Методические указания для выполнения практических и лабораторных работ обучающимися по дисциплине «Биология»
для специальностей
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
110810«Электрификация и автоматизация с\х»
110809 «Механизация сельского хозяйства»
Разработал
преподаватель Панченко С.К.
Калач 2014
Пояснительная записка
Написание и защита практических и лабораторных работ является одним из важных этапов в подготовке будущих специалистов. Заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Все эти составляющие формируются в процессе самостоятельной работы обучающихся при выполнении практических и лабораторных работ.
Цели образования:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
|
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Целью биологии становятся:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
При выполнении лабораторных и практических работ обучающийся должен
знать:
–строение клеток многоклеточных организмов;
– особенности химического состава клетки;
– закономерности наследования (моногибридное и дигибридное скрещивание);
– наследование признаков, сцепленных с полом;
– критерии вида, взаимосвязь организмов в сообществах, пищевые цепи;
– правила по технике безопасности при выполнении лабораторных работ.
уметь:
– строить вариационную кривую изменения признаков (на примере размеров листьев или плодов);
– обнаруживать крахмал в клетках растений и жира в семенах;
– обнаруживать фермент каталаза в сырых и вареных продуктах питания;
– решать задачи по передаче энергии в цепях питания;
– решать задачи на правило суммы эффективных температур;
– определять сходства и различия естественной экосистемы и агроэкосистемы.
Правила выполнения лабораторных работ:
- обучающийся должен приступить к выполнению лабораторной работы подготовленным по данной теме;
- каждый обучающийся должен знать правила по технике безопасности при работе с реактивами;
- после проведения работы обучающийся представляет письменный отчет;
- до выполнения лабораторной работы у обучающегося проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме;
- отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы;
- таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов);
- зачет по данной лабораторной работе обучающийся получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов по всем лабораторным работам.
|
Лабораторная работа выполняется в три этапа:
- подготовка к эксперименту;
- выполнение эксперимента;
- подготовка отчета по работе и выполнению заданий.
Правила оформления отчёта по лабораторной работе:
- запишите название номер и тему лабораторной работы
Лабораторная работа №__.
Тема:_______________________________________________________________.
Цели работы: _______________________________________________________.
Оснащение рабочего места: ___________________________________________;
- ознакомьтесь самостоятельно с целями работы и списком оборудования и реактивов;
- запишите номер и название опыта из методической рекомендации. Самостоятельно определите его цель и содержание эксперимента.
Опыт № __. __________________________________________________________.
1. Что делали? | 2. Что наблюдали? | 3. УХР и выводы | |
Проба № 1 | |||
Проба № 2 | |||
Проба № 3 |
- проведите запланированный эксперимент и кратко запишите всё, что вы делали и что при этом наблюдали;
- нарисуйте прибор, которым вы пользовались. Постарайтесь, чтобы рисунок получился четким. Обязательно сделайте на нем пояснительные надписи. Для изображения окрашенных веществ пользуйтесь цветными карандашами или фломастерами;
- сделайте вывод после каждого опыта (или работы). Напомним: повторное описание своих действий или наблюдений не может считаться выводом;
- ответьте на вопросы и выполните все задания.
Полезные советы. Каждую лабораторную работу и каждый опыт начинайте с нового листа.