Конспектирование первоисточников




Тема: Педагогические теории эпохи Просвещения.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая система Я.А. Коменского.

2. «Практическая педагогика» Дж. Локка.

3. Концепция естественного воспитания Ж. – Ж. Руссо.

4. Взгляды Д. Дидро на структуру и принципы организации образования.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
  2. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
  3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.

Дополнительная

  1. Васильев В.А. Ж.-Ж. Руссо о воспитании добродетели // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 6.
  2. Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. – 1993. – № 5.
  3. Кумарин В. Аксиомы Коменского, или строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Народное образование. – 2001. – № 8.
  4. Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.

Задания:

  1. Ознакомьтесь с педагогической системой Я.А. Коменского, используя следующий план:

- антрополого-педагогические взгляды Я.А. Коменского, ставшие основой его педагогической системы;

- система школ и её дидактическое обоснование;

- принцип природосообразности воспитания и образования в педагогической концепции Я.А. Коменского;

- концепция преобразования человеческого общества в книге «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

  1. Подготовьтесь к обсуждению вопроса, какие идеи Коменского применяются в теории и практике современной гуманистической школы.
  2. Ознакомьтесь с концепцией воспитания и образования Дж. Локка, используя следующий план:

- социально-политические и философские воззрения Дж. Локка, послужившие основой для его педагогической системы;

- система воспитания и образования джентльмена, изложенная в трактате «Мысли о воспитании»;

  1. Ознакомьтесь с педагогической системой Ж. – Ж. Руссо, используя следующий план:

- философские воззрения Ж. – Ж. Руссо, послужившие основой для его педагогической системы;

- возрастная периодизация и её обоснование;

- система воспитания и образования, изложенная в романе «Эмиль, или О воспитании».

3. Ознакомьтесь с отрывком из произведения Д. Дидро «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства», подготовьтесь к обсуждению проекта организации просвещения в России, составленного Д. Дидро по просьбе Екатерины Второй.

Семинар № 2

Тема: Педагогические теории и системы в странах Западной Европы в XIX веке

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогические идеи и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци

2. Педагогические идеи и деятельность Иоганна Фридриха Гербарта

3. Педагогические идеи и деятельность Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервнга

4. Педагогические идеи социалиста-утописта Роберта Оуэна

Задания:

1. Ознакомьтесь с педагогической деятельностью и теорией И. Г. Песталоцци, используя следующий план:

- мировоззренческие, духовно-нравственные, антропологические основы педагогической системы И. Г. Песталоцци;

- принцип природосообразности воспитания (в «Лебединой песне» (см. Хрестоматию по истории зарубежной педагогики) выделите трактовки природы человека, законов развития природных сил и способностей);

- теория элементарного образования: выявление «простейших» элементов – первооснов познания;

- идеи развивающего школьного обучения в творчестве педагога;

- идея народной школы в педагогическом романе «Лингард и Гертруда» (см. Хрестоматию …)

2. Ознакомьтесь с педагогической деятельностью и теорией И. Ф. Гербарта, используя следующий план:

- антрополого-педагогическая концепция Гербарта, её философские основы;

- этические идеи, сформулированные Гербартом, как нормы жизни отдельного человека и общества в целом;

- цели воспитания как центральный вопрос педагогики (см. Хрестоматию …, отрывок из произведения «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания»);

- «материальное» и «формальное» образование (единство процесса усвоения знаний и развития познавательных способностей),

- роль интереса в обучении, требование «многостороннего интереса» в педагогической системе Гербарта;

- нравственное воспитание и развитие ребёнка, воспитывающее обучение;

- дисциплинирование воспитанника как пролог к его нравственному воспитанию.

3. Ознакомьтесь с практической деятельностью и педагогическими идеями Ф. А. В. Дистервега, используя следующий план:

- мировоззренческая позиция педагога, её философские и идейные основы;

- дидактические правила обучения, изложенные в «Руководстве к образованию немецких учителей» - общий обзор правил, сгруппированных по четырём направлениям (см. Хрестоматию …);

- принципы природосообразности (здесь же рассмотрите ступени возрастного развития детей школьного возраста, выделенные Гербартом), культуросообразности и самодеятельности в педагогической системе Дистервега;

4. Подготовьтесь к обсуждению вопроса, какие из дидактических правил, сформулированных Дистервегом, наиболее актуальны в современной школьной практике (см. Хрестоматию …);

5. Ознакомьтесь с отрывками из произведений Роберта Оуэна (см. Хрестоматию), подготовьте сообщение о взглядах автора на принципы и организацию воспитания и образования детей.

Литература:

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
  2. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
  3. Клоушн В. М. Аксиомы Песталоцци и психология // Народное образование. – 2002. – № 4.
  4. Клоушн В. М. И. Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. – № 1.
  5. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
  6. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
  7. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
  8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
  9. Шевченко Л. И., Заплатников Л. Т. И. Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок // педагогика. – 1996. – № 3.

 

Семинар № 3

Тема: Педагогические теории и системы в странах Западной Европы и США в конце XIX – начале XX вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Теория свободного воспитания Марии Монтессори

2. Педагогика прагматизма Джона Дьюи.

3. Концепция трудовой школы Георга Кершенштейнера.

4. «Школа жизни» Вильгельма Августа Лая.

Задания:

1. Ознакомьтесь со статьями в журнале «Дошкольное воспитание», на основе данных материалов подготовьте доклад, используя примерный план:

- философско-педагогические взгляды М. Монтессори на природу ребёнка и его воспитание;

- сущность метода воспитания М. Монтессори;

- понятие сензитивных периодов;

- роль и функции педагога в воспитательном процессе;

- соотношение игры и труда.

2. Ознакомьтесь с материалами учебников и хрестоматии, подготовьте доклад о педагогической концепции Д. Дьюи на основе следующего плана:

- критика традиционной школы и системы обучения в книге Д. Дьюи «Школа и общество» (см. Хрестоматию»);

- проект «идеальной» школы (там же);

- принцип природосообразности в педагогической системе Д. Дьюи;

- требование единства развития и воспитания в дидактике Д. Дьюи.

3. Ознакомьтесь с материалами учебников и хрестоматии, подготовьте доклад о концепции трудовой школы Г. Кершенштейнера.

4. Ознакомьтесь с материалами учебников и хрестоматии, подготовьте доклад о педагогической концепции В. А. Лая на основе следующего плана:

- «школа жизни» - теория трудовой школы В. А. Лая;

- «Необходимость школьной реформы сообразно требованиям природы и культуры» (см. Хрестоматию);

- «Основные принципы школы действия» (там же).

Конспектирование первоисточников

(Выполняется по «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики». Сост. А. И. Пискунов.)

1. Дьюи Дж. «Школа и общество»;

2. Кершенштейнер Г. «Школа будущего – школа работы»;

3. Лай В. А. «Школа действия».

Литература:

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
  2. Дошкольное воспитание. 1989. №10, 1994. №10, 1999. №10, 2000. №10. (по Мотиессори)
  3. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.:
  4. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
  5. Сфера, 2001.
  6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: