всех машин подразделений.
Для поддержания БТВТ в состоянии постоянной готовности к боевому применению, для каждого вида ТО, в соответствии с нормативно-технической документацией машин, устанавливаются перечни операций, последовательность и технология их выполнения, а также время их проведения. Если условия обстановки не позволяют провести ТО в полном объеме, то в первую очередь выполняются операции, без которых машины не могут быть использованы по назначению. ЕТО предназначено для подготовки машин к дальнейшему использованию и проводится при подготовке к бою (маршу) после выполнения боевых задач, в перерывах между боями, после суточного перехода на марше или после выполнения других задач.
ТО № 1 и № 2 осуществляются для поддержания БТВТ в исправном (работоспособном) состоянии, обеспечения надежного их использования, снижения интенсивности износа и предупреждения вероятных отказов. При подготовке машин к использованию перед выполнением боевых задач, к сезонной эксплуатации, хранению и их продолжительному транспортированию эти виды ТО могут проводиться независимо от предыдущей наработки. СО осуществляется для подготовки БТВТ к использованию в зимних или летних условиях эксплуатации. При СО выполняются работы, обусловленные особенностями физико-географических и климатических условий и работы определенные для каждой машины ее нормативно-технической (эксплуатационной) документацией. Для выполнения ТО-1, ТО-2 и СО привлекаются силы и средства подразделений ТО и ремонта соединения (части).
^
КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БРОНЕТАНКОВОГО
ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
Контроль состояния БТВТ осуществляется с целью выявления фактического технического (качественного) состояния машин и принятия мер по устранению выявленных недостатков. Система контроля технического состояния БТВТ предназначена для своевременного определения степени готовности машин к применению по назначению, а также объемов и сроков проведения ТО и ремонта по техническому состоянию. Система контроля технического состояния (КТС) БТВТ включает в себя: контрольный осмотр (КО); контрольно-технический осмотр (КТО); техническое диагностирование (ТД); инструментальная дефектовка (ИД) агрегатов и деталей в ходе ремонта машины.
^ Контрольный осмотр (КО) машин организуют командиры подразделений, проводят экипажи (расчеты) с целью определения степени готовности БТВТ к применению и сохранности при хранении. КО проводится: перед выходом машин из парка, на остановках (при совершении марша) и по возвращении в парк (при хранении - ежемесячно). Продолжительность – 15-20 мин. Основными работами КО являются: проверка функционирования основных агрегатов и узлов; проверка комплектности ЗИП и основного оборудования. Выявленные в процессе проведения КО отказы и повреждения устраняются экипажем с использованием одиночного комплекта ЗИП. Отказы и повреждения, которые не могут быть устранены экипажем, устраняются по устной заявке командиров подразделений специалистами отделения (взвода) технического обслуживания батальона с использованием оборудования подвижных средств (в случае проведения КО на остановках) или специалистами ремонтного подразделения части с использованием оборудования ПТОР (в случае проведения КО перед выходом или по возвращении в парк). Результаты КО заносятся в Карточку учета недостатков технического состояния и содержания машины или в Журнал машины, находящейся на длительном хранении.
^ Контрольно-технический осмотр (КТО) машин учебно-боевой группы организуют командиры подразделений, а проводят специалисты ремонтных подразделений с экипажами (водителями) машин в ПТОР части. КТО проводится с целью определения технического состояния машины, а также объема работ ее ТО или ремонта. Выполняется с установленной периодичностью, но не реже одного раза в месяц, а также перед каждым номерным видом ТО. Основными видами работ КТО является контроль параметров, характеризующих техническое состояние сборочных единиц машины. При этом используются встроенные средства контроля и средства, имеющиеся в подразделении. Результаты КТО машины записываются в дефектовочную ведомость, и организуется техническое обслуживание и текущий ремонт по техническому состоянию. В дефектовочной ведомости отражаются результаты всех видов КТС машины учебно-боевой группы с момента перевода из боевой группы эксплуатации до отправки в капитальный ремонт, поэтому она в виде тетради (журнала) должна постоянно находиться на машине вместе с карточкой учета недостатков технического состояния, которая велась в период содержания ее на хранении. В зависимости от технического состояния машины на проведение его КТО, ТО и ремонта по техническому состоянию отводится до 2-х рабочих дней.
^ Техническое диагностирование (ТД) машин учебно-боевой группы организует командир части, а проводят бригады, сформированные из числа специалистов ремонтного подразделения части с экипажами (водителями) под руководством начальников соответствующих служб. Как правило, проводится в период проведения сезонного обслуживания с установленной периодичностью. Целью диагностирования является получение информации о техническом состоянии машины для определения объема работ по приведению ее в готовность к использованию по назначению. Основные работы: углубленный контроль параметров, характеризующих техническое состояние машины и ее сборочных единиц с использованием встроенных средств контроля и средства диагностирования. С личным составом части до начала работ проводятся практические занятия (2-3 дня) по объему и порядку выполнения работ ТД, СО и особенностям сезонной эксплуатации машин. Качество проведения работ СО, ТД и РТО проверяется в ходе смотра машин, проводимого комиссией части, по результатам которого в части издается приказ о готовности машин и допуске личного состава к сезонной эксплуатации. О проведении СО и ТД машины делается запись в ее формуляре.
Организация КТС машин боевой (строевой) группы, содержащихся на КХ: контрольно-технический осмотр этих машин проводится 2 раза в год, на местах стоянок, при подготовке их к сезонной эксплуатации. КТО машин боевой (строевой) группы, содержащихся на ДХ, проводится один раз в год на местах стоянок при постановке их на хранение ежегодно, как правило, в летнее время одновременно с проведением ТО-1х (ТО-2х). Техническое диагностирование этих машин выполняется после снятия их с хранения для проведения ТО-2х ПКП или РТО.
Для оценки степени готовности машин к использованию по назначению, определения их технического состояния во всех частях проводятся смотры техники. Смотры техники проводятся: в ходе перевода машин на режим сезонной эксплуатации; после переформирования, передислокации, перевооружения частей; накануне (по завершении) тактических учений, по окончании постановки машин на хранение, при приеме-сдаче должности командиром части, но не реже двух раз в год. В военное время смотры БТВТ проводятся по завершению подготовки частей к ведению боевых действий. Осмотры машин учебно-боевой группы эксплуатации проводятся ежемесячно. Комиссия проверяет состояние агрегатов, механизмов и систем машин, укомплектованность ЗИП, средствами повышения проходимости, укладку табельного имущества, наличие и количество горюче-смазочных материалов, охлаждающей жидкостью, правильность содержания и ведения индивидуальной технической документации, а также внешний вид машин. Техническое состояние машин учебно-боевой группы, а также кратковременного хранения проверяется с запуском двигателя и проверкой функционирования всех основных составных частей машин (вооружения, системы коллективной защиты и др.). Учебно-боевые машины проверяются контрольным пробегом 2-5 км на специально отведенном участке местности.
^
ХРАНЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
Хранение бронетанкового вооружения и техники - это содержание специально подготовленных образцов БТВТ в установленных местах и порядке, обеспечивающем длительную их сохраняемость в исправном состоянии и возможность приведения в готовность к использованию (боевому применению) в установленные сроки.
Хранение машин включает: постановку на хранение; техническое обслуживание в процессе хранения; снятие машин с хранения.
Виды и объем работ по постановке БТВТ на хранение, ТО в процессе хранения, а также осуществление мероприятий, обеспечивающих в короткие сроки снятия и подготовки машин к использованию (боевому применению) после хранения, определяются нормативно-технической (эксплуатационной) документацией и руководствами (инструкциями) по хранению на каждый образец.
Постановке на хранение подлежат все машины, которые не планируется использовать более одного месяца. В зависимости от длительности перерыва в использовании устанавливаются два вида хранения: кратковременное, рассчитанное на срок до одного года, и длительное, рассчитанное на срок более одного года.
В военное время при нахождении части на формировании (переформировании), в резерве и других условиях, исключающих участие его в боевых действиях, длительное время более месяца, машины могут содержаться на хранении. Хранение БТВТ в этих случаях будет, как правило, кратковременным, с частичной консервацией сборочных единиц, без герметизации корпусов.
При постановке машин на любой вид хранения выполняются следующие основные работы: проверка работоспособности машин с замером выходных параметров их систем, узлов и агрегатов; выполнение номерных видов ТО (ТО-1 ил ТО-2) и операций предусмотренных для подготовки машин к хранению; консервация машин; оформление документации. Вид номерного ТО при постановке машин на хранение устанавливается в зависимости от вида хранения, наработки ресурса и условий их использования до постановки на хранение.
Консервация БТВТ производится двумя методами: без герметизации с использованием консервационных масел и смазок; с герметизацией различными способами и использованием статического или динамического осушения воздуха внутри загерметизированного объема. Командиры подразделений выдают экипажам план - задания, в которых указывается объем и сроки выполнения работ для каждого исполнителя работ на день, а также технологические карты подготовки машин к хранению.
ТО машин, содержащихся на длительном хранении, проводится в соответствии с перспективным (на 10 лет) и годовым планом технического обслуживания. ТО машин кратковременного хранения проводится в соответствии с годовыми и месячными планами эксплуатации и выхода в ремонт БТВТ части.
^ Объем работ при снятии БТВТ с хранения и приведении в готовность к использованию по назначению (боевому применению): разгерметизация; выгрузка силикагеля (если он был загружен); установка аккумуляторных батарей (отключение их от подзарядной сети); проверка заправки машины охлаждающей жидкостью и маслом; укладка и закрепление буксирных тросов, огнетушителя, оружия, противогазов и личных вещей экипажа; подготовка к пуску, пуск и прогрев двигателя; проверка внешним осмотром состояния ходовой части и крепления ЗИП снаружи машины; проверка исправности приборов освещения и дорожной сигнализации; проверка крепления вооружения по-походному; проверка работоспособности средств связи; проверка и подготовка к работе прибора ночного видения механика - водителя (в ночное время); проверка и регулировка давления воздуха в шинах (для колесных машин); расконсервация вооружения; проверка работоспособности комплекса ПТУР, системы управления огнем; выверка прицелов; приведение боекомплекта в окончательно снаряженный вид и загрузка его в машину; проверка работоспособности приборов ночного видения; систем ППО, противоатомной защиты, системы коллективной защиты; дозаправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью; жидкостью бачков систем гидропневмоочистки приборов наблюдения и прицеливания; доукомплектование машины табельным имуществом; проверка работоспособности приводов волноотражательного щитка, заслонок и других механизмов, используемых при движении на плаву и водооткачивающих средств; устранение выявленных отказов и повреждений.
Работы выполняются экипажами машин (специалистами подразделений хранения) с привлечением специалистов ремонтно-восстановительных органов части и оборудования подвижных средств ТО и ремонта. Ответственность за подготовку машины к использованию по назначению несет командир отделения (экипажа, расчета).
^
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
Транспортирование БТВТ осуществляется при перевозках воинской части, подразделения, при доставке машин в районы боевых действий для проведения учений, для укомплектования воинской части, а также при отправке машин в ремонт.
Транспортирование машин включает: подготовку к перевозке, погрузку, перевозку различными видами транспорта с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность и исправность, выгрузку и подготовку к использованию после перевозки.
Подготовка БТВТ к транспортированию включает: проверку технического состояния машин в объеме КО; выполнение специальных работ по приведению БТВТ в положение, обеспечивающее транспортирование данным видом транспорта; подготовку или проверку состояния погрузочно-выгрузочных устройств, устройств для крепления, швартовочных приспособлений и других материалов, необходимых для крепления машин; проверку состояния транспортных средств (железнодорожных, десантных платформ, палубных и трюмных настилов судов, грузовых кабин самолетов и вертолетов, состояния автопоездов, буксирно-сцепных устройств); погрузку машин с соблюдением требований безопасности, равномерное размещение их в соответствии с грузоподъемностью транспортного средства или планом загрузки судна, строгую центровку в самолете (вертолете); закрепление машин от продольных и поперечных смещений в соответствии со схемами и правилами креплений, определенными нормативно-технической документацией на каждую машину, а также инструкциями (наставлениями) по перевозке грузов данным видом транспорта; сцепку буксируемой машины с тягачами.
В ходе транспортирования периодически проверяется состояние крепления машин, их укрывочных брезентов и может проводиться ТО. В зависимости от условий, способов и длительности транспортирования может проводиться периодический подогрев, пуск и прогрев двигателей машин.
При транспортировании БТВТ способом буксировки должны соблюдаться все правила вождения машин и колонн, а также правила, определенные нормативно-технической (эксплуатационной) документацией для буксировки данного образца. При транспортировании машин требуется тщательное соблюдение требований безопасности, а также положений и правил, установленных для транспортирования особо опасных грузов.