Тема: Педагогические теории эпохи Просвещения.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая система Я.А. Коменского.
2. «Практическая педагогика» Дж. Локка.
3. Концепция естественного воспитания Ж. – Ж. Руссо.
4. Взгляды Д. Дидро на структуру и принципы организации образования.
Рекомендуемая литература
Основная
- Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
- История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
Дополнительная
- Васильев В.А. Ж.-Ж. Руссо о воспитании добродетели // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 6.
- Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. – 1993. – № 5.
- Кумарин В. Аксиомы Коменского, или строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Народное образование. – 2001. – № 8.
- Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
Задания:
- Ознакомьтесь с педагогической системой Я.А. Коменского, используя следующий план:
- антрополого-педагогические взгляды Я.А. Коменского, ставшие основой его педагогической системы;
- система школ и её дидактическое обоснование;
- принцип природосообразности воспитания и образования в педагогической концепции Я.А. Коменского;
- концепция преобразования человеческого общества в книге «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».
- Подготовьтесь к обсуждению вопроса, какие идеи Коменского применяются в теории и практике современной гуманистической школы.
- Ознакомьтесь с концепцией воспитания и образования Дж. Локка, используя следующий план:
- социально-политические и философские воззрения Дж. Локка, послужившие основой для его педагогической системы;
- система воспитания и образования джентльмена, изложенная в трактате «Мысли о воспитании»;
- Ознакомьтесь с педагогической системой Ж. – Ж. Руссо, используя следующий план:
- философские воззрения Ж. – Ж. Руссо, послужившие основой для его педагогической системы;
- возрастная периодизация и её обоснование;
- система воспитания и образования, изложенная в романе «Эмиль, или О воспитании».
3. Ознакомьтесь с отрывком из произведения Д. Дидро «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства», подготовьтесь к обсуждению проекта организации просвещения в России, составленного Д. Дидро по просьбе Екатерины Второй.
Семинар № 2
Тема: Педагогические теории и системы в странах Западной Европы в XIX веке
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогические идеи и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци
2. Педагогические идеи и деятельность Иоганна Фридриха Гербарта
3. Педагогические идеи и деятельность Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервнга
4. Педагогические идеи социалиста-утописта Роберта Оуэна
Задания:
1. Ознакомьтесь с педагогической деятельностью и теорией И. Г. Песталоцци, используя следующий план:
- мировоззренческие, духовно-нравственные, антропологические основы педагогической системы И. Г. Песталоцци;
- принцип природосообразности воспитания (в «Лебединой песне» (см. Хрестоматию по истории зарубежной педагогики) выделите трактовки природы человека, законов развития природных сил и способностей);
- теория элементарного образования: выявление «простейших» элементов – первооснов познания;
- идеи развивающего школьного обучения в творчестве педагога;
- идея народной школы в педагогическом романе «Лингард и Гертруда» (см. Хрестоматию …)
2. Ознакомьтесь с педагогической деятельностью и теорией И. Ф. Гербарта, используя следующий план:
- антрополого-педагогическая концепция Гербарта, её философские основы;
- этические идеи, сформулированные Гербартом, как нормы жизни отдельного человека и общества в целом;
- цели воспитания как центральный вопрос педагогики (см. Хрестоматию …, отрывок из произведения «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания»);
- «материальное» и «формальное» образование (единство процесса усвоения знаний и развития познавательных способностей),
- роль интереса в обучении, требование «многостороннего интереса» в педагогической системе Гербарта;
- нравственное воспитание и развитие ребёнка, воспитывающее обучение;
- дисциплинирование воспитанника как пролог к его нравственному воспитанию.
3. Ознакомьтесь с практической деятельностью и педагогическими идеями Ф. А. В. Дистервега, используя следующий план:
- мировоззренческая позиция педагога, её философские и идейные основы;
- дидактические правила обучения, изложенные в «Руководстве к образованию немецких учителей» - общий обзор правил, сгруппированных по четырём направлениям (см. Хрестоматию …);
- принципы природосообразности (здесь же рассмотрите ступени возрастного развития детей школьного возраста, выделенные Гербартом), культуросообразности и самодеятельности в педагогической системе Дистервега;
4. Подготовьтесь к обсуждению вопроса, какие из дидактических правил, сформулированных Дистервегом, наиболее актуальны в современной школьной практике (см. Хрестоматию …);
5. Ознакомьтесь с отрывками из произведений Роберта Оуэна (см. Хрестоматию), подготовьте сообщение о взглядах автора на принципы и организацию воспитания и образования детей.
Литература:
- Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
- История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
- Клоушн В. М. Аксиомы Песталоцци и психология // Народное образование. – 2002. – № 4.
- Клоушн В. М. И. Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. – № 1.
- Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
- Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
- Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
- Шевченко Л. И., Заплатников Л. Т. И. Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок // педагогика. – 1996. – № 3.
Семинар № 3
Тема: Педагогические теории и системы в странах Западной Европы и США в конце XIX – начале XX вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Теория свободного воспитания Марии Монтессори
2. Педагогика прагматизма Джона Дьюи.
3. Концепция трудовой школы Георга Кершенштейнера.
4. «Школа жизни» Вильгельма Августа Лая.
Задания:
1. Ознакомьтесь со статьями в журнале «Дошкольное воспитание», на основе данных материалов подготовьте доклад, используя примерный план:
- философско-педагогические взгляды М. Монтессори на природу ребёнка и его воспитание;
- сущность метода воспитания М. Монтессори;
- понятие сензитивных периодов;
- роль и функции педагога в воспитательном процессе;
- соотношение игры и труда.
2. Ознакомьтесь с материалами учебников и хрестоматии, подготовьте доклад о педагогической концепции Д. Дьюи на основе следующего плана:
- критика традиционной школы и системы обучения в книге Д. Дьюи «Школа и общество» (см. Хрестоматию»);
- проект «идеальной» школы (там же);
- принцип природосообразности в педагогической системе Д. Дьюи;
- требование единства развития и воспитания в дидактике Д. Дьюи.
3. Ознакомьтесь с материалами учебников и хрестоматии, подготовьте доклад о концепции трудовой школы Г. Кершенштейнера.
4. Ознакомьтесь с материалами учебников и хрестоматии, подготовьте доклад о педагогической концепции В. А. Лая на основе следующего плана:
- «школа жизни» - теория трудовой школы В. А. Лая;
- «Необходимость школьной реформы сообразно требованиям природы и культуры» (см. Хрестоматию);
- «Основные принципы школы действия» (там же).
Конспектирование первоисточников
(Выполняется по «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики». Сост. А. И. Пискунов.)
1. Дьюи Дж. «Школа и общество»;
2. Кершенштейнер Г. «Школа будущего – школа работы»;
3. Лай В. А. «Школа действия».
Литература:
- Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
- Дошкольное воспитание. 1989. №10, 1994. №10, 1999. №10, 2000. №10. (по Мотиессори)
- История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.:
- Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
- Сфера, 2001.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.