Научные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия




1) Системный подход заключается в рассмотрении объектов как многокомпонентных систем, представляющих совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, вносящих свой вклад и влияющих на результат функционирования и использования объекта.[1].

2)Основой логического подхода к выполнению работ являются принципы диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относят: 1) принцип объективности рассмотрения объекта; 2) принцип всесторонности рассмотрения объекта; 3) принцип историзма. Первый вытекает из первичности материального и вторичности идеального. Второй – требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях. Третий, требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении. К методологических принципам формальной логики относят: 1) принцип тождества; 2) принцип непротиворечия; 3)принцип исключенного третьего; 4) принцип достаточного обоснования.[2]

3) Воспроизводственно-эволюционный подход – ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Каждая новая модель должна быть лучше предыдущей.

4) Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития производства на активизацию инновационной деятельности, в области базовых наукоемких технологий, являющихся двигателями развития производственной системы. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью [2].

5) При применении комплексного подхода (междисциплинарного) должны учитываться технические, экологические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические и другие аспекты управления и их взаимосвязи. Если упустить один из аспектов управления, проблема не будет решена полностью. [4]

6) Глобальный подход реализуется через развитие новых информационных технологий, что позволило значительно упростить международную интеграцию и кооперацию. В связи с этим, решение большинства управленческих проблем должно отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества. Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации.[5]

7) Виртуальный подход– его сущность заключается в применении интернета, сотовой связи и других средств электронной связи в целях формирования виртуальных организационных структур. Получение, обработка, использование и передача информации для удовлетворения соответствующих потребностей осуществляется без прямых контактов с клиентами и партнерами, путем виртуального «уничтожения» огромных расстояний.

8) Стандартизационный подход – реализуется путем выбора оптимального соотношения между стандартными и индивидуальными решениями при формировании объектов, а также посредствам разработки и внедрения системы стандартов соответствующей категории.[6]

9) Маркетинговый подход предусматривает ориентацию на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления будут следующие: повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества продукции, сервиса и других факторов; экономия ресурсов в процессе производства за счет реализации эффекта масштаба, НТП и совершенствования системы менеджмента.[5]

10) Эксклюзивный подход – заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Чтобы в меньшей мере зависеть от конкурентов, иметь перед ними дополнительные преимущества, каждый субъект управления должен иметь что-то свое, свою изюминку, новшество, устойчивое конкурентное преимущество (ценность).

11) Функциональный подход– заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности – функции – показатели будущего объекта – изменение структуры системы.

12) Процессный подход – при данном подходе рассматриваются функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления представляется как цепь непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию и координации работ. Процессная модель организации представляет совокупность бизнес-процессов, участниками которых являются все звенья и элементы организационной структуры управления. При этом под бизнес-процессом понимают сочетание различных видов деятельности, имеющих ценность для самой организации и потребителя. [4]

13) Структурный подход по отношению к проблеме управления конкурентоспособностью заключается в определении значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Прежде чем применить структурный подход, необходимо произвести структуризацию проблемы, выявить элементы, которые данную структуру образуют.

14) Ситуационный подход концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку количество факторов, оказывающих влияние на организацию, велико, то не существует единого способа наилучшим образом управлять объектом. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который, более всего, соответствует данной ситуации.

15) Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим подсистемам. Нормативы функционирования компонентов внешней среды фирма не устанавливает, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические). Чем выше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов системы, тем выше ее организованность, уровень автоматизации, стратегического планирования и регулирования на всех уровнях управления.

16) Сущность оптимизационного подхода к управлению заключается в переходе от качественных к количественным оценкам с помощью методов моделирования: физических, логических, математических моделей исследуемых объектов и процессов. Математические модели, другими словами методы исследования операций: методы математического программирования (линейное, нелинейное, параметрическое, динамическое, стохастическое, теория массового обслуживания, теория вероятностей и ее приложения, теория игр и т.д.).

17) Директивный подход заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т.д.). В основе метода лежат принуждения, которые опираются на систему нормативных актов страны, региона; систему нормативно-диррективных и методологических документов фирмы и вышестоящей организации и т.д.[5]

18) Поведенческий подход – целью данного подхода является оказание помощи работнику в осознании его собственных возможностей, творческих способностей на основе применения научных концепций построения и управления фирмой, а также повышение эффективности предприятия за счет повышения эффективности его человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и предприятия в целом. [5]

 

Список литературы:

1. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г Управление конкурентоспособностью/ Е.И. Мазилкина, Г.Г Паничкина - М. Омега-Л, 2012 - 328 стр.

2.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов - М. ИНФРА 2013. - 539 с.

3.Мазилкина Е.И. Основы управления конкурентоспособностью. [Электронный ресурс]. URL: https://info.wikireading.ru/253586 (дата обращения: 07.02.2018).

4. «Классификация и сущность основных научных подходов к управлению конкурентоспособностью». [Электронный ресурс]. URL: https:// https://helpiks.org/7-74225.html (дата обращения: 07.02.2018)

5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. / Фатхутдинов Р.А М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2014. — 640 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: