Игры для будущих школьников




Эти три игры — из программы «Игротренинг» быв­шей сотрудницы лаборатории Рузиной М. С. Они бы­ли сконструированы на основе традиционных игр

и выполняют конкретную задачу: помочь инертным детям, собирающимся в школу. Дети играют в них с определенным увлечением. Курсивом даются ком­ментарии, указывающие происхождение игры.

а) Дом-улица-детсад-школа

Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновре­менно с броском произнося одно из четырех слов, вы­несенных в название. Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному. Дом: мама, завтрак, кровать... Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий... Детсад: воспитатель, игрушки, группа... Школа: учитель, доска, звонок...

Кто сбился или замешкался — выходит из игры.

Для Пятилетних детей каждую новую игру можно предварять коротким рассказом о школе, постепенно расширяя список предметов и понятий, связанных с ней.

Для шестилетних детей перед каждой новой игрой можно устраивать маленький «мозговой штурм», предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три новых слова.

Второй вариант той же игры. Ведущий становится в центр круга, образованного участниками и, как будто ведя считалку, по очереди указывая на каждого, пере­числяет: «Дом, улица, садик, школа, дом...). Внезапно ведущий замолкает. Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать понятие, соответст­вующее последнему названному слову.

(В основе — традиционная игра многих народов «Не­бо-земля-вода-огонь». По ее схеме построено множест­во современных треншговых игр.)

б) Рассеянный Ваня

Дети усаживаются по кругу, между собой делят на­звания предметов, наполняющих портфель перво­классника:.

— ручка,

— карандаши (два),

— линейка,

— тетрадки (две),

— учебники (два),

— дневник
Водящий произносит:

— Ваня ищет карандаш!

— Здесь! — откликается «карандаш», вскакивая.

Затем опять садится.

— Ваня ищет тетрадки!

— Здесь! — откликаются обе «тетрадки» и быстро меняются местами.

В случае, когда названы парные предметы, водя­щий во время перемены мест пытается занять освобо­дившийся стул. Если ему это не удается, он продол­жает игру, по очереди выкликая названия предметов. Выкликнув всех, можно не по одному разу, он произ­носит:

—Ваня ищет весь портфель!

Все играющие вскакивают и быстро меняются ме­стами. Ведущий занимает место зазевавшегося, иг­ра начинается заново.

(Первоисточник — неоднократно описанная в этно­графических сборниках забава детей прислуги, дворового люда. Расторопность ценилась в этом кругу едва ли не более других добродетелей. Дети, подражая родите­лям, обыгрывали процедуру утреннего одевания барыни.

«Барыня просит чепчик! —Здесь!— Барыня просит перчатки!Здесь!Барыня просит весь туалет/..»)

в) Без света

Если лампа в комнате перегорела или электричест­во отключили, портфель придется собирать на ощупь. Получится ли? По одну сторону стола ставят портфель, то другую — корзину для игрушек. На столе раскладывают школь­ные принадлежности: тетради и папку к ним, каранда­ши, ручку, линейку, учебники, а кроме этого — мелкие игрушки, машинки, куклы. Ребенку завязывают глаза. Взрослый начинает равномерно считать вслух или вклю­чает секундомер. Ребенок собирает портфель, причем сначала тетрадки вкладывает в папку, карандаши и руч­ку — в пенал. Попадающие под руку игрушки отправля­ются в корзину.

В этой игре ребенок соревнуется сам с собой, запо­миная, на каком числе он закончил сборы в первый раз, а затем постепенно это число уменьшая. Возмож­но соревнование двоих детей, если они сопоставимы по темпу деятельности.

(Первоисточник - девичья забава. Во время зимних деревенских посиделок девушки могли смешать на столе два вида крупы, затем затушить свечу или лучину. Каждая начинала в темноте сортировать крупу, беря ее из общей кучи. Через некоторое время свечу зажигали, и все смотрели, кто сколько крупы разобрал. Парни в игре не участвовали, но между делам присматрива­лись, насколько хозяйственны их будущие невесты).

Здесь приведены лишь примеры, родители и педа­гоги по образцу этих игр могут подобрать подходя­щие. Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они будут направлены на тренировку по­движности нервных процессов или какого-то вида внутреннего торможения).

Игры нужно проводить ежедневно (при невозмож­ности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.

Рассматривая факты, полученные в наблюдениях над детьми — будущими флегматикам», и.подбирая им игры для тренировки нервных процессов, мы сделали предположение о том, что эти игры — особенно те, что помогают выработке внутреннего торможе­ния, — могут оказаться полезными и для детей с не­уравновешенными нервными процессами (т. е. детей, имеющих явное преобладание возбуждения над тор­можением); Если исходить из физиологических зако­номерностей, то это представлялось вполне реальным.

Поскольку в детском саду, где в это время велись наблюдения, было восемь детей с четко выраженны­ми особенностями поведения именно сильного не­уравновешенного типа, то их включили в группу изу­чаемых детей; Сначала они вносили в нашу работу не­которую дезорганизацию, но через 10—12 дней стало проявляться изменение поведения, они стали лучше вести себя на занятиях, в играх начали подчиняться правилам, почти перестали нарушать их.

Бросалась в глаза общая их черта: они стремились получать ведущую роль в игре, и, если это удавалось, из них получались хорошие лидеры. Это попытка пред­ставляется очень обнадеживающей.

Главное же то, что мы убедились, что коррекция нежелательных типологических черт у детей вполне реальна, как это и предвидел И. П. Павлов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: