Культурно-исторические типы
В истории человечества каждая цивилизация имеет свой собственный путь развития. Нет никакого общего процесса развития, который охватывает все человечество. Данилевский отстаивал идею самобытности русской культуры, национального характера русского народа и духовных ценностей. Он теоретически обосновал концепцию культурно-исторических типов, законов их движения и развития, возражая против однолинейной схемы истории культуры и утверждения идею многообразия культур всех народов.
Согласно Данилевскому, различия между культурно-историческими типами определяются особенностями нравственности и условиями исторического воспитания народов, которые их создают. От этих особенностей и зависит созданная ими культура, и роль в их истории.
В основу концепции исторической типологии им положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. Данилевский первым обозначил такой подход к истории мировой культуры, который он изложил в книге «Россия и Европа».
«Европа» - понятие не столько географическое, сколько культурно-историческое, утверждал Данилевский. Европейская цивилизация обладает значительными достоинствами, но вовсе не обязательно другим народам следовать за ней. Культура каждого народа самоценна, и мнимая привилегия прогрессивности вовсе не составляет какой-либо особенности Европы.
В историческом процессе развития отдельных стран можно обнаружить общие культурно-исторические типы, которые в своем развитии проходили следующие стадии: рождения, расцвета, упадка и гибли. Эти культурно-исторические типы, таковы:
1) Египетский
2) Китайский
3) Ассирийско-вавилоно-финикийский
4) Индийский
5) Иранский
6) Еврейский
7) Греческий
8) Римский
9) Аравийский
10) Европейский
К ним конечно можно было причислить еще два американских типа: мексиканский и перуанский, но они погибли и не смогли пройти все стадии своего развития.
Н.Я Данилевский выделяет культурно-исторические типы «уединенными» живущие одинокой жизнью, и «преемственные», плоды деятельности которых передаются от одного к другому. Ни один из культурно-исторических типов не может бесконечно развиваться. Результаты, достигнутые последовательными трудами преемственных цивилизаций, должны превзойти результаты уединенных цивилизаций. Но уединенные типы развивали стороны жизни. Не свойственные преемственным типам, и этим содействовали «многосторонности проявления человеческого духа – в чем и заключается прогресс».
Вышеперечисленные культурно-исторически типы являются положительными деятелями в истории человечества. Но кроме них еще существуют – «временно проявляющиеся – которые совершив свой подвиг, скрываются в прежнее ничтожество». Это отрицательные деятели человечества. Иногда положительная и отрицательная роль, достается одному и тому же племени. Но существуют такие, которым не свойственна ни положительная, ни отрицательная роль. Они не достигают исторической индивидуальности и остаются лишь материалом для культурно-исторических типов.
Но если разделение исторических явлений по культурно историческим типа соответствует требованиям естественной системы в истории, то должны существовать законы культурно-исторического движения.
Законы развития культурно-исторического типа
Как в развитии человека можно различать возрастные периоды – детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, так и в жизни народов обнаруживаются эти этапы. Если сначала в них сохраняется энергичность, то затем они стареют, в них остывает огонь юности, хотя они еще сохраняют жизненность, они уже не способны к новым развитиям. Каждый культурно-исторический тип проходит стадиальные фазы развития, которые соответствуют делению на древний, средний и новый период. Всем культурам дается определенный срок жизни, по истечению которого наступает смерть.
Данилевский формирует пять законов движения и развития культурно-исторического типа, которые одновременно означают и необходимые условия его возникновения и развития.
Первый закон определяет значения языка в развитии культуры. Именно язык становится средством сплочения народа, открывает возможность общения, передачи культурного наследия через устную и письменную традицию.
Второй закон указывает на важность приобретения политической независимости, необходимой для поддержания самобытности культуры, предотвращения ее ассимиляции, поглощения другими народа, обращение в орудие для достижения чужих целей.
В третьем законе отмечаются уникальность культуры, индивидуальная неповторимость, составляющая ее истинную ценность. Эти черты культуры образуют ее духовный облик. Их утрата, уничтожение лишают культурно-исторический тип внутреннего ядра. Каждый народ самостоятельно «вырабатывает» свою культуру, но это не исключает культурного взаимодействия.
Четвертый закон гласит о том, что богатство и полнота культурно-исторического типа определяются не унификацией, а, напротив, разнообразием составляющих его народов, существующих в благоприятной для поддержания культурной самобытности политической системы федерации.
Пятый закон характеризует время существования культурно-исторического типа. Ход его развития более всего уподобляет тем многолетним одноплодным растения, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, а время цветения и плодоношения относительно коротко и раз и навсегда истощает их жизненную силу.
Культурно-исторический тип существует не вечно, его время ограниченно рамками жизненного цикла. Наиболее длительным бывает подготовительный этап, который может измеряться тысячелетиями. Он чрезвычайно важен, ибо в это время собирается запас для будущей созидательной деятельности, закладываются особенности мышления, эмоциональной сферы, призванные составить оригинальность и самобытность людей будущего культурно-исторического типа. Они выражаются в языке, мифологии, отношении к природе, нормах и правилах взаимоотношений между людьми.
Культура набирает силу, проявляется в различных формах духовности и практической деятельности, общественного благоустройства и личного благосостояния. Постепенно ее жизненные силы растрачиваются, и творческий потенциал иссякает. Цивилизация стареет и жизнь заканчивается.
Н.Я Данилевский называет два симптома старения культурно-исторического типа: апатию самодовольства, которая поражает народы, и апатию отчаяния, когда идеал и цели оказываются ложными и наступает разочарование в избранном пути.
Таковы пять законов развития культурно-исторического типа. Каждый тип отличается достижениями в какой-либо определенной сфере. Невозможно оценивать цивилизации и исторически периоды по шкале «выше – ниже». Ни одна цивилизация не может гордится тем, что именно она представляет высшую точку развития по сравнению с ее предшественниками или сверстниками.
Не все культурно-исторические типы проходят этапы своего развития одинаково. Одни подвергаются внешним воздействиям и разрушаются; другие истощают запасы сил и не могут продолжать существование; третье оказываются слишком односторонними: формы культуры не получают достаточного развития во всем их объеме. Но и завершив свой жизненный путь, они остаются в памяти народов, ибо вносят достойный вклад в сокровищницу мировой культуры. Жизнь одного культурно-исторического типа закончена, но культура бесконечна, и поступательное движение человечества не прекращаются.