МБОУ СОШ №3 Г Рассказово, Тамбовская обл.
Учитель начальных классов Рассказова Татьяна Ивановна
Технологическая карта урока
Название УМК «Планета Знаний» Предмет литературное чтение Класс 1
Тема урока: В.Жуковский «Жаворонок»
Цель урока: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения о весне
Задачи:: организовать деятельность учащихся по знакомству со стихотворением В Жуковского развивать образное мышление, память, внимание, воображение, речь;
обеспечить развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи,
воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте, добре, истине в ходе анализа стихотворений; вызвать душевный отклик на лирические произведения о весне; способствовать воспитанию любви к Родине
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык
Планируемый результат | |
Предметные умения - уметь составлять текст, выразительно читать - уметь выполнять сравнение. -объяснять лексическое значение слова. - уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; -оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебник; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
|
Этапы урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||
1.0 | 1 мин | Организационное начало урока Цель: проверить готовность к уроку | Словесный | Фронтальный | Здравствуйте, дети! Встаньте все прямо, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок. Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам. - Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок. | Подготовка к работе. | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | |||||||||||||||||
1.1 | 1 мин | Постановка проблемы Цель: § развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать; § воспитывать интеллигентность умение выслушать товарищей; | слово учителя | Фронтальный | - Ребята, какое у вас самое любимое время года и почему? - Как вы думаете, почему большинство людей с нетерпением ждут прихода весны, чем это объясняется? - Что это за чувство, почему оно связано с приходом весны, мы не будем спешить отвечать, просто обратимся к стихотворениям замечательного русского поэта | Учащиеся называют разные времена года и объясняют причину своего выбора Дети указывают на благоприятные изменения в погоде, на обилие солнечных дней, на цветение растений, на пение птиц, что весной в душе у многих людей появляется неизбывная радость. | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |||||||||||||||||
2.0 | 5 мин | Словарная работа Цель: § формировать навык самостоятельной работы; § развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся, § учить работать со справочной литературой, | Языковой анализ | Фронтальная форма | Но сначала проведем зрительный диктант с группой новых слов (слайд 2). Время экспозиции – 3 секунды. Все внимание на экран! На экране появляются слова: ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ волшебный . Внимание на экран! Проверка. Какие из этих слов мы можем использовать сегодня на уроке и в каких случаях? | - Учащиеся смотрят на экран -прочитывают орфографически каждое слово - обозначают ударение - делят на слоги Проверяют написание слов. Волшебный – когда будем говорить о весне. Внимательный – когда будем слушать друг друга. Выразительный – когда будем читать стихотворение. | Самоопределение Самопроверка Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Самоосмысление | |||||||||||||||||
3.0 | мин | Сообщение темы урока | беседа | Фронтальная работа | Сегодня на уроке мы будем говорить о весне. Тема урока: В.Жуковский «Жаворонок». ЖАВОРОНКИ – не большие птицы, окрашенные в большинстве случаев в тусклые глинистосерые тона. В России около 15 видов (полевой жаворонок, лесной, степной, хохлатый, рогатый жаворонки и др.) .Как вы думаете, почему я показала вам именно этот вид? Эти птицы населяют открытые пространства — степи, полупустыни, луга и безлесные склоны гор и сопок. Никогда не садятся на ветки. Питаются в летнее время преимущественно насекомыми и полузрелыми семенами травянистых растений. Жаворонки — замечательные певцы, особенно полевой жаворонок. Поют только самцы, которых можно отличить по внешнему виду. Но сначала я вам предлагаю послушать отрывок из музыкального произведения П Чайковского "Времена года". (Жаворонок) Закройте пожалуйста глаза и представьте ту картину, которую, на ваш взгляд, попытался изобразить композитор. Звучит отрывок из пьесы "Весна | . Потому, что мы жители лесостепной полосы и эта птичка нашего края. Ответы детей. Слушают произведение | .Межпредметные связи:окружающий мир Познавательные УУД: Открытие нового знания детьми. | |||||||||||||||||
3.1 | фронтальная работа | Какое время года изображает пьеса? Почему вы так решили? Вы верно определили время года, изображенное в музыкальном произведении. А теперь прослушайте словесное произведение. Просмотр видеофильма стихотворения В Жуковского(авт Жакулина И.В.) | Слушают произведение Интересны и музыкальная, и словесная картины, но понятны описания словами, так как каждый из нас думает рисует, прежде всего, при помощи слов исует, прежде всего, при помощи слов | Самоосмысление Личностные УУД В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией Учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. . Коммуникативные УУД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других | ||||||||||||||||||||
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какие рисунки можно нарисовать словами к этому стихотворению? Только он поёт паря в воздухе, когда остальные птицы поют сидя на деревьях. У.Хотите, покажу Вам, какую картину вижу я? (Слайд) Перечитайте стихотворение шепотом и попробуйте, как настоящие волшебники, оживить его - придать ему наглядность, образность своим голосом.Что вам в этом поможет? А ещё понимание тех чувств, с которыми оно написано Что послужило толчком для создания этого произведения у автора? Какие строчки показались наиболее образными? (Как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами?) Рдеть-отливать красным цветом, краснеть. Назовите родственные слова к словам: Лазурь, долина -низина. Как вы понимаете смысл выражений: «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны!» Д. «Пою», здесь имеет значение – «воспеваю, славлю весну». Жаворонок радуется приходу весны, он парит так высоко в небе, Что видит «весь Божий мир». У.А как вы думаете, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения? | Веселое, радостное. (рефлексия) Я вижу голубое небо и маленькую точку в небе - это жаворонок Повторное чтение стихотворения учениками с заданием Темп и громкость, выделение отдельных слов и пауз. (ответы детей) «Лес зардел». Лазурный, лазурит. Долина - низкое место, дол | Познавательные УУД Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные УУД - эмоционально проживают текст, выражают свои эмоции; - понимают эмоции других людей, Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные УУД - эмоционально проживают текст, выражают свои эмоции; - понимают эмоции других людей, | ||||||||||||||||||||||
Подберите синоним к слову: ЗАРДЕЛ — ЗААЛЕЛ. В стихотворении лазурь-это небо. .Назовите родственные слова к словам: Лазурь, долина Долина - низкое место, дол-низина. Как вы понимаете смысл выражений: «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны!» .А как вы думаете, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения? | Лазурь-Синева, светло – синий цвет. Лазурный, лазурит. «Пою», здесь имеет значение – «воспеваю, славлю весну». Жаворонок радуется приходу весны, он парит так высоко в небе, Что видит «весь Божий мир». | Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре Регулятивные УУД Учится работать по предложенному учителем плану | ||||||||||||||||||||||
4.0 | 7 мин | Наблюдение цель: § развивать память и образное мышление детей, § совершенствовать навыки определения частей речи; § развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности § воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету. | Объяснительно-иллюстративный | работа в малых группах | На уроках мы изучали произведения о весне, а в тетради записывали слова, словосочетания, которые показали нам, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны. Это вы показали и в своих рисунках при помощи красок, на которых мы видим конкретные предметы: деревья, воздух, первоцветы и т.д. Давайте, глядя на рисунки и пользуясь таблицей, составим свои произведения о весне, в которых вы выразите свои мысли и чувства, а потом поделимся своими зарисовками с одноклассниками Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений выражений. Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений. | пользуясь таблицей малых группах составляют небольшие зарисовки о весне. Представители от каждой группы рассказывают свои зарисовки. 1 группа: 2 группа: | Коммуникативные УУД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других 5.0 На данном этапе проходит технология здоровьесбережения | |||||||||||||||||
5.0 | мин | |||||||||||||||||||||||
6.0 | мин | Закрепление цель: 1. совершенствовать навыки выразительного чтения; 2. формировать навык самостоятельной работы; 3. продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа 4. активизация мыслительной и творческой деятельности; 5. развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности | Контрольно- оперативный метод | групповая работа | Итак, ребята, вы получили опыт устного словесного рисования, описывая словами свой рисунок, слушали музыку, а теперь предстоит самое интересное – подготовить выразительное чтение стихотворений о весне. Работать будем в группах. | § Распределяются на группы, § прочитывают стихотворение сначала каждый самостоятельно, § коллективно расставляют паузы, § выбирают темп чтения, интонацию, настроение, с которым будут читать данное произведение, § прослушивают друг друга, дают советы, § по мере готовности подают сигнал | Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности; Проговаривать последовательность действий; . Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы | |||||||||||||||||
6.1 | мин | Конкурс стихов | фронтальная работа | А теперь послушайте внимательно друг друга, и помните о правилах хорошей речи! Оцените подготовку ребят, выскажите свои пожелания и впечатления. | Группы учащихся выступают перед одноклассниками, а остальные выслушивают, а потом высказывают свое мнение | Взаимооценка Самовыражение технология Здоровьесбережения Работа в паре создает антистрессовую ситуацию, что формирует здоровую психику ребенка. Имеют навыки работы в группе | ||||||||||||||||||
7.0 | 1 мин | Итог урока Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихся | Слово учителя | Ребята, вы сумели с помощью слов оживлять картины природы весной. Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке? (звучит мелодия Т Мельниченко песни «Жаворонок»на стихи Жуковского) | Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы. | Самоанализ Рефлексия | ||||||||||||||||||
|