Разряды культурной деятельности




Данилевский вводит понятие разрядов культурной деятельности. Под эти разряды подпадают все стороны деятельности народа, деятельности, которая приводит к понятиям «Культуры» и «цивилизации». Таких разрядов четыре:

1. Деятельность религиозная, - объемлющая собой отношения человека к Богу, наличие твердой веры, понятия о судьбе и. определяющая нравственность народа.

2. Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру: во-первых – научное; Во-вторых, художественное; В-третьих – промышленное, то есть добывание и обработка предметов внешнего мира, применительно к нуждам человека.

3. Деятельность политическая, объемлющая собою отношение людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.

4. Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собой отношения людей между собою непосредственно, как нравственных и политических личностей, а непосредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и обработки их.

Многие ранние культуры были слитны, синкретичны, в них отсутствовало четкое разделение этих видов деятельности. Н.Я. Данилевский называет их «первичными, или автохтонными» и относит к ним египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую цивилизации.

Последующие цивилизации развивали преимущественно одну из сторон деятельности: еврейская — религиозную, греческая — собственно культурную, а римская. — политическую. Их ученый именует «одноосновными».

Славянский культурно-исторический тип имеет все возможности для того, чтобы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Религиозная сторона культурной деятельности занимает значительное место в славянской цивилизации. Да, славянские народы, за исключением русского, или не успели, создать самостоятельных государств, или не смогли их сохранить. Но отсюда не следует политическая несостоятельность славян, даже если не обращать внимания на внешние причины, мешавшие образованию и развитию славянской государственности. Ведь существует Россия, огромное славянское государство, просуществовавшее тысячу лет

Какова дальнейшая судьба славянского культурно-исторического типа? Ответить на этот вопрос нельзя, это сделало бы бессмысленным развитие славянской цивилизации.

Главное назначение культуры состоит в максимальном развитии творческой самобытности народов. Каждая цивилизация вовсе не похожа на «тесный дворик», она скорее напоминает огромный город с проспектами и улицами, исполненными своеобразия и необычайной привлекательности. На историческом поприще постоянно появляются новые народы и цивилизации, которые своей деятельностью вносят вклад в развитие культуры.

 


 

Заключение

Основные выводы, вытекающие из книги Данилевского

Не существует понятия «общечеловеческой цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории - проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений. Славянство - тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.

Идеи Данилевского во многом спорны -- его оценка культурных контактов, отрицание существования единой мировой культуры, перспективы развития России и призывы к панславизму. Но сама концепция культурно-исторических типов была очень плодотворной для культурологии, она привела к появлению целой плеяды исследователей, работавших в этом направлении как в России

так и на Западе

 


 

Литература

· Л.Р. Авдеева. «Русские мыслители: А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н. Н. Страхов», Москва, 1992 г.

· Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», Москва, 1991 г.

· А.П. Садохин, Т.Г. Грушевская. «Культурология. Теория культуры», Москва, 2004г.

· https://referatwork.ru/category/kultura/view/116658_kul_turologicheskaya_koncepciya_n_ya_danilevskogo

· https://otherreferats.allbest.ru/culture/00049455_0.html

· https://studbooks.net/666425/kulturologiya/osnovnye_polozheniya_kulturologicheskoy_kontseptsii_danilevskogo

· Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. 566 страниц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: