Министр здравоохранения СССР (России) с 1987 - 1990 гг., академик АМН СССР Е.И. Чазов: «За голову хочется схватиться, до чего мы довели детей в школе! Из 41 млн. школьников страны 53 % имеют ослабленное здоровье, поэтому больше половины выпускников средних школ не могут заняться любимым делом.
Треть нездоровых детей страдают хроническими заболеваниями, среди которых почти равно представлены заболевания центральной нервной системы, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные болезни и нарушения осанки. До сих пор я утешал себя мыслью, что эти хвори приходят в пожилом возрасте…
К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, а мочеполовые - в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то при чем?..».
(«Семья» № 6, 1989).
В.Г. Кинелев (с 1996 - 1998 года занимал пост министра общего и профессионального образования): «Ежегодно с 1994 по 1996 гг. до 85 % выпускников 10-11-х классов имели те или иные нарушения здоровья, в т.ч. хронические заболевания. Высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)».
(www.obrzdrav.ru/documents/Putin_open_letter_2012/pdf).
В журнале «Здоровье» приводится следующая статистика: «По данным ленинградских ученых 99,7% всех подростков, ежегодно заканчивающих школу, страдают теми или иными заболеваниями…».
(«Здоровье», № 11, 1991 г.).
На этот счёт уже в течение почти 2-х десятилетий директор Научного центра здоровья детей РАМН, ведущий педиатр России Академик РАН А.А. Баранов утверждает: «За время учёбы количество детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата возрастает в 1,5-2 раза, с нервными болезнями — в 2 раза, с аллергиями — в 3 раза, а с близорукостью — в 5 раз. У детей из самых богатых семей России, обучающихся в элитных гимназиях …изменения артериального давления встречаются у 90 %, невротизация наблюдается у 55-83 %, снижение функциональных резервов — у каждого второго или третьего ученика… больше половины — 55,3 % — хроники».
|
(«Известия» от 24 мая 1997).
Он же: «Идёт физическая деградация детей».
(«АиФ», № 48,2010).
Первый заместитель Министра образования РФ А.Ф. Киселёв в официальном письме Министерства образования РФ № 220/11-12 от 22.02.1999 г. «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» констатирует: «В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.
По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25 % школьников. Минздравом России называются следующие данные по 1998 году: в начальной школе здоровы 11 — 12 % детей, в основной — 8 %, в средней — 5 %, при этом 79 % детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.
По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70 %. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, так как в школе ребёнок проводит 70 % времени бодрствования в течение многих лет обучения.
|
По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза — психоневрологических отклонений, в 3 раза — патология органов пищеварения. Причём отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением».
(выдержки из письма Министерства образования РФ
№ 220/11-12 от 22.02.1999 г.)
Обращение № 7.
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемая, Александра Николаевна!
Как известно из официальных данных опубликованных сотрудниками Научного центра здоровья детей РАМН основная часть патологии (в т.ч. хронических заболеваний) формируется в детском и подростковом возрасте в процессе образовательной деятельности учащихся. К сожалению эти сведения подтверждается общей статистикой (см. Приложение № 1).
В связи с этим, прошу сообщить мне перечень наиболее распространённых видов педагогических* форм патологии, которые возникают в результате воздействия комплекса дидактогенных факторов на здоровье учащихся детей во время учебных занятий.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" прошу Вас предоставить утверждённый Вами лично ответ или уведомление о переадресации настоящего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленного в настоящем обращении вопроса.
|
Заранее благодарю Вас за время и внимание, уделяемое данному вопросу.
__________________________________
* Педагогические (школьные) формы патологии – определение из действующей редакции методики Министерства здравоохранения РСФСР от 31.03.1989 г. – «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Данная система профилактики школьных форм патологии признана важнейшим достижением науки (авторское свидетельство на изобретение – №921561 от 21.12.1981), системой массовой профилактики близорукости и нарушений осанки, а приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 октября 1986 г. №1346 была включена в план внедрения в практику здравоохранения.