На занятиях мы активно используем вспомогательные средства – зрительные символы гласных и согласных звуков.




Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению (овладению процессами чтения и письма).

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает се­рьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

Основные причины подобного явления — нарушение фонема­тического восприятия, нарушения звукопроизношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины. Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по­следовательности.

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быст­ро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и син­тезу. Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый).

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонема­тическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова.

Фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.

На занятиях в кружке мы будем знакомиться с понятиями:

1.«Звук» — то, что мы слышим и произносим. Увидеть и потрогать звуки нельзя.

2.«Буква» — то, что можем увидеть и прочитать. Можем потрогать, слепить из пластилина, выложить из палочек и т.п.

3.Звуки бывают гласные и согласные:

-Гласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

4.Согласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.

Согласные звуки:

 

твердые – обозначаются синим мягкие – обозначаются зеленым

цветом цветом

 

твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух

Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ,

Т, Ф, X МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ

 

Например, в слове «бант» - первым идет твердый согласный звук Б, а в слове «бинт» - мягкий звук Бь.

 

-всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

-всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

 

5.«Слово»: слова нужны для того, чтобы называть предметы вокруг нас.

 
 


Графическое изображение слова (=схема слова) –

 

6.Обозначение места звука в слове.В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадратик.

 

Звук в начале слова (=первый звук в слове):   Звук в середине слова: Звук в конце слова (=последний звук в слове):

На занятиях мы активно используем вспомогательные средства – зрительные символы гласных и согласных звуков.

Мы знакомимся со звуками:

-гласными: А, О, У, И, И, Ы;

-твердыми согласными: М, Н, П, Б, В, Ф, Т, Д, С, З, К, Г, Х, …

(не забывайте о том, что согласные звуки мы называем без призвуков гласных.

Т.е. не МЭ, не Эм, а М; не ЭС, не Сэ, а С и т.д.)

-мягкими согласными: Мь, Нь, Пь, Бь, Вь, Фь, Ть, Дь, Сь, Зь, Кь, Гь, Хь, …

Звуки обозначаем символами, вот такими:

 

 

+ Аналогичные символы зеленого цвета для обозначения мягких согласных звуков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: