Рассмотрим жизненный цикл российской семьи.




1.Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек – элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей и часто не может выработать свои правила. Человек, сделавший себя сам, -редкое явление.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная - создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам, но они еще должны договориться с родителями о том, по каким правилам маленькая новая семья будет существовать внутри большой. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка – сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть мама и папа. Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Например, один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен, и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и тещей. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов.

Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь Закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Т.о. создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на новый шкаф не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Не удивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына, и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется без стука" чтобы полюбоваться на этих голубков".

3.Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это так же кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает, и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, т.е. кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок, скорее, сын или дочь бабушки, а не матери. Его собственные родители скорее старшие брат и сестра ребенку. Мать и отец - работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега Марина Арутюнян рассказывала свой случай, прекрасно иллюстрирующий это положение.

Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки 11-ти лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке.

Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки –идентифицированного пациента.У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды девочка заперла бабушку зимой на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, что мать не могла себе позволить.

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. На этой стадии семье всегда приходится иметь дело с ревностью сиблингов друг к другу. В российской семье детская ревность часто используется в отношениях взрослых членов семьи.

Например, мама первого своего ребенка отдала бабушке, он стал замещающим ребенком для бабушки, и бабушка его фактически вырастила. Но отношения между мамой и бабушкой не очень хорошие, а ребенок - явно бабушкин. Рождается второй ребенок. Бабушка не может помогать так, как она помогала раньше, и мама становится более эмоционально зрелой и теперь материнство дается ей проще, так что второй ребенок становится маминым. Естественно возникающая ревность детей друг к другу усиливается и используется взрослыми. Два ребенка становятся ”рупорами” двух «воюющих» женщин.

5. На пятой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически, они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это- стадия очередного передоговора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип "хорошей дочери /сына/" - это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Те старики, у которых нет близких - достойны сожаления, т.к." некому подать им стакан воды". В общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома не отдавать в больницу. Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает впериодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения, например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков.

В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра, эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр., но присутствуют видоизмененно, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что: 1. Семья как правило является не нуклеарной, а трехпоколенной. 2. Материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика. 3 Наблюдается слитность и спутанность семейных ролей, невнятное разделение функций в семье. Люди вынуждены все время договариваться и не могут окончательно договориться. Очень часто в Российской семье происходит процесс замещения, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье бабушка воспитывает ребенка, фактически является функциональной матерью своему внуку, муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери, он,прежде всего, заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она глава семьи.

4.Индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе, традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость, и одновременно диалогичность -это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации часто вопрос о власти - основной. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку, все это делается при ребенке и скрытое сообщение при этом такое: "Ребенок слушается меня, а не тебя, значит я главнее".

Существует и культурные причины того, что борьба за власть становится основной темой семейной жизни в России. Это та вторая особенность Российской семьи, которую я хотела бы здесь описать. Россиянин воспринимает социальную среду враждебной, опасной и непредсказуемой. Законодательство, государственная, финансовая и фискальная политика во все времена оценивалась практически всеми слоями общества как нелогичные, грабительские, противоречащие интересам людей, препятствующие им реализовывать свои цели. Особенностью последнего десятилетия оказывается к тому же высокая скорость изменения среды – законов, политики,- нестабильность существования. Происходит постоянное изменение «правил игры», при неизменно сохраняющемся игнорировании государством интересов и целей людей.

Вездесущность доносчиков, поощрение предательства, последовательное разрушение семейных и родственных связей в годы Советской власти привело к появлению определенного менталитета, который характеризуется, прежде всего, высокой тревожностью, подозрительностью, стремлением скрывать свои слабости.

Внутренняя социальная политика Советского Союза характеризовалась множеством особенностей, о которых многократно писали. Я хочу остановится на одной.

В Советском Союзе все было сделано для того, чтобы человек не мог ничего контролировать в своей жизни. Человеку ничего не принадлежало, – не было никакой частной собственности. Жилье было государственным, и человек мог лишиться его в любой момент. Обесценивались и разрушались родственные связи, – важнее была преданность режиму. Мой дядя покончил собой в 1937 году после того, как его исключили из коммунистической партии. Часто за исключением из партии следовал арест, но совсем не все люди это понимали. Мой дядя не понимал. Он сказал своей горячо любимой жене перед смертью:» Я не могу жить без партии». Очень маленькие декретные отпуска, низкая заработная плата, при которой один работающий супруг не мог содержать семью, необходимо было работать и мужу и жене, приводили к тому, что дети выращивались в яслях и детских садах, а не дома. Поощрялось доносительство внутри семьи, муж доносил на жену, а жена на мужа. Таким образом, человек ничего не контролировал в своей жизни, никому не мог доверять и жил в опасной социальной среде. Эта ситуация была примерно одинаковой во все годы советской власти, несколько поколений выросло в этих условиях. Враждебность и непредсказуемость внешней среды повышала тревогу каждого отдельного человека, а внутренняя социальная политика государства не позволяла контролировать важные элементы жизни и таким образом делать ситуацию более предсказуемой. Потребность в контроле и с помощью его в снятии тревоги никуда не уходила. Ее нельзя было удовлетворить принципиально, но можно было удовлетворить ситуативно, в каждый данный момент. Свободная для этого сфера жизни человека – это общение в самом широком смысле этого слова. С помощью общения можно было пытаться контролировать других людей, повышать свой статус, унижая других. Семья подходила для этого как нельзя более, там были достойные и постоянные партнеры для этой жестокой игры. Борьба за власть в дисфункциональной Российской семье – наиболее частое явление. Воспитание детей и сексуальное поведение – самые удобные для этого сферы семейной жизни. Самый простой путь повысить свой статус и обрести кратковременное успокоение – это дискредитировать действия партнера.

Вот типичный пример. В семье живут бабушка, мама, папа и две девочки. Старшей 19 лет, младшей - 10 лет. Бабушка - женщина активная, и когда росла первая девочка, она много занималась с ней уроками, что не мешало девочке учиться плохо. Мама всегда говорила бабушке, что неправильно она занимается со своей старшей внучкой, девочка получает плохие отметки. Когда вторая девочка вошла в школьный возраст, бабушка сказала матери: “Ну, теперь ты сама будешь заниматься с ребенком, посмотрим, как ты справишься”. Младшая девочка, которая очень любила и свою маму и свою бабушку, оказалась в ситуации конфликта лояльностей. Если она будет учиться хорошо - значит бабушка проиграла, если она будет учиться плохо - значит мама проиграла. Девочка перестала учиться вообще, уроки не делала и школу прогуливала. Когда мама садилась учить с ней уроки, у девочки начинались панические атаки.

Особенный жизненный цикл Российской семьи и борьба за власть как наиболее частый, типичный, культурно обусловленный вариант семейной дисфункции – это две яркие особенности, с которыми приходится иметь дело семейному психотерапевту в России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: