Тема: «Ионная связь». Образовательные




Тема: «Ионная связь»

Цель урока: на основе знаний о строении атома, металлических и неметаллических свойствах, об электроотрицательности атомов химических элементов сформировать понятие «ионная связь».

Образовательные:

· вызвать объективную необходимость изучения нового материала; систематизировать ранее изученный материал.

Развивающие:

· создать условия для актуализации знаний, необходимых для восприятия нового материала: строение атома, электронная схема атома, завершенный внешний электронный слой, физический смысл номера группы, элетроотрицательность,

· металлические и неметаллические свойства;

· создать условия для формирования представлений учащихся об ионной связи;

· совершенствовать знания о внешней электронной оболочке атомов;

· совершенствовать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);

· воспитывать ответственное отношение к приобретению знаний.

· Воспитательные:

· формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению;

· способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Средства обучения:

· Эмоциональные: интерес;

· Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.

Методы обучения:

· Словесный: объяснительная беседа, рассказ;

· Наглядно-образный.

Оборудование: рисунки учебника, книги.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

Метапредметные связи:

Регулятивные:

· фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;

· самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;

· контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные

· работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;

· выполнять действия по образцу;

· использовать знаково-символичные средства при сворачивании и разворачивании информации;

· задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;

· развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Личностные

· осознание необходимости учения;

· осознавать необходимость в соблюдении правил техники безопасности;

· работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

· учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

План урока:

1) организационный момент

2) актуализация знаний

3) изучение нового материала

4) закрепление знаний

5) рефлексия

6) домашнее задание

 

Ход урока:

1. Организационный момент:

v Приветствие

v Проверка отсутствующих.

v Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

v Учащимся сообщаются цели и структура урока.

Актуализация знаний

 

Актуализацию знаний проводим в виде фронтального опроса и работы на карточках.

Вашему вниманию предлагается химический диктант. Первый вариант выписывает номера утверждений справедливых для ковалентной неполярной связи, второй вариант для ковалентной полярной связи. По окончании данной работы вам предстоит самопроверка.

 

Химический диктант

1) Образуется между атомами, электроотрицательность которых одинакова.

2) При этом типе связи общая электронная пара смещается в сторону более электроотрицательного элемента.

3) Характерна для простых веществ, молекулы которых состоят из двух одинаковых атомов.

4) Тип связи в молекуле хлороводорода.

5) Связь, образующаяся за счет общих электронных пар.

6) В молекулах веществ с этим видом ковалентной связи, общая электронная пары находится на равном расстоянии от ядер атомов.

7) Образуется при взаимодействии элементов, имеющих небольшие различия в электроотрицательности.

8) Характерна для неметаллов.

9) При этом типе ковалентной связи один конец молекулы приобретает положительный заряд, а другой, к которому смещаются общие электроны, - отрицательный заряд.

10) Тип связи в молекуле водорода.

Самопроверка:

Вариант I – ковалентная неполярная связь: 1, 3, 5, 6, 8, 10

Вариант II – ковалентная полярная связь: 2, 4, 5, 7, 9

Вопросы разминки:

1. Что такое химическая связь?

2. Электроны, за счет которых атомы вступают в химические связи называются ………

3. Валентные электроны расположены на ………

4. Что показывает № группы?

5. Сколько валентных электронов в атоме Са и N?

6. Какова причина возникновения химических связей?

7. Какие виды химических связей вы знаете?

8. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется

Ответы учащихся:

1. Химическая связь – это силы взаимодействия,которые соединяют отдельные атомы в молекулы, ионы,кристаллы.

2.Электроны, за счет которых атомы вступают в химические связи называются валентными.

3.Валентные электроны расположены на внешнем энергетическом уровне.

4.Номер группы показывает число электронов на внешнем уровне.

5.У кальция два валентных электрона, а у азота пять, что соответствует номеру группы каждого химического элемента.

6.Причина образования химических связей заключается в устойчивом внешнем энергетическим уровнем. Если это первый уровень то два электрона, а все последующие восемь как у благородных газов.

7.Мы знает 4 вида связей. Четыре вида: ковалентная полярная, неполярная, ионная и металлическая.

8. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется ковалентной.

Задание 3. Ребята, на доске приведено задание, при выполнении которого вам необходимо установить соответствие между типами ковалентной связи и приведенными ниже формулами веществ

 

Установи соответствие:

Ковалентная полярная связь Ковалентная неполярная связь

HCI, Cl2, CH4, CO2, O2, HBr, N2, H2O, H2

 

 

Изучение нового материала

 

При взаимодействии атомов неметаллов с разными значениями электроотрицательности образуется ковалентная полярная связь. Если же различие ЭО между атомами велико, то общая электронная пара практически полностью смещается в сторону более электроотрицательного атома. В этом случае можно говорить о переходе электрона от одного атома к другому. Как правило, такая связь образуется между атомами типичных металлов и типичных неметаллов.

Рассмотрим в качестве примера образование хлорида натрия NaCl. У атома щелочного металла натрия Na на внешнем (третьем) электронном слое находится всего один электрон, а у атома галогена хлора Cl — семь электронов

Взаимодействие этих атомов происходит за счет перехода единственного электрона натрия на внешний электронный слой хлора. При этом у атома натрия внешним становится второй электронный слой.

В результате этого натрий и хлор имеют на внешнем электронном слое по восемь электронов. Электронная структура этих атомов становится такой же, как у ближайших к ним атомов благородных газов: у натрия – как структура атома неона Ne, а у хлора – как структура атома аргона Ar. Атом натрия, потеряв один электрон, превращается в частицу с зарядом 1+. И наоборот, атом хлора превращается в частицу с зарядом 1−:

Na − 1e− = Na+;

Cl + 1e− = Cl−.

Заряженные частицы, которые образуются из атомов в результате отдачи или присоединения электронов, называются ионами.

Атомы, которые отдают свои наружные валентные электроны, превращаются в положительно заряженные ионы – катионы.

Атомы, которые приобретают электроны, превращаются в отрицательно заряженные ионы – анионы.

Каждый из атомов, превращаясь в ион, получает завершенный внешний электронный слой, т.е. устойчивую конфигурацию.

Химическая связь, которая осуществляется за счет притяжения противоположно заряженных ионов, называется ионной.

К ионным соединениям относят соединения типичных металлов групп IA и IIA, с одной стороны, и типичных неметаллов групп VIIA и VIA, с другой. Как правило, это твердые кристаллические вещества – соли, оксиды, основания, например: LiF, KCl, BaO, K2O, Na2S и др.

Физические свойства веществ с ионной кристаллической решеткой:

1) высокие температуры плавле­ния и кипения,

2) не имеют запаха,

3) хрупкость,

4) плохо проводят электрический ток и тепло.

4. Общее закрепление знаний:

 

– Ребята, у кого есть вопросы?

– А сейчас мы выполним упражнения для закрепления.

 

Задание 1. «Третий лишний». Приведен ряд веществ, основываясь на понятии о видах химической связи, определите, какое из них является лишним, объясните почему.

1) LiF, N2, NaCI

2) O2, CI2, H2O

3) N2O5, CO2, CaCI2

4) CuCI2, CO, ZnS

5) CH4, BeF6, CO2

Задание «Крестики-нолики»: «Соедините прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи»:

а) ковалентная неполярная

CF4 KI O3
C I2 Mg3N2
Cl2 NaCl NaNO2

 

б) ионная

KNO3 Se H2S
MgF2 Cs2O NaF
SO2 HCl N2O

в) металлическая

K C2H5OH NO2
O2 C F2
Zn Au Rb

г) ковалентная полярная

Cl2O H3PO4 Na2O2
Li3N N2O3 LiOH
H2Se P4 CS2

 

 

Работа в паре:

 

“найдите ошибку в высказываниях почтальона Печкина, исправить их:

а) атомы неметаллов не взаимодействуют друг с другом, а если взаимодействуют, то между ними образуется ионная связь;

б) ковалентная полярная и ковалентная неполярная связь образуется между атомами металлов;

в) существует пять видов химической связи.

Практическое выполнение задания по теме «Химическая связь»

Определите виды химических связей в молекулах следующих веществ:

H2O,CaSO4, HNO3, HCI, CaS, NO2, CuO, MgO, Pb(OH)2, PbO, NaOH, NaCI

SO₂, MgO, CO, Na₂O, Al₂O₃, Fe₂O₃, Ag₂O, N₂O₅

Na2O H2SO4 CO2 NaOH K2O H2O NaCI SO2 CaSO4 CaO HNO3

P2O5, Cu(OH)2, H₂SiO₃, NO2, H₃PO₄ Zn(OH)2, HCl, AgNO3, Fe2(SO4)3,, H2SO4, AlBr3 KOH, H2S, NaOH, Сa(OH)₂ НNO₃

NaОН, Са(ОН)₂,HCl, H₂SO₃, Fe₂O₃, H₂O, NaCl, KNO₃

Ответьте на вопросы:

1). Какие виды химической связи вам известны?

2). Что называют ионами?

3). Какие виды ионов вам известны?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: