Влияние музыки на развитие плода и ребенка после рождения.




МУЗЫКОТЕРАПИЯ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

 

Французский врач-отоларинголог Альфред Томатис первым в мире обнаружил, что человеческий эмбрион начинает слышать уже на 16-ой неделе. К этому времени слуховой аппарат будущего ребенка уже сформировался. Исследования этого ученого показали, что плод (и позднее – новорожденный) лучше воспринимает звуки высокой частоты (т.е. тонкий голос матери), чем низкочастотные (глуховатый голос отца).

А. Томатис впервые в мировой науке провел систематизированные исследования влияния на психику человека звуков высокой частоты. Согласно его теории, ребенок, находясь в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит, помимо внешних звуков, массу всевозможных “внутренних” (фоновых) звуков, которые ему после рождения становятся недоступны: звуки работы органов дыхания матери, биение ее сердца, шум от работы внутренних органов. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух.


Исследования современных ученых и врачей доказали, что на 5-ом месяце плод в утробе матери не только слышит звуки, но и различает их. Он уже способен реагировать на громкость и ритм мелодии. Она уже может ему нравиться или не нравиться. И через нейроэндокринную систему музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы плода (при этом изменяются частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника).

Установлено, что при музыкальном стимулировании в головном мозге человека увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов – нервных клеток мозга. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное “образование”, обычно характеризуются опережением стандартных темпов своего физического и речевого развития, а также наличием у них повышенных адаптивных способностей.

 

В начале 90-х гг. ХХ в. российские ученые из Института педиатрии РАМН задались целью найти свое научное обоснование музыкотерапии как метода лечения. И самыми первыми их пациентами, получившими лечение музыкой, стали новорожденные дети из отделения недоношенных. Как показал цитохимический анализ, после первого же сеанса музыкотерапии активность ферментов клетки у младенцев заметно повышалась (у детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена).

Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, частоту дыхания. И всегда была налицо классическая реакция адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

Достоинства музыкотерапии:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

 

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей, беременных и кормящих женщин:

– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

 

– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

 

– Для снятия симптомов гипертонии – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

 

– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

 

– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

 

– Для уменьшения злобности – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

 

- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания -

Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

 

- Возбудимым детям, беспокойным и гиперактивным полезно послушать медленную музыку (адажио, анданте) – обычно это вторые части классических сонат и инструментальных концертов. Например, колыбельные песни, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», «Зима» из «Времен года» Вивальди.

 

- Записи классических произведений, выполненные на фоне шума прибоя, ручья, дождя, звуков леса. Готовые произведения обычно так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у реки» и т.п.

Противопоказания к музыкотерапии:

— Если малыш предрасположен к судорогам

— Если ребенок в тяжелом состоянии, сопровождающемся интоксикацией организма

— Если малыш болен отитом

— Если у ребенка быстро нарастает внутричерепное давление.

 

Что нельзя?

 

1. Нельзя включать музыку ночью – это время для сна и отдыха. Исключение – тихая колыбельная, располагающая ко сну.

 

2. Ребенку нельзя надевать наушники. Наши уши приспособлены к восприятию рассеянного слуха, а от направленного звука незрелый мозг крохи может получить акустическую травму.

 

3. Младенцам желательно избегать шумных мест. У деток младше 6 месяцев не развито избирательное внимание. Поэтому звуки, сливаясь, шокируют их, могут напугать и навредить их развитию.

 

Официальные результаты проведения сеансов музыкотерапии для новорожденных:

Исследованию подверглись дети с неблагоприятным анте- и интранатальным периодом развития, которым в постнатальном периоде был выставлен диагноз: "перинатальная энцефалопатия" или "родовая травма". Все дети были разделены на 2 группы по 20 человек. 1-ю составили новорожденные с поражением ЦНС, которые получали сеансы музыкотерапии по 15 минут дважды в день в течение 10 дней подряд. Во 2-й группе были аналогичные младенцы, но без воздействия музыкотерапии. Все исследуемые дети также получали традиционную медикаментозную терапию по своему заболеванию.

В ходе исследования общего состояния новорожденных в опытной группе выявлено, что на 3-4-е сутки наблюдения у 50 % детей значительно улучшено общее состояние. В контрольной же группе только на 8-е сутки отмечено улучшение состояния у 40 % детей. В целом состояние детей этой группы стабилизировалось к концу 2-ой недели, а в опытной – к концу 1-ой недели наблюдения. В частности, в опытной группе у детей быстрее проходили диспепсические расстройства, восстанавливался сон, повышался аппетит. Мамы этих младенцев отмечали улучшение у детей отхождения газов и нормализацию стула.


При исследовании жизненно важных показателей установлено, что частота дыхания (ЧД) в контрольной группе в среднем составила 40,2 циклов дыхания в минуту, частота сердечных сокращений (ЧСС) – 140,3 удара в минуту. В опытной группе эти показатели изучались до и после проведения каждого сеанса музыкотерапии. При этом выявлено, что средняя частота дыхания до сеанса музыкотерапии составляла 42 цикла в минуту, а сразу после сеанса – 35,4 цикла в минуту. Кроме того, у 7-и детей после проведения сеансов достоверно снижалась и ЧСС.

 

 

Таким образом, изучив влияние музыки на неврологический статус новорожденных, анализ результатов данного эксперимента позволил специалистам сделать следующие выводы:

1. При проведении сеансов музыкотерапии общее состояние новорожденных детей опытной группы нормализуется в среднем в 2 раза быстрее, чем в контрольной группе.

2. Музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей у новорожденных.

3. Музыкотерапия значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма.

4. Применение сеансов музыкотерапии для новорожденных детей способствует нормализации у них частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.

В любом случае до начала каких-либо "музыкотерапевтических мероприятий" посоветуйтесь с участковым педиатром и, при необходимости, с другими другими врачами-специалистами вашей поликлиники.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: