КР 4 «Введение в грамматику»





КР 1 Вариант 2

31. Интерес к изучению языка возник в

а) Германии в XIX в.

б) России в XVIII в.

в) Древней Индии 3 тыс. лет назад.

32. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением одного языка или группы языков, – это

а) частное языкознание

б) общее языкознание

в) синхроническое языкознание

33. Раздел теоретического языкознания, занимающийся изучением развития языковой системы во времени, – это

диахроническое языкознание

общее языкознание

синхроническое языкознание

34. Язык – это

а) конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или графическую форму

б) знаковая система, служащая основным средством общения

в) намеренное построение художественного повествования в соответствии с принципами организации языкового материала и характерными внешними речевыми приметами

35. Язык – средство получения новых знаний о действительности – это

а) когнитивная функция

б) метаязыковая функция

в) коммуникативная функция

36. Язык – средство описания самого языка – это

а) когнитивная функция

б) метаязыковая функция

в) коммуникативная функция

37. Язык – средство установления контакта – это

а) когнитивная функция

б) коммуникативная функция

в) фатическая функция

38. Наиболее распространённый язык мира (считая в числе говорящих и тех, для кого данный язык является вторым языком межнационального и международного общения) это

а) английский

б) китайский

в) испанский

39. Язык – средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное – безобразное, – это

а) когнитивная функция

б) эстетическая функция

в) эмотивная функция

40. Раздел лексикологии, изучающий различные географические названия, это

а) топонимика

б) ареальная лингвистика

в) лингвогеография

41. В области языка левое полушарие ответственно за

а) абстрактную лексику

б) предметные значения слов

в) зрительные и слуховые образы

42. Гипотеза лингвистической относительности была сформулирована

а) Э. Сепиром и Б. Уорфом

б) В. фон Гумбольдтом

в) Л. Вайсгербером

43. Совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии и грамматике называют

а) картиной мира

б) научной картиной мира

в) языковой картиной мира

44. Выделяется три аспекта фонетических исследований

а) анатомо-физиологический (артикуляционный), психологический, функциональный

б) акустический, культурологический, психологический

в) анатомо-физиологический (артикуляционный), акустический, функциональный

45. Минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными свойствами, – это

а) фонема

б) звук

в) морфонема

46. Звук речи это

а) колебания воздушной среды, вызванные органами речи

б) периодические (ритмичные) колебания голосовых связок

в) непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела

47. Сила звука (громкость) измеряется в

а) децибелах

б) миллисекундах

в) герцах

48. Основной тон звука это

а) тон, порожденный колебаниями всего физического тела

б) частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) тела

в) своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами

49. Комплекс работ органов речи в определенной последовательности, необходимый для произнесения звука – это

а) фонация

б) акустика

в) артикуляция

50. В речевом аппарате все органы делятся на

а) открытые, закрытые

б) активные, пассивные

в) воспринимающие, порождающие

51. Положение, при котором органы речи переходят из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, необходимое для произнесения данного звука, – это

а) выдержка

б) рекурсия

в) экскурсия

52. Все звуки делятся на

а) гласные и согласные

б) твердые и мягкие

в) звонкие и глухие

53. Основанием классификации гласных служит

а) соотношение шума и голоса

б) род преграды, которую образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких

в) ряд и подъем языка, а также работа губ

54. Различаются следующие ряды гласных

а) передний, средний, задний

б) верхний, средний, нижний

в) передний, средний, нижний

55. Дифтонгоид это

а) сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог

б) артикуляционно и акустически однородный гласный

в) ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному

56. Согласные, образующиеся путем взрыва воздушной струей преграды, – это

а) смычные

б) сонорные

в) щелевые

57. Такое произнесение согласного, при котором он сопровождается губным шумом, – это

а) лабиализация

б) палатализация

в) веляризация

58. Артикуляция звуков речи, заключающаяся в дополнительном поднятии спинки языка к твердому небу, – это

а) лабиализация

б) палатализация

в) веляризация

59. Впервые главную единицу фонологии – фонему – выделил

а) И.А. Бодуэн де Куртенэ

б) А. Шлейхер

в) В. фон Гумбольдт

60. Расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков – это

а) ассимиляция

б) диссимиляция

в) аккомодация

 

КР 2 Вариант 2

 

44. Выделяется три аспекта фонетических исследований

а) анатомо-физиологический (артикуляционный), психологический, функциональный

б) акустический, культурологический, психологический

в) анатомо-физиологический (артикуляционный), акустический, функциональный

45. Минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными свойствами, – это

а) фонема

б) звук

в) морфонема

46. Звук речи это

а) колебания воздушной среды, вызванные органами речи

б) периодические (ритмичные) колебания голосовых связок

в) непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела

47. Сила звука (громкость) измеряется в

а) децибелах

б) миллисекундах

в) герцах

48. Основной тон звука это

а) тон, порожденный колебаниями всего физического тела

б) частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) тела

в) своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами

49. Комплекс работ органов речи в определенной последовательности, необходимый для произнесения звука – это

а) фонация б) акустика в) артикуляция

50. В речевом аппарате все органы делятся на

а) открытые, закрытые

б) активные, пассивные

в) воспринимающие, порождающие

51. Положение, при котором органы речи переходят из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, необходимое для произнесения данного звука, – это

а) выдержка

б) рекурсия

в) экскурсия

52. Все звуки делятся на

а) гласные и согласные

б) твердые и мягкие

в) звонкие и глухие

53. Основанием классификации гласных служит

а) соотношение шума и голоса

б) род преграды, которую образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких

в) ряд и подъем языка, а также работа губ

54. Различаются следующие ряды гласных

а) передний, средний, задний

б) верхний, средний, нижний

в) передний, средний, нижний

55. Дифтонгоид это

а) сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог

б) артикуляционно и акустически однородный гласный

в) ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному

56. Согласные, образующиеся путем взрыва воздушной струей преграды, – это

а) смычные

б) сонорные

в) щелевые

57. Такое произнесение согласного, при котором он сопровождается губным шумом, – это

а) лабиализация

б) палатализация

в) веляризация

58. Артикуляция звуков речи, заключающаяся в дополнительном поднятии спинки языка к твердому небу, – это

а) лабиализация

б) палатализация

в) веляризация

59. Впервые главную единицу фонологии – фонему – выделил

а) И.А. Бодуэн де Куртенэ

б) А. Шлейхер

в) В. фон Гумбольдт

60. Расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков – это

а) ассимиляция

б) диссимиляция

в) аккомодация

 

КР 3 Вариант 2

24. Гипоним это

а) более общее, родовое понятие б) видовое, специальное понятие в) понятие о целом

25. Холоним это

а) более общее, родовое понятие б) видовое, специальное понятие в) понятие о целом

26. Лексема «родители» является по отношению к лексемам «отец» и «мать»

а) гиперонимом б) гипонимом в) эквонимом

27. Лексема «автомобиль» является по отношению к лексеме «багажник»

а) гиперонимом б) холонимом в) гипонимом

28. Экспрессивно-эмоциональная функция слова заключается в

а) способности большинства слов называть предметы, их признаки, количество, действия, процессы

б) возможности при помощи слов передавать опыт от индивида к индивиду и усваивать опыт поколений

в) выражении отношения говорящего к обозначаемому словом явлению действительности, его эмоциональной оценки

29. Лексема «брюки» является по отношению к лексеме «одежда»

а) гиперонимом б) гипонимом в) эквонимом

30. Слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие значения, являются

а) антонимами б) синонимами в) омонимами

31. Фразеологичность, или идиоматичность как отличительный признак слова заключается в

а) способности слова называть предметы, качества, действия

б) немотивированности его лексического значения и несвободную связь между морфемами, составляющими слово

в) принадлежности слова к той или иной части речи и определенной грамматической оформленности

32. Синонимы, обладающие одним и тем же значением, но различными вторичными значениями и употреблением, называются

а) стилистическими синонимами б) идеографическими синонимами

в) абсолютными синонимами

33. Слова одной части речи, имеющие противоположные значения, являются

а) антонимами б) синонимами в) омонимами

34. Смысловое единство более высокого порядка, которое образуют слова, группирующиеся по предметному содержанию; множество слов, точнее – их значений, связанных с одним и тем же фрагментом действительности – это

а) лексико-семантический вариант б) лексико-семантическое поле в) словарь

35. Перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства тех или иных признаков (перенос по сходству) называется

а) метонимия б) метафора в) конверсия

36. Перенос наименования с одного предмета на другой на основе тех или иных связей между соответствующими предметами или явлениями (перенос по смежности) называется

а) метонимия б) метафора в) конверсия

37. Слова, различающиеся в написании, но произносимые одинаково, называются

а) омографами б) омоформами в) омофонами

38. Лексикография

а) занимается теорией и практикой составления словарей

б) изучает происхождение слов в) занимается теорией номинации

39. Понятие это

а) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений

б) соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности; часть смыслового содержания, присущего слову как лексеме

в) индивидуальное значение слова, появляющееся при употреблении слова в речи, в конкретном предложении, тексте, т.е. в конкретном контексте

40. В треугольнике Огдена-Ричардса взаимосвязаны следующие логико-лингвистические категории:

а) имя/слово, форма/экспонент, денотат/референт

б) имя/слово, денотат/референт, понятие/значение/смысл

в) имя/слово, понятие/значение/смысл, знак

41. Значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности, называется

а) прямым б) переносным в) мотивированными

41. Сигнификат это

а) множество объектов действительности, которые могут именоваться данной единицей в силу её языкового значения

б) объект внеязыковой действительности, который имеет в виду говорящий, произнося данный речевой отрезок

в) понятийное содержание, отражение в человеческом сознании свойств обозначаемого объекта, которые позволяют обозначить его данным словом

11. Значение слова это

а) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений

б) соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности; часть смыслового содержания, присущего слову как лексеме

в) индивидуальное значение слова, появляющееся при употреблении слова в речи, в конкретном предложении, тексте, т.е. в конкретном контексте

42. Минимальная, предельная единица плана содержания это

а) морфема б) сема в) фонема

43. Метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие – семы, называется

а) метод компонентного анализа

б) метод содержательного анализа

в) метод структурно-смыслового анализа

 

КР 4 «Введение в грамматику»

1. Грамматику слова, изучающую правила образования и изменения слов в языке, обозначают

а) синтаксис б) морфология в) семантика

3. Обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, называется

а) лексическое значение б) грамматическое значение в) стилистическое значение

5. Грамматические значения, указывающие на связь словоформ в составе словосочетаний и предложений (например, соединительные, противительные значения союзных конструкций) или на связь основ в составе сложных слов, это

а) модальные грамматические значения б) реляционные грамматические значения

в) референциальные грамматические значения

7. Способ выражения грамматического значения, состоящий в использовании слова с другой основой, называется

а) супплетивизм б) редупликация в) внутренняя флексия

9. Способ выражения грамматического значения, состоящий в использовании изменения звукового состава корня для выражения грамматического значения, называется

а) супплетивизм б) редупликация в) внутренняя флексия

11. Грамматический знак, объединяющий грамматическое значение и формальный показатель этого значения, называется в грамматике

а) грамматическая форма б) грамматическая категория в) граммема

13. Категория, присущая данному слову во всех его формах и относящая его к классу подобных слов, относится к

а) скрытым категориям б) формообразовательным категориям в) классификационным категориям

15. Минимальная двусторонняя значимая единица языка – это

а) фонема б) морфема в) лексема

17. Внутренняя флексия это

а) повторы тех или иных отрезков — частей слов или целых словоформ

б) операции, производимые над сегментными морфемами (или их сочетаниями) с целью выразить то или иное грамматическое значение в) значащие чередования фонем

19. Грамматическая форма, в которой грамматическое значение выражается при помощи служебных слов, это

а) аналитическая словоформа б) синтетическая словоформа в) лексическая словоформа

21. Общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо, называется

а) корень б) флексия в) основа

23. Аффиксы, находящиеся после корня или основы, называются

а) префиксы б) постфиксы в) флексии

25. Суффиксы, участвующие в образовании грамматических форм слова, называются

а) словообразовательные суффиксы б) формообразовательные суффиксы

в) продуктивные суффиксы

27. Комбинации из префикса и постфикса, функционирующие совместно

а) циркумфиксы

б) интерфиксы

в) трансфиксы

29. Образцы, по которым говорящий строит, а слушающий воспринимает высказывания, называются

а) словообразовательные схемы б) синтаксические модели в) семантические фреймы

31. Структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями, выполняющие определенную синтаксическую функцию, называются

а) части речи б) члены предложения в) модели предложения

33. Один из двух главных членов предложения, указывающий на объект, к которому относится сообщаемое, это

а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение

35. Характеризующий член предложения, называющий признак какой-либо субстанции, это: а) обстоятельство б) определение в) дополнение

 

37. Способность языкового элемента или группы элементов сочетаться (вступать в определенные комбинации) с элементами того же уровня называется

а) комбинаторность б) валентность в) предикативность

39. Синтаксическая связь грамматически неравноценных единиц языка, из которых один элемент является главенствующим, определяемым, а другой элемент — зависимым, определяющим, уточняющим значение первого, называется

а) сочинение б) подчинение в) паратаксис

41. Способ выражения синтаксических связей, заключающийся в том, что одно слово вызывает в связанном с ним другом слове появление определенных граммем, не повторяющих, однако, граммем первого слова, называется

а) сочинение б) согласование в) управление

43. То, что служит отправной точкой для развертывания актуальной информации и что обычно в какой-то мере известно адресату сообщения или самоочевидно для него, является

а) темой высказывания б) ремой высказывания в) актуальным членением высказывания

45. Разновидность сложного предложения, характеризующаяся синтаксическим неравенством составляющих его предложений, есть:

а) сложносочинённое предложение б) сложноподчинённое предложение

в) сложнопроизводное предложение

 

 





Читайте также:
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.042 с.